О том, как семейный подряд Тарбеевых воспитывает лыжников в Первоуральске

О лыжной базе на Самстрое едва ли кто не слышал. Более двадцати лет база и в принципе лыжный спорт в городе держится на таких энтузиастах, как супруги Тарбеевы — Николай Семенович и Наталия Михайловна. В этом году в команду тренеров официально влилась и их дочка Алена, она тренирует детей на новой базе «Бодрость». «Городски вести» вместе с общественной организацией «Первоуральск — город чемпионов» продолжают рассказывать о легендах спорта.

Наташке лыжи делаешь?

На лыжной базе на Самстрое по-домашнему уютно: греется чайник, стоят цветы, оставшиеся с юбилея. Лыжники базируются здесь с 2008 года.

— Когда закрылась детская школа завода «Хромпик», мы не знали куда приткнуться. В течение 90-х у нас в городе не осталось ни одной лыжной базы, — с сожалением говорит Наталья Михайловна. — Владимир Петрович Попов, тогда занимавший пост заместителя мэра по социальной политике, предложил здание бывшего поселкового клуба на Самстрое. Этот клуб нам и отдали. Сейчас, слава Богу, есть место, где мы можем собираться с детьми.

Наталья Тарбеева Фото Екатерины Норсеевой
Наталья Тарбеева Фото Екатерины Норсеевой

Наталья Тарбеева впервые встала на лыжи в трехлетнем возрасте, а заниматься лыжным спортом всерьез начала с 7 лет. Свои первые шаги на пути к спорту высших достижений Наталья сделала на лыжной базе «Химмаша».

— Старшая сестра занималась лыжами, папа увлекался. У нас на «Химмаше» это был спорт № 1. Мы смотрели на звезд, хотели бегать так же быстро, как они. В 10 классе выполнила норматив «Мастера спорта СССР», попала в юношескую сборную страны, — говорит Наталья Михайловна. — Мне довелось участвовать в двух Спартакиадах народов СССР. Это было что-то вроде Олимпийских игр в рамках страны. Участвовала во Всемирной универсиаде студентов. Закончила со спортом, когда началась перестройка, команды начали разваливаться.

В начале 90-х Наталья вышла замуж, а в 1992 году родилась дочь. В 25 лет лыжница ушла из большого спорта и переехала жить в Первоуральск к мужу, лыжнику Николаю Тарбееву.

Николай Тарбеев ведет спортивный дневник с 1978 года. За 38 лет спортсмен прошел на лыжах 135 тысяч километров при интенсивных тренировках.

— Отец любил на лыжах ходить и меня брал с собой, кататься я научился рано. В 1974 году на Хромпике открылась школа, я пришел в нее в 1975. В 9 лет меня не взяли, потому что ростом маленький был. Пошел на следующий год. Тренером у меня был Александр Николаевич Щенников, — присоединяется к разговору Николай Семенович. — Мечтал выступать на соревнованиях, появились результаты, стало интересней, стремление заниматься выросло. По окончанию школы поступил в пединститут, после первого курса призвали в армию, там я выполнил норматив «Мастера спорта СССР» на чемпионате вооруженных сил. После службы продолжил учебу, выступал за сборную профсоюзов. Участвовал в двух Всемирных универсиадах студентов.

Николай Семенович рассказывает, школы «Химмаш» и «Хромпик» были сильнейшими в области, с будущей женой он познакомился на очередных соревнованиях.

— Девчонки сильные на «Химмаше» были, пацаны — у нас. Знакомы с Наташей были давно, на соревнованиях всегда виделись, потом были в сборной области, на универсиаду вместе ездили, — говорит Николай Семенович.

Семейный подряд Тарбеевых Фото Анны Неволиной
Семейный подряд Тарбеевых Фото Анны Неволиной

— Все равно уже знаешь всех, кто с одной области, общаешься. На международных соревнованиях стараешься держаться вместе, команда у нас была дружная, ребята помогали нам лыжи делать, — добавляет Наталья Михайловна. — Когда ребята бежали, мы болели за них.

— Сосватала нас Олимпийская чемпионка Зинаида Амосова. Она была тренером сборной области. Так получилось, что мы лыжи девчонкам делали, она подходит ко мне и говорит: «Ну что, Наташке лыжи делаешь, да? Замуж-то не возьмешь?» Я говорю, мол, какие проблемы? — вспоминает Тарбеев. — Она мне говорит: «Приходи свататься тогда». Ну мы и пришли с ребятами, посватались. Все в шутку сначала, потом вон как получилось. Мы были в Сыктывкаре в это время, домой еще не успели приехать, здесь все уже знали.

Сильнейшая в области школа

Николай Тарбеев после окончания института пошел работать тренером в родную школу на Хромпике. Наталья Михайловна еще немного побегала, но ушла из большого спорта и тоже перебралась в Первоуральск.

— Перед спортсменом всегда встает выбор — либо спорт, либо семья. Я выбрала семью. Мы с Николаем Семеновичем поженились, родилась Алена. Я тоже пошла работать тренером на Хромпике, — вспоминает Наталья Тарбеева. — Потом школа распалась. Чтобы секции сохранить, организовали собрание: председатель профкома, председатель спортивного комитета, заместитель мэра по соцвопросом. Нельзя так взять и спортивные секции закрыть, столько детей на улице осталось бы! Тогда и создали «Старт».

— У нас раньше было четыре лыжных секции: на Хромпике, Новотрубном заводе, Динуре и Новоуткинске. Сейчас осталось одна — в Старте, — говорит Николай Семенович. — Секции были сильные, проводили соревнования. И все спортсмены только выигрывали от этого, они росли, потому что видели лидеров, общались с ними. Сейчас, чтобы посмотреть, надо куда-то ехать. У нас в области не осталось крупного центра и больших соревнований. Поэтому дети варятся здесь в собственном соку.

Николай Семенович показывает корреспондентам инструменты, смазки для лыж — все без чего достойное выступление спортсмена невозможно Тарбеевы приобретают сами. Фото Анны Неволиной
Николай Семенович показывает корреспондентам инструменты, смазки для лыж — все без чего достойное выступление спортсмена невозможно Тарбеевы приобретают сами. Фото Анны Неволиной

Сейчас в Первоуральске лыжников азам мастерства обучают три тренера — все Тарбеевы. Тренеры говорят, сейчас лыжникам тяжело: деньги на инвентарь руководство не выделяет.

— Чтобы подготовить хорошего спортсмена, надо обеспечить его хорошим инвентарем. Профессиональные лыжи стоят от 20 до 30 тысяч рублей пара. Надо иметь минимум две пары: коньковые и классические. Наша воспитанница Даша Кузнецова выезжает на первенство России по старшему возрасту, меньше четырех пар мы с собой не везем. На разные погоды — разные лыжи, а еще смазки! — задели больную тему для Николая Семеновича. — Надо ездить по сборам, соревнованиям. У нас дети тренируются 5-6 раз в неделю по одной тренировке — это мало. В таких условиях вырастить чемпиона сложно, для результата все же нужны другие условия. Сейчас мы просто готовим массу здоровых, спортивных ребят.

Супруги Тарбеевы — настоящие фанаты своего спорта. О лыжах, воспитанниках готовы говорить бесконечно. Сейчас сетуют на то, что мастера спорта по лыжным гонкам присваивают только с 17 лет. Воспитанники Тарбеевых могут заниматься только лет до 15-16, дальше на ребят «наваливаются» экзамены, поступления в вузы. Несмотря на это, Тарбеевы воспитали десятки кандидатов в мастера спорта и несколько чемпионов области.

— Они оканчивают школу, и мы их больше держать не можем. А как раз, с этого возраста начинаются серьезные тренировки, — говорит Николай Семенович — С 11 класса начинается ЕГЭ, тренировки сдвигаются на второй план, спортсмены готовятся к экзаменам. Те, кто даже хочет заниматься, приезжают уже уставшие, загруженные. Как им давать еще нагрузку? Много хороших спортсменов теряются в этом возрасте. Условий у нас нет, только в больших центрах — Тюмень, Ханты-Мансийск. В нашей области даже команды нет, куда спортсменов готовить? Поэтому большинство перспективных спортсменов уезжают выступать за другие области.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Наша школа сильнейшая в области. Наши ребята выезжают на всероссийские соревнования, не имея базы, условий, они все равно смотрятся хорошо, — говорит Наталья Михайловна.

Самая большая мечта у супругов — построить собственный лыжный центр со всеми удобствами. Они уверены, что потенциал у первоуральских спортсменов есть, главное, его развивать. Тарбеевы даже сами разработали макет желанного центра. Здесь все предусмотрено: несколько лыжных трасс, гостиница, база, лыжероллерная трасса.

— Где такие центры есть, там и вырастают мастера высокого уровня. Нам летом в Первоуральске покататься на лыжероллерах негде, нужна ровная дорога, ровный асфальт. Это обязательная подготовка для лыжников, — в голос говорят супруги.

Лентяи у нас не задерживаются

Зато Николай Семенович и Наталья Михайловна отмечают, что детей, желающих заняться лыжными гонками, с каждым годом все больше. Отрадно, что многих из них в секцию приводят родители — бывшие воспитанники Тарбеевых.

— Появился большой интерес, родители приводят детей, объясняют, что надо стараться. Вообще каждые пять лет поколение меняется. Если в 90-х годах воспитанникам важно было приз получить, а лучше деньгами, чтобы потом что-то купить себе из обмундирования. Потом был период, когда рождаемость упала, и мы начали сами привлекать воспитанников, завлекали, чем могли — лыжами, поездкам. Сейчас ситуация изменилась — в школу хотят попасть многие, приходится вести отбор, смотрим на более перспективных, — говорит Николай Семенович. — Мы не ставим перед собой задачу — воспитать олимпийского чемпиона, главное, чтобы наш воспитанник был здоровый. Я не помню за 25 лет своей тренерской деятельности, чтобы кто-то из детей пришел и сказал, зря я занимался, лучше бы я гулял. Все приходят и благодарят. Ну и то, что бывшие воспитании приводят своих детей тоже о многом говорит. Лыжи — самый полезный вид спорта для здоровья, задействованы все группы мышц. Летом у нас: футбол, волейбол, бег, роллеры. Наши ребята умеет всё — даже на предметных олимпиадах в школе занимают призовые места. Лыжные гонки — спорт трудолюбивых людей, лентяи у нас не задерживаются.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Супруги Тарбеевы в отпуск если и уходят, то только вместе с воспитанниками, не прерывая тренировочный процесс. А когда денег на сборы не выделяют, тренеры придумали свой метод.

— Мы проводим сборы на своей даче в деревне под Бисертью. Берем с собой самых лучших, тех, кто весь год старался. Сколько детей брать определяется тем, сколько порций можно сварить в самом большом ведре, — смеется Наталья Михайловна. — Там такие у нас походные условия: мошки, комары, ребята сами чистят картошку, моют посуду, при этом тренируются трижды в день. А там чистый воздух, минеральная водичка. Дети и родители теперь с нетерпеньем ждут, когда же мы уже поедем.

Тарбеевы отмечают, сейчас лыжный спорт набирает популярность не только среди спортсменов, но и среди непрофессионалов.

— Очень многие сейчас катаются просто так, с семьями, люди стали заботиться о своем здоровье. Олимпиада дала толчок, популяризация спорта идет, компьютеры уже всем надоели, базу новую построили, — говорит Наталья Михайловна. — Только хотелось бы, чтобы наши руководители смотрели на спорт не с точки зрения коммерции, зарабатывания денег, а подумали, что здоровье населения — это потенциал города. Чем больше люди будут ходить на базу, тем больше будут процветать предприятия, где работают здоровые, активные люди. Нужна переоценка, на любительском и детском спорте зарабатывать нельзя. Мы сами все силы вкладываем в спорт, в ту же базу «Бодрость». Николай Семенович с сентября не вылазил оттуда, чтобы сделать там трассу. Везде пишут про грандиозное строительство базы, но без трасс база — ничто, просто строение. А лыжные трассы он один делал с сентября по декабрь на энтузиазме. Кажется же, сел на буран и проехал. Такого не бывает, лыжная трасса должна быть без бугров, ям и неровностей. Там летом много работы, тракторами, бульдозерами отсыпается земля.

Продолжать дело родителей

Супруги Тарбеевы называют друг друга при корреспондентах исключительно по отчеству. Забавно звучит, когда так же они обращаются и к дочке.

Алена Тарбеева Фото Анны Неволиной
Алена Тарбеева Фото Анны Неволиной

— Алена Николаевна в этом году тоже приступила к тренерской работе. Алена с трех месяцев по сборам с нами ездила, на базе была чаще, чем дома, на лыжи мы ее в полтора года поставили. На тренировку пошли — с кем ее оставлять? Так же брали с собой, — говорит глава семьи. — Алена теперь тренирует детей, начиная с 7 лет, потом они переходят к нам в секцию, мы уже их крепеньких получаем. Это важно, потому что сейчас родители приводят деток, а они ходят и двигаются неправильно. Мы же раньше во дворе бегали, на перекладине болтались, а сейчас дети дома сидят, передвигаются на машине. Алене было 5 лет, она пошла во двор, мы ей говорим: «По деревьям не лазь, по гаражам не прыгай», она развернулась растерянная: «А зачем тогда гулять?». Сейчас такого нет. Поэтому у Алены Николаевны задача — научить малышей правильно двигаться, чувствовать свое тело. У нас теперь есть надежда, что к нам будут переходить дети уже подготовленные для серьезных тренировок.

Алена Николаевна очень похожа на маму, но с выраженными папиными карими глазами. Алена говорит, что полюбила дело родителей сразу. Осознано после школы ходила на тренировки, никто не заставлял.

— Мне интересно было. У меня лет до 15 была мечта — обогнать маму, которая еще сама фору всем дать может. Как раз, в 16 лет обогнала, правда, коньком, — говорит Алена.

— Мы ее не учили, она совсем маленькая была, кричит: «Папа, посмотри, как я катаюсь», хоп, коленки согнула, в стойку встала, поехала с горки, — рассказывает Наталья Михайловна. — Спрашиваем, кто тебя так научил?

— Я всегда рядом с ними была, смотрела на папу с мамой, на их спортсменов. Вот и повторяла за ними, тренировалась, — улыбается Алена.

Алена Тарбеева Фото Екатерины Норсеевой
Алена Тарбеева Фото Екатерины Норсеевой

— Мы всегда говорили, пусть она не будет олимпийской чемпионкой, но уметь красиво кататься на лыжах должна. Задачу выполнила, она красиво катается, как будто летит, на нее приятно смотреть, — говорит Наталья Тарбеева.

Алена рассказывает, что начав тренировать детей, поняла, какой это колоссальный труд.

— У меня 40 детей, с ними нельзя расслабляться. Мама вот более жесткий тренер, папа, наоборот, мягче. Я пока узнаю в себе маму, стараюсь, держать воспитанников в ежовых рукавицах. Но детки маленькие и нянчусь с ними, и шнурки на ботинках завязываю, и хвалю, когда надо, — говорит Алена. — Это мне интересно, охота продолжать дело родителей.

В лесу сказка

Тарбеевы любят все, что связано с их деятельностью — каждую баночку смазки, каждую лесную трассу, каждого своего воспитанника.

— Мы всегда с Натальей Михайловной тренируем ребят вместе: кто-то с сильными ребятами ушел тренироваться, кто-то — со слабыми. У нас одно видение техники, поэтому легко взаимозаменяем друг друга, — говорит Николай Семенович. — Никогда не было желания всё бросить. Иногда опускаются руки — соревнования спортсмены плохо пробегают, расстраиваешься, зачем столько труда, все зря. Потом посидишь, отдохнешь и дальше работать с новыми силами.

— Но больше положительных моментов в работе, — добавляет Наталья Михайловна. — Лыжи — красивый вид спорта. Иногда устанешь, идешь в лес просто для себя покататься небыстро, погулять. Там такая сказка, все белое, природа красивая. Как тут все бросить? Кто-то в церковь ходит, а мы в лес, там душа и тело отдыхает. Или в минус 30 выходишь в лес, морозец пощипывает лицо, ты бежишь, жарко, от тебя пар идет — это тоже удовольствие.

— Особенно хорошо весной, когда солнышко яркое, утром подмораживает, днем отпускает. Мы, бывает, бегаем по насту вплоть до Таватуя, — говорит Николай Тарбеев. — Там нетронутая природа, дикие места, следы лося. Ребята, которых берешь с собой, потом возвращаются, начинают рассказывать остальным. Это тоже, своего рода, мотивация.