Фонд «Строганофф» представил собственный музей с любопытными экспонатами

Машинка Морзе, фотоаппарат и телефон — получается смартфон

Здесь не просят при входе надевать бахилы и не делают суровые лица, когда вы громко восторгаетесь экспонатом. Здесь не говорят «Тссс, вы ж в музее!» и очень радуются, когда на экскурсии приходят дети — они задают очень много интересных вопросов и требуют разобрать автомат Калашникова.

IMG_1329

 

У входа в музей нас встречает председатель Совета фонда Станислав Могила. В руках револьвер.

— Настоящий? — тотчас спрашиваем мы.

— Еще бы, — Станислав протирает оружие, показывает магазин и миниатюрный штампик на курке. — Это — мой любимый экспонат, револьвер 1917 года. Достаточно ценная вещица, потому что каждый элемент револьвера пробит вот таким вот молоточком. Вот здесь молоток, и на курке молоточек есть. Это говорит о том, что это царский револьвер, сделан на царских заводах. Через два года ему будет 100 лет.

Фондовцы купили револьвер в Ижевске — родине всего российского оружия.

IMG_1331

— Познакомились там с человеком, который занимается продажей не только современного оружия, но и такого раритета. Оно деактивировано на специальном заводе и переведено из боевого в оружие, которое можно экспонировать в музее.

Далее — винтовка Мосина, автомат Калашникова.

— Любимый экспонат всей детворы — автомат. Мы разрешаем его разбирать и собирать, параллельно рассказываем об истории создания легендарного оружия, — продолжает Могила, подводя к столу, от разнообразия которого дух захватывает. Здесь настоящий рай для юных техников — машинка Морзе, пластиночный фотоаппарат, машинка Ракова для заряжания пулеметных лент, счетная машина Одера…

IMG_1348

— Вот вы когда-нибудь задумывались, почему в машине колесики, показывающие километраж, называются одометром? — глядя на нас, Станислав Могила понимает, что «эта штука, которая показывает, сколько ты проехал», только сейчас обрела название в наших головах. — Так вот. Одометр. По имени разработчика, который придумал, счетный механизм на основе шестеренок с изменяющимся передаточным механизмом. Калькулятор, одним словом.

IMG_1351

Экспонаты попадают в музей разными путями. Что-то фондовцы покупают, наткнувшись на объявления, например. Что-то приносят люди. Что-то просто попадается на глаза — на улицах, помойках и прочих неприглядных местах.

— Конечно, все это богатство требует правильной экспозиции, — продолжает Станислав Могила. — Поэтому мы пришли у мысли, что, помимо музея, неплохо было бы организовать на базе фонда патриотический клуб, который будет хранить память и рассказывать о героях городского округа времен войны прошлого века и ребятах, которые участвовали в локальных конфликтах. Мы плотно общаемся не только с ветеранами ВОВ, но и с воинами-интернационалистами. Сейчас у нас сложились дружеские отношения с председателем Всероссийского общества атритеррора «Альфа» — буквально завтра улетаю в Москву, чтобы подписать договор о сотрудничестве.

IMG_1362

В музее — масса книг. Практически все подписаны авторами, именитыми дарителями. Есть произведения местных краеведов и писателей — Нины Акифьевой, Людмилы Аболенцевой, Альбины Филатовой. Книги — отдельная гордость фондовцев. Они позволяют их трогать, смотреть, рассказывают о том, как та или иная появилась в фонде.

IMG_1430

На подоконнике — картина. Небольшое полотно — абстракция, где изображен Свято-Троицкий храм, самолет, люди, космический корабль… Это подарок юной художницы, имя талантливой девушки которой тщательно скрывают. Но мы ее обязательно найдем и напишем.

IMG_1390

— Когда мы смотрим на эту картину, мы постоянно что-то новое из нее узнаем. Что я здесь увидел? — Станислав удивленно смотрит, потому что мы опередили его вопрос буквально на несколько секунд. —  Резные наличники, окна домов, которые еще остались в Билимбае со Строгановской эпохи. Это вазоны Правленского сада, рядом Храм святой Троицы, зачем-то изображена космическая тарелка, видимо, как указание на связь с космосом. Ход подземный — это, видимо, легенды о храме и золоте Колчака. А вот  игрушки — билимбаевские игрушки, которые Медведева делает. Водонапорная башня, которая находится около ж/д вокзала. Вот здесь я не знаю, что за решетка, хотя, может быть, это часовня Александра Невского, которая находится в разрушенном состоянии…

Станислав Могила Фото Анны Неволиной
Станислав Могила
Фото Анны Неволиной

Отвлекаемся от экспонатов. Фондовцы загадочно улыбаются и говорят:

— А вообще мы работаем над созданием мемориального комплекса. Может, расскажем? — переглядываются. — В общем, есть проект с пилотным названием «Семь чудес Билимбая». Согласны, название спорное, но не в названии суть…

О том, что за чудеса скрывает Билимбай и почему их именно семь — расскажем позже.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной