Тренер по женскому хоккею Владимир Копытов: «У меня два счастья — жена и хоккей»

Говорят, что Владимир Копытов — жесткий тренер, девочек не жалеет. А еще говорят, что воспитанницы его очень любят, и уже окончив его школу, продолжают поддерживать отношения с наставником. Недавно Владимир Александрович получил благодарность от президента за помощь в организации зимних олимпийских игр в Сочи. О непростом женском характере, методах воспитании и заслугах «Городские вести» побеседовали с заслуженным тренером России и основателем клуба «Уралочка-Старт» Владимиром Копытовым в рамках совместного проекта с организацией «Первоуральск — город чемпионов».

Два года жить без хоккея — это большая потеря для спортсмена. Начинал заниматься хоккеем на «Уралмаше». Потом ушел в армию, меня отправили в группу советских войск в Германию. После службы поступил в спортивное училище имени Максима Горького в Екатеринбурге, закончил его с отличием и приступил к тренерской работе. Тренировал и мужские команды, и детские, параллельно учился в педагогическом институте.

Судьба сложилась так, что я стал тренером женской команды. Пришлось переехать из Екатеринбурга в Первоуральск, но переезд был довольно легкий и даже радостный — у меня жена отсюда.

Хоккей с шайбой — моя любовь. Сначала мы играли с девочками в хоккей с мячом, в 1995 году перешли на хоккей с шайбой. Когда комитет по физической культуре и спорту принял решение женский хоккей с шайбой включить в олимпийские виды спорта, мне сразу же поступило предложение. Я с радостью согласился. Тем более у меня уже были перспективные девчонки в команде 80-го года рождения. С ними мы начали нашу эпопею — уральская школа хоккея с шайбой.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Мы были родоначальниками. С того времени я это дело не бросаю, хотя было много проблем, кризисов и прочих препятствий. Все равно продолжал тренировать и параллельно работать, чтобы прокормить семью.

Страшное время было 90-е годы. Мы ездили на соревнования за счет людей, которые продавали жвачку, шпроты и консервы.

В женский хоккей я пришел уверенным в себе. Было проблематично приспособиться к женскому коллективу, женскому организму, их пониманию жизни, игры. Но мне тогда просто повезло — мне сразу попались перспективные девчонки и адекватные родители.

Тренеры сразу видят чемпионов, мы практически не ошибаемся. Я тогда ходил по школам, приглашал детей, искал тех самым чемпионов. Катались и в шесть утра и 11 вечера, тогда это было нормально.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Наш успех продолжился, благодаря тому, что мы заложили фундамент побед, чемпионства, участие в сборных. Все знают уральскую школу женского хоккея, все знают, если приехали девчонки из Первоуральска, то это порядочные люди, и на них можно положиться и в игре, и в жизни. Я стараюсь поддерживать этот имидж наших воспитанниц, как бы тяжело им сейчас не было. Потому что команд сейчас много женских, пробиться куда-то наверх, когда у соперниц условия созданы шикарные, сложно.

Интуиция, беззаветная любовь к тому, что ты делаешь, и самоотречение — если тренер будет обладать этими качествами, тогда его команда будет успешна.

Когда я в отпуске или на даче, я не могу думать о морковке. Я все равно думаю всегда о хоккее. И ночью, и днем обдумываю, что как сделать, кого на какие позиции поставить. Перед игрой и после, и вовремя тренировки думаю о хоккее.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Приезжают наши девчонки, которые играют сейчас в сильнейших клубах страны, говорят: «Владимир Александрович, ваши тренировки — это совсем другое». У нас каждая тренировка — это что-то новое. Я пытаюсь много повторений не делать. Девчонкам монотонность не интересна.

Я — строгий тренер, но только на тренировках. Вне тренировок я — очень добрый. Могу быть и Дедом Морозом, поиграть с ними и попеть на наших праздничных мероприятиях.

Я прошел школу Тарасова. Анатолий Тарасов — великий тренер. Посещал его семинары, лекции, читал книги, лично был знаком — это мне очень многое дало. Его методика мне близка: если ты будешь лебезить, результата никогда не добьешься. В итоге твои же воспитанники тебя поставят на место, унизят. Я сталкиваюсь с тренерами-либералами, тренерами-философами, которые любят что-то говорить и объяснять. Мои методы воспитания — голос и свисток. Не думаю, что кто-то обижается, потому что все понимают, что это только ради них.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Раньше занимались в таком тряпье. Я собирал тогда со всей области у кого, что есть. Не то, чтобы денег не было, хотя и их тоже, в магазинах ничего не продавали. В федерации десять клюшек дадут, я еду с ними такой радостный в электричке. Конечно, условия сейчас лучше. Нам транспорт выделяют, мы же ездим по всей области, хотя дешевле в Египет слетать. Экипировка у всех отличная. Кому-то родители покупают, кому-то я выдаю — у меня кабинет весь формой завален. Выпускницы мои и коньки отдают свои, и баулы. Девочки меня и клуб не забывают. Одна воспитанница недавно уехала в Москву, папа приносит две клюшки, коньки дорогущие, она уже выросла, а моим девчонкам в самый раз.

Поколение сейчас другое. У всех же гаджеты. Я пытаюсь их ставить на место, при мне пользоваться не разрешаю.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Родители меняются. Родители в Советском Союзе искали работу, они постоянно бежали куда-то. Теперь родители более стабильные, с ними всегда общий язык находим. Они на все наши игры ходят.

У девочек другое мышление, по сравнению с мальчиками. Но, с другой стороны, девочки эмоциональные. Они умеют настроиться на матч. Они терпеливее.

Бывает, заведется какая-нибудь язва в коллективе. Ее надо или на место ставить или прощаться. Это командный вид спорта. Если какие-то группировки чуть-чуть начинаются, всё, можно команду разгонять. Коллектив должен быть дружным.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Сейчас малышек ведет моя воспитанница Олеся Фадеева. Олеся решила закончить играть и пришла к нам. Как тренеру ей расти и расти, но дети ее любят, желание работать у нее есть. Она с ними, конечно, помягче. Я на ее играх не могу присутствовать, нервничаю. Может она говорит с ними так, как хотела бы, чтобы тренировали ее. Может это и правильно, девочки еще маленькие, пускай привыкнут, полюбят.

Когда спортсмен с удовольствием ходит на тренировки, отдается, живет этим, тогда тренер может вить веревки. Когда ребенок идет сознательно, никто его не заставляет, тогда можно пожестче с ним. Спорт — есть спорт. Тренер должен проявлять характер.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Я веду каждую команду около семи лет и психологию каждой девочки знаю. Кому-то надо кулак показать, кого-то поругать, кого-то подбодрить, с кем-то просто поговорить. Характеры у всех разные, поэтому становишься психологом. Сейчас у меня не идет игра у одной девочки, она — лидер команды, играет в первой пятерке. А вот что-то сломалось в ней. Глаза грустные, может, влюбилась, 14 лет уже. Приходится искать подходы к ней, один раз жестко поговоришь, второй — по-доброму. Сегодня хочу клюшку ей новую дать, мол, смотри: Владимир Александрович от сердца отрывает, давай только играй. Может, это ее пробьет. Потому что, если лидер не играет, у тройки уже игра не идет, у команды игра не идет.

Чтобы стать чемпионом, нужно быть не только талантливым, понимать игру, но и иметь характер. Для того, чтобы попасть в состав, нужно проявлять характер и везде лезть. Ты может быть и сильнее многих, но если ты мягкотелый, твое место займут ребята менее талантливые, но пробивные, борзые. Тренер сборной же никого не знает, он приехал, смотрит: вроде девчонка техничная, но не забивает, а другая с мясом лезет и забивает. Он, конечно, возьмет ту, что борется.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Мне Бог дал интуицию. Я вижу и чувствую, кого сегодня на поле поставить. Чтобы выиграть, мне порой, надо сделать один шаг — просто переставить игроков. Никто не понял, что я сделал, но результат получился неожиданным. Я порой сам удивляюсь, просто чувствую игру, ориентируюсь в ситуации.

Хоккей — самый сложный вид спорта по уму. Сложнее хоккея спорта не существует. Тут и ноги задействованы, и руки, и голова должна работать. Как в шахматах, видеть на две комбинации вперед.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Для меня моя команда важнее, чем то, что происходит в федерации женского хоккея. Я не слежу, в интернет не захожу. Из-за кризиса у ведущих команд финансовые проблемы начались, дорогостоящих игроков освобождают, набирают молодежь. Несмотря на это, спорт развивается. Я знаю, что во всех командах, которые есть, играют мои воспитанницы на хороших позициях.

Я всего уже достиг. Все звания, которые существуют, завоеваны. Были предложения в Екатеринбург переехать. Я не хочу этого, мне хватает того, что есть здесь. Я нахожусь на том месте, где мне нужно. Прыгать куда-то выше не хочется.

Играем с мальчишками в чемпионате на приз губернатора. В своей группе мы стали вторыми, сейчас у нас начнутся игры на выбывание. Играем уверено и красиво. Теперь все зависит от здоровья и настроя детей. С мальчиками играть тяжелее, потому что тем неприятно проигрывать девочкам, они их не жалеют.

Женский хоккей не такой популярный вид спорта. Чтобы привлечь внимание, игры должны быть зрелищные. Надо привлекать полицию, медиков. Никому этим заниматься не хочется, спорт не популяризуют. Провести матч надо, но без затрат.

IMG_2814

Звезды прошедших Олимпиад Светлана Тереньтева, Екатерина Смоленцева и Алена Хомич — мой первый набор. Саша Капустина помладше, но она с ними тоже тренировалась. Они, конечно одаренные. Выше их я вообще не вижу в сборной — по мышлению, по организации, по отношению к игре. Алена Хомич — боец, человек, который может создать коллектив. Света Тереньтева — технарь, сумасшедшая скорость, бросок. Саша Капустина — защитник, тоже со своим характером. Юля Лескина добилась всего сама, пахала. У нее в сборной был конкурент — вратарь Алена Кропачева тоже из Первоуральска. Команда была сильнейшая.

Катя Смоленцева была капитаном, это не каждому дано. Она — молодец, сглаживала все углы. Сейчас Катя играет в Америке, мы долго с ней советовались, думали, остаться ей здесь или улететь за рубеж. Сейчас у нее все хорошо, достойно смотрится. Единственное, ей не нравится, что в американском хоккее много беготни и мало мысли, мы-то играет от головы. Я всегда учу, тактика на первом месте.

Таких звезд, как Катя Смоленцева пока нет, она — самородок. Она одаренная и не избалованная. Но девочки стараются, они понимают, что за счет спорта, могут пробиться, создать себе хорошие материальные условия. Есть перспективные девочки, будем смотреть, как пойдет карьера.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Недавно наградили медалью от президента Владимира Путина. Это за подготовку сборной к Олимпиаде. Мне позвонили с министерства, сказали, ждите. Конечно, было приятно. Я прошел большой путь, больше половины своей жизни отдал хоккею, считаю, что медаль — заслуженная.

Моим нынешним воспитанницам 15-16 лет. Они уезжают в интернаты в другие города, живут там, играют. Сейчас пробиваться сложно, большая конкуренция. Когда мои олимпийские игроки начинали, команд и игроков в России было очень мало.

Много думаю сейчас о том, что для девочек лучше — попасть в сборную или создать семью. На данном этапе они просто счастливы — занимаются хоккеем, не болтаются, не скучают. У них постоянно есть забота — тренировка. Они ездят по городам области и страны, везде уже побывали. Они видят мир, занимаются своим любимым делом, учат себя быть обязательными. Как сложится их судьба, посмотрим, они каждая сделают свой выбор.

IMG_2910

Я доволен своими воспитанницами, неважно заиграют они в сборной или нет, я счастлив, что они вырастают хорошими людьми. Со всеми продолжаю поддерживать отношения. Я уже четвертый раз буду отгуливать на свадьбе.

Все хоккеистки женственные. У них у всех хорошие фигуры. Кто приходит полненькой, я стараюсь в форму привести. У меня в команде все девчонки симпатичные. Даже сейчас девчонкам по 15 лет, смотрю, они уже и глаза красят. Когда бывают награждения, все в юбках, платьях на каблуках. У меня, кстати, в воспитанницах три стюардессы есть.

В свободное время занимаюсь лыжами, волейболом, теннисом. Очень люблю все виды спорта. Летом строю дачу.

Я дважды счастливый. Счастлив, потому что жена понимает и терпит, что меня дома не бывает, я всегда на выездах. У меня выходной — понедельник, и то я занимаюсь бумажной работой. И второй раз счастлив, потому что занимаюсь любимым делом. Без работы и жены просто не могу жить.