Главный велосипедист Первоуральска не любит свой отпуск, потому что не может жить без велосекции

Научиться кататься на велосипеде — обязательная программа каждого ребенка. Мало кто в дальнейшем занимается этим спортом профессионально, но те кто, продолжает «гнать велосипед», навсегда влюбляются в этот вид спорта.Зачем велосипедисты тренируются зимой, как детям привить любовь к спорту, за что наказывают чемпионов — «Городские вести» побеседовали со старшим наставником первоуральских велосипедистов Ринатом Закировым в рамках совместного проекта с организацией «Первоуральск­ — город чемпионов» «Легенды спорта».

IMG_7084
Фото Анны Неволиной

Все, как дома
В подвале обычной пятиэтажки микрорайона Ново-­Талица растут настоящие чемпионы велоспорта. В этот подвал они переехали из другого, давно уже обжили его и считают, что лучше места и не придумаешь.

— Нам здесь удобно, места больше, чем в предыдущем подвале, но все равно его мало — негде инвентарь хранить, — улыбается Ринат Рафаилович. — Мне нравится, я здесь почти как дома. Только жены не хватает. Домой только ночевать хожу. Теперь и дочь со мной начала работать — вообще хорошо.

На базе действительно комфортно находиться — все здесь на своем месте. На полке в тренерской аккуратно расставлены грамоты, кубки, чередующиеся с велосипедами — сувенирами, которые тренеру привозят воспитанники. Тренера воспитанники не забывают, ведь научиться кататься на велосипеде — для ребенка тоже самое, что научиться ходить, плавать, то есть — обязательная программа. Старший тренер по велоспорту Ринат Закиров сам вспоминает, как впервые поехал на велосипеде.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Мне было где­-то года четыре. Мы в одну группу в садике ходили с мальчиком, у него был велосипед двухколесный, мы вдвоем с ним по очереди учились, — вспоминает Ринат Рафаилович. — Ссадины, шишки, синяки — все это было. Потом уже, когда свой велосипед появился, я гонял по двору, а мама бегала постоянно за мной, домой меня загнать сложно было.
Как и большинство тренеров, Ринат Закиров сам был воспитанником своей секции. Правда, пришел в нее поздно — в 14 лет. До этого занимался хоккеем и в цирковой студии.
— Секция в Талице появилась в 1979 году. Тогда к нам в класс пришел мой тренер Анатолий Колмогоров, предложил заниматься. Тогда весь наш класс пришел в секцию, я — последний. Тренер мне сказал, что и велосипедов нет, и ростом-­то я не вышел — у велосипеда ростовки большие.

Я настойчиво, долго и упорно ходил, попрошайничал, упрашивал, вымаливал, ну, и в итоге он меня взял, — говорит Ринат Закиров. — В первый год у меня ничего особо сильно не получалось. В следующем сезоне я уже показывал результаты, выступал на первенстве области, в числе сильнейших был.

Дисциплина — залог успеха

Затем была армия, потом появилась семья — занятия в секции пришлось временно прекратить. А потом Анатолий Колмогоров предложил Ринату работу.

IMG_7126

— Я мечтал об этом, будучи спортсменом, но никогда не думал, что сам стану тренером, потому что все равно какие­-то способности для этого нужны, призвание должно быть к этому, — говорит Ринат Рафаилович. — В тот же вечер мне дали ключи от машины для сопровождения команды, и я поехал на первую тренировку. На тот момент у меня занималось около двадцати детей. Сегодня в нашей секции больше ста человек.

Ринат Рафаилович сравнивает велоспорт тогда и сейчас.

— Раньше форма и велосипеды были серые, а сейчас все яркое, красивое. Таких вот надписей, как сейчас рекламных и командных, не было. Сейчас все более зрелищно, интересней смот­рится команда даже со стороны. Родители говорят: красиво едете, все сверкаете, блестите, — говорит тренер. — А раньше, представляете, на голое тело надевали шерстяные трусы. Шлемы были «колбаски», сейчас каски такие — надеваешь, сама по голове ложится. Инвентарь и раньше был тоже дорогой, но его и достать было тяжело. Даже в продаже в спортивных магазинах не было. Сейчас даже электронное профессиональное оборудование есть, нажимаешь кнопочку, и все работает.

IMG_7134

Несмотря на сезон, велосипедисты активно тренируются. Ходят в лес, в горы, бег по снегу, ходьба, ускорение. На велосипедах — езда по снегу, по бездорожью.

— Считается, что велосипедисты отдыхать зимой должны. Это неправильно. Если мы зимой отдыхать будем, летом не будет результата. Круглый год подготовка идет, — уточняет Ринат Закиров. — Да, я строгий, требовательный. Считаю, что труд, дисциплина — это залог результата и успеха. Если ее нет, это бардак. Я иногда слышу, что некоторые ребята меня боятся. Ну, бывает, рявкну, любой тренер знает, где надо кнут, а где — пряник — к каждому воспитаннику подход индивидуальный.

— То есть вы согласны, что тренер должен быть не только спортивным наставником, но и психологом? — спрашиваем мы.

IMG_7216

— Обязательно, без этого никак. У меня тут один преподаватель в школе спрашивает: «Как ты с ними управляешься и заставляешь заниматься?». Я не заставляю, говорю: кто не хочет заниматься, форму сдаем, я никого не держу, мы с вами прощаемся и остаемся друзьями. Заставлять невозможно — плеткой, что ли? Хотя, бывают и такие тренеры… Помню, на одной кольцевой гонке девочка ехала, тренер берет тапок, заворачивает в газету и бежит за ней, подгоняет. Но у нас такого нет — у нас единственное наказание — велотренажер, — смеется Закиров. — Любая провинность: опоздал на тренировку, велосипед грязный, на построение вышел поздно — на станок. Если вес лишний набрал — тоже. Я слежу, чтобы у нас в секции ребята были стройные, красивые.

Всех тянем

Ринат Закиров точно знает, как сделать так, чтобы ребенок полюбил спорт. Подтверждение — его собственные дети. Дочь и сын — оба занимаются велосипедным спортом. Дочь Людмила — мастер спорта России по велосипедному спорту­-шоссе, многократная чемпионка России, участница чемпионатов мира и чемпионата Европы. Сегодня, как и папа, тренирует в секции.

IMG_7194

— Людмила маленькая была, придет на базу, прокатится, устанет, отдохнет, спрашивает: «Завтра можно прийти?». Приходи! Она тогда в музыкальную школу ходила, и бабушка ей сказала: «Не бросай музыку». А она сказала: «Нет, бабушка, я полюбила велосипедный спорт». И все, начала заниматься. Я ни сына, ни дочь специально не учил — они садились на велосипед, крутили педали, падали, вставали и заново. Руслану было три года, когда мы с Людмилой привезли ему велосипед из Воронежа. Я приехал в два часа ночи, собрал ему, он проснулся, увидел. Я веревочку прицепил и катал его по квартире на велосипеде. Каждое утро он вставал и первым делом бежал к велосипеду. Велосипед был двухколесный и двумя маленькими колесиками. Их мы постепенно сняли.

Сейчас Руслан Закиров тоже в команде — тренируется со всеми наравне, поблажек ни для кого нет.

— У него хорошие показатели на областных и всероссийских соревнованиях. Сейчас начал переживать, что иногда проигрывает. Это у каждого спортсмена бывает. В такие моменты я советую перетерпеть до 19-­20 лет, а дальше легче будет. Нужно уметь проигрывать, когда научишься, тогда начнешь выигрывать. Да, у нас Людмила в 14 лет была кандидатом в мастера спорта. Но это не показатель. Я в 14 лет вообще только пришел заниматься. Поэтому Руслану говорю, что у него гены и он еще покажет. У Руслана есть шанс попасть в профессиональный спорт, учиться дальше. Жена, конечно, переживает: как он будет жить в другом городе, далеко. Я в такие моменты спрашиваю любую маму: о ком думаете — о себе или ребенке? Нужно же дальше расти, развиваться, чтобы добиваться каких­-то высот в спорте.

В отпуск не хожу

Ринат Закиров — из числа тех тренеров, которые любят свое дело всей душой и болеют за него. Разговаривать о секции, своих воспитанниках может часами.

IMG_7213

— Первые годы, когда работал тренером, сопровождал ребят на машине, у меня слезы наворачивались от того, что хотел быть в этот момент тоже на велосипеде, участвовать в гонке. Сейчас так приятно, когда на пьедестале стоят два-­три наших воспитанника. Душа радуется за ребят, за наших тренеров, — улыбается Ринат Закиров. — Еще я обожаю кольцевые заезды в городе. Это захватывающе, красиво. На шоссе они проехали туда-­сюда. В городе намного интереснее. Посмотрите как­-нибудь!

На спортивной базе, где мы беседуем с тренером, есть несколько «волшебных комнат», где хранятся велосипеды, принадлежности и инструменты. Ринат Рафаилович, как песню поет, увлеченно рассказывает о каждой модели велосипеда и каждой каске.

— Ежеминутно думаю о спорт­сменах. Бывает, даже уснуть не могу, думаю, как построить, как что сделать, кого, куда отправить на сборы, кому какую методику предложить, кому что добавить — все же разношерстные. Иногда еду за ними на машине, думаю, как ученика дальше посадить, где велотуфли, где колеса поставить, и не замечаю, как уезжаю от них, — смеется Закиров. — Живу велоспортом. Даже сын мне уже говорит: «Папа у нас с ума сошел с этой работой». В отпуск не хожу. Выгоняют — не иду, работаю. Вот у нас единственный официальный выходной — суббота. Иной раз думаю — посплю до 11­-ти. Сам в семь по привычке проснусь, позавтракаю и — на базу. Мне всегда есть, чем заняться — прибраться, документы заполнить, пойти велосипед кому-­нибудь сделать, колесо выбрать.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной
Велоспорт_сайт