Такая же цивилизация — как живут люди в деревне Решеты

Деревня Старые Решеты — в 15 километрах от Первоуральска. Наверное, именно поэтому выглядит чистой и ухоженной. Заброшенных домов в Решетах нет — тут живут не только пенсионеры и дачники, но и обустраивают свой быт молодые. Конечно, проблем тоже хватает, но с ними справляются. Почему жители Решет перестали отмечать Масленицу, больше не держат скотину и не хотят переезжать в город — расскажут «Городские вести».

Нам без света никак

Сворачиваем с трассы под мост, проезжаем несколько сот метров, и вот она — деревня Старые Решеты. Людей на улицах нет — то ли сказался рабочий день, то ли просто не нашлось желающих прогуляться в метель. Едем по деревне — почта закрыта, фельдшерский пункт закрыт, недавно отремонтированная библиотека — закрыта. Открыт только магазин, где две сонные продавщицы переговариваются между собой — покупателей тоже нет.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Немного покружив по Решетам, едем по центральной улице Пушкина, глядя по сторонам — старые, но ухоженные дома стоят вперемежку с новенькими коттеджами. Замечаем женщину, которая оживленно разговаривает с соседом, откидывающим со двора снег. Останавливаемся. Выходим из машины.

— Заблудились? — сразу же подходит к нам женщина. — Куда вам нужно, говорите, я все расскажу.

— Нет, не заблудились, в гости приехали к вам в Решеты.

— О, как замечательно, гости у нас редко бывают. Давайте, я вам сейчас про Решеты все-все расскажу.

Начинает Надежда Юрова с проблем.

Надежда Юрова Фото Анны Неволиной
Надежда Юрова
Фото Анны Неволиной

— Ну, как у нас тут дела? На газ уже давно деньги сдали — три года назад, по 12 тысяч, а нам до сих пор его не провели. Обещают только, то в город выходят с этой просьбой, то в область, а толку никакого. Так странно — мы же не в глуши какой живем, 15 километров от города, а газа нет. По всей России есть, даже в ветхих «избушках на курьих ножках», а мы на плитках готовим до сих пор.

С электричеством тоже постоянные проблемы — то трансформатор перегорит, то провода ветром переплетет. Эту задачу решают — поставили новые столбы, обещают, что теперь свет будет постоянно.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Нам без света же никак, — продолжает Надежда Освальдовна, — все на электричестве работает — и плиты, и стиральные машины, и посудомойки, и котлы.  А вот дороги нам сейчас исправно начали чистить — за этим следит новый председатель. Еще нам не хватает нормальной почты. Вы же проезжали, видели, что там такое. Не почта, а срам один. Почтальон приезжает, только чтобы пенсию выдать. Очереди огромные. Только тем, кто сам уже ходить не может, деньги домой приносят.

 

Был бы газ — была бы сказка

Надежда Юрова живет в Решетах с 1969 года. Раньше с семьей приезжала на дачу, а десять лет назад поселилась насовсем.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Мне здесь очень нравится, — говорит женщина. — Прекрасные места, красивая природа. Достопримечательностей у нас совсем немного — только мемориал воинам, погибшим на Великой Отечественной войне. Так что туристов совсем нет, только те, кто заблудился. А вообще, у нас тут такая же цивилизация, как и у вас в городе — библиотеку отремонтировали, я туда с удовольствием сейчас хожу, беру книги, читаю. Я на пенсии, особого хобби у меня нет, так что вот — управляюсь по дому, читаю книги, смотрю телевизор и гуляю каждый день. Муж у меня летом на огороде, зимой — снег чистит.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Надежда Освальдовна говорит, что самая большая радость для деревни — это открытие фельдшерского пункта.

— Сейчас хоть бабушкам легче стало, не нужно на станцию бегать. Медперсонал очень мобильный — фельдшер ездит на машине. Если раньше приходилось ходить по сугробам пешком, то сейчас все делается оперативно. Единственное, опять же повторюсь, крайне неудобно без газа. Был бы газ — была бы сказка.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Сегодня в Решетах работы нет совершенно. Поэтому местная молодежь ездит трудиться в Первоуральск, Екатеринбург и Ревду. Но из Решет уезжать не спешит: свой дом — это престижно. Да и земля кормит — в кризис это очень важно.

Школа раньше была, но из нее сделали общежитие. Сейчас специальный автобус возит ребят в Новоалексеевку.

— Детей у нас сейчас стало много, — говорит Надежда Юрова. — Деревня ожила.

 

Белка-патриот

Как говорит Надежда Освальдовна, люди в Решетах живут хорошие, дружные.

— Отлично живем, да, Володя? — обращается женщина к соседу. — Иди сюда, расскажи, что ты у нас тут делаешь, как живешь.

Владимир Иванов смущенно подходит, опирается на лопату, которой убирает снег.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Я здесь родился, — рассказывает Владимир Евгеньевич, — 70 лет живу и уезжать не намереваюсь. Работал всю жизнь на железной дороге, а потом так и остался в родительском доме. Хозяйства у меня сейчас никакого нет — несколько лет назад сгорел дом вместе со всей скотиной — свиньями, коровой. С тех пор только вот Дик у меня и есть, пес, во дворе живет, охраняет дом.

— Пойдемте, лучше мою собаку Белочку сфотографируете, — зовет Надежда Освальдовна. — Она у меня, знаете, какая красивая. Приблудилась к нам, тощая была, спина вот такая — сантиметров 10 в ширину всего. Мы ее откормили сейчас, такая стала красавица. Зять ей будку сделал, сайдингом обшил, крышу в триколор выкрасил, так что Белка у меня — патриот. На днях мы елку во дворе наряжали, так еще и звезду на конуру прикрепили, потому что у собаки тоже Новый год скоро.

 

Не кусается, но во двор не пустит

Пока идем до дома Надежды Юровой, она рассказывает про своих соседей.

— Вот здесь живут молодые, — показывает женщина на добротный деревянный дом. — Три года подряд такую шикарную Масленицу делали, наряжались в костюмы, весь праздник организовывали. Гуляли всей улицей. Но Денис разбился, и Анна перестала делать праздники, не до того ей сейчас. Вот тут тоже молодые поселились, посмотрите, какой дом отстроили, двое детей у них. Хорошо живут, дружно. Тут дом недавно сгорел у нас. Пожарной части-то нет, тушить некому. Пока доедут до нас пожарные — все сгорает. Беда. А вот и Белка моя сидит. Она не кусается, но во двор не пустит. Выходи, Белка, поздоровайся.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

 

Немного истории

Деревня Старые Решеты основана в 1735 году по царскому указу и была населена рекрутами по набору — бывшими мастеровыми монетного двора — для пристанища проходящих войск по Сибирскому тракту. Получила свое название по названию реки Решетка, правого притока реки Исеть, которая делит деревню на две примерно равные части.

Максимальное развитие деревня получила в 6070-е года ХХ века, во времена строительства канала водоснабжения из Волчихинского водохранилища до фильтровальных станций Екатеринбурга и новой автодороги ЕкатеринбургПермь.

Был создан поселок строителей, многие из которых остались жить в деревне после окончания стройки. Для строительства автодороги осуществлялся забор грунта из расположенного в окрестностях деревни карьера «Ямки». Сейчас карьер затоплен, летом жители деревни и дачники в нем купаются. На искусственном водоёме построена насосная станция. Карьер является источником технической воды для нужд коллективных садов.

До 2001 года в деревне существовала войсковая часть, после 2001 года — исправительное учреждение, входящее в систему ГУФСИН Свердловской области — колония общего режима.

Белка, и вправду, красавица — ухоженная, сытая, довольная. Подходит к хозяйке, тычется мордочкой в руки, просит погладить. Потом подходит к нам, обнюхивает, и тоже начинает ластиться.

— У меня еще кот живет, огромный, рыжий, 14 килограммов весит, — продолжает Надежда Освальдовна. — Он такой чистюля, никогда не ляжет в спальне на постель, пока ему накидку не подстелишь.

 

С соседями не очень повезло

Распрощавшись с гостеприимной Надежной Юровой, решили заехать в другую часть деревни — на станцию «Решеты». Там царит ощущение некой заброшенности — старые двухэтажные дома, покосившиеся заборы, остовы автомобилей.

— Я здесь живу уже 43 года, — говорит местная жительница Лидия Ромашова. — Работала на станции, как только построили вот эти дома, так нам квартиру выделили. Вот и живем. Все вместе — дети, внуки со мной, шесть человек нас всего.

Газа на станции тоже нет. Но управляющие компании работают на отлично — убирают подъезды, вывозят мусор.

— У меня сейчас одна забота, — говорит Лидия Сергеевна, — собачка Люсьена. Она с лета у меня живет. Шустрая до чего, не угнаться. И бестолковая. Зову ее, зову, а ей — хоть бы что. Как живется здесь? Да нормально живется, только вот с соседями мне не очень повезло. Лицемерные они. В глаза одно говорят, а за угол зайдут — и уже совсем другое.

Уезжать из Решет женщина, конечно, никуда не собирается — уже возраст не тот, да и привыкла к родным пенатам за 40 лет.

— У вас поезда под самыми окнами ходят, не мешают? — спрашиваем мы.

— Да я их уже давно не замечаю, не слышу даже, — говорит Лидия Ромашова. — За столько лет привыкла.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной