Психиатр Вадим Гоннов рассказал, как не допустить наркотической зависимости

Расскажем о деятельности антинаркотической городской комиссии и о том, как спасти своего близкого человека, если он оказался в зависимости от алкоголя и наркотиков.

«Городские вести» вместе с заведующим организационно-методическим кабинетом «Первоуральской психиатрической больницы» Вадимом Гонновым запускают серию публикаций о проблемах в наркологии, психиатрии, психологии. Сегодня мы расскажем о деятельности антинаркотической городской комиссии и о том, как спасти своего близкого человека, если он оказался в зависимости от алкоголя и наркотиков.

Наркотики — категорически немодно

В Первоуральске существует антинаркотическая комиссия при администрации — это часть общей антинаркотической комиссии Свердловской области. Структура объединяет все субъекты профилактики в этом направлении: школы, средние и высшие учебные заведения, предприятия города.

В Первоуральске до 2500 активных наркоманов

— Наша основная задача — профилактика и предупреждение наркомании. Мы работаем с педагогами, психологами в плане методологии, учим их выявлять, распознавать наркозависимых, — говорит врач-психиатр Вадим Гоннов. — В том числе, работаем с администрацией, полицией, госнарконтролем, управлением образования, управление по социальной политике, управлением здравоохранением, общественными организациями.
Наша работа в течение года проходит непрерывно. Поэтому ученики, студенты всегда находятся в информационном поле и с самого детства знают, что наркотики — это опасность, это гадость, и это сегодня категорически немодно.

Алкоголики, наркоманы в цивилизованном мире были постоянно. Сегодня, по словам врача, пугает их распространенность. Пугает, что это явление сейчас стало массовым — растет количество зависимых от наркотиков и алкоголя. Но самое страшное, эта распространенность затрагивает молодежь.

— Страдает поколение, которому через 5-10 лет вступать в жизнь и править этой жизнью. Распространенность наркомании в нашем городе соотноситься с цифрами по области. Здесь причин много. В достаточно индустриально развитых районах, как Первоуральск, где есть деньги и доходы, туда наркомафия и посылает своих «курьеров». К тому же наркотрафик проходит через Свердловскую область. Химическая промышленность, которая дает возможность производить наркотик, достаточно развита в нашем регионе, — продолжает Вадим Александрович. — У многих взрослых, у педагогов, в том числе, существует такая мысль, что детям не нужно много и подробно рассказывать о наркотиках, иначе это будет напоминать пропаганду. Все наши программы адаптированы под возраст, мы говорим о том, как уберечься самому, к кому идти за помощью, и как спасти близкого человека. Мы объясняем так же детям, что ты ни «заложил», «сдал», «предал», рассказав взрослым о его зависимости, а спас близкого человека.

В России пока только 40% бывших наркозависимых после реабилитации начинают новую жизнь, 60% — возвращаются в среду наркоманов.

Основные направления антинаркотической комиссии позволяют подключать специалистов разного профиля: наркологи, психологи, психотерапевты, специалисты по социальной работе.

— Такой бригадный подход развивается, и мы видим результат. Наркологическая помощь в Первоуральске доступна и эффективна, — говорит Вадим Александрович. — Вылечить от физической зависимости легче, чем излечить от психологической зависимости и социально реабилитировать человека гораздо сложнее. Хорошо, что у нас сейчас много реабилитационных центров по области. Это важно, потому что в нашей работе важна завершенность. Раньше — лечение в больнице, «откапывание», человек потом выходит и попадает обратно в ту среду, откуда пытался выбраться. 90% было срывов. На сегодняшний день 40% зависимых после реабилитации начинают новую жизнь, 60 процентов возвращаются в среду наркоманов. Результаты можно получить после длительной реабилитации, полгода — год.


5 вопросов врачу-психиатру

 

Вадим Гоннов Фото Анны Неволиной
Вадим Гоннов Фото Анны Неволиной

Многие семьи сталкиваются с тем, что близкий человек становится наркозависимым, в данном случае речь идет не только о наркотиках, но и об алкоголе. Врач-психиатр Вадим Гоннов ответил на пять вопросов, которые помогут понять, когда нужно обращаться за помощью к профессионалам и что делать, чтобы не потерять близкого человека.

По каким признакам близкие люди должны понять, что их родной человек становится зависимым?

— Если мы говорим об алкоголе, в первую очередь, нужно смотреть за частотой употребления и количеством. Если мужчина, например, всю неделю не пьет, водит машину, работает, общается с семьей. А в пятницу он просто «нажирается», в субботу опохмеляется — это уже огромная проблема. По сути, у него уже запой.

Если употребление больше, чем раз в неделю, за раз выпивает больше одного бокала, отмечание праздников затягивается на несколько дней — это опасный звонок. Даже если ваш близкий человек продолжает вести привычный образ жизни, работает и общается с семьей. Но проходит полгода, работу потерял, жена ушла. Когда человек запивается неделями, там уже труднее его спасать.

Вадим Гоннов советует прочесть роман «Голый завтрак» американского писателя Уильяма Берроуза.

С наркоманией в этом плане проще. Как только вы заметили странное поведение, противоестественные химические запахи, посторонние предметы, новых странных друзей, которые покидают дом, когда появляются родители, например, когда проявляется лживость, плохая учеба, проблемы на работе — это тревожный звонок. Если что-то из перечисленного появилось, нужно срочно бить в колокола. У алкоголика есть время одуматься, у наркомана такого времени нет, тут счет идет на месяцы.

Сейчас существуют два основных вида наркотиков — курительные смеси и соли. Страшны эти наркотики тем, что при них нет ломки, как при героиновой зависимости. Физически можно в любой момент отказаться. Но психологическая зависимость очень сильная. Когда такой наркотик попадает в руки, они жадно начинают его поглощать, там такая жажда! В итоге тяжелейший психоз, сгорает кора головного мозга, вынашивается сердце. Живут потребители немного. Есть такая фраза «В этой жизни надо попробовать всё…», здесь пропущена концовка «попробовать все, что не вредит психическому и физическому здоровью».

Что нужно делать при обнаружении признаков?

— В первую очередь, проблемы, возникающие с алкоголем и психоактивными веществами, требуют информативного поля. У нас в поликлинике по адресу Ватутина, 10 можно проконсультироваться, получить ответ на волнующие вопросы. Родственники, друзья могут придти без самого пациента, рассказать о проблеме, и доктор определит основные пути выхода из этой проблемы. Иногда он может сказать, что вообще проблемы и нет. Или расскажет о лечении, лекарствах. Например, появились таблетки, которые не дают человеку злоупотреблять алкоголем. Звучи немного фантастично, но при употреблении такого лекарства человек, выпив рюмку-две, больше не пьет. Получить информацию — это большая часть успеха. Определяется проблема, формируется цель.

Как убедить близкого человека в том, что надо лечиться?

— Есть специальные методы и подходы. Специалисты подскажут, как это делать. Например, за одним столом собираются близкие люди нашего зависимого, которые являются для него авторитетом, которых он любит. Нужно, чтобы человек был трезв, адекватен. Собравшиеся говорят о своих чувствах, своей любви к нему, обсуждают проблему, которая возникла. На таком совете решается, что необходима помощь.

Человеку объясняют пользу лечения. Это не всегда дневной стационар, зависимый может приходить раз в неделю. И это все бесплатно. Тут главное — мотивация.

В некоторых семья часто прибегают к шантажу. Эффективен ли такой метод?

— Шантаж плох. Люди зависимые, особенно наркоманы, не терпят лжи, будучи сами злостными лживыми. Для них это лишняя причина, чтобы вернуться к наркотикам. «Ах, ты сделала вот так, ты меня обманула, я не могу тебе верить!». Шантаж — форма манипуляции, человек может и пойти на предлагаемые условия, но при этом он испытывает давление, принуждение, это не его выбор, поэтому он легко может сорваться.

Приятели, знакомые «показывают пальцем» на тех, кто проходил реабилитацию в центрах. И это часто отпугивает наркозависимого от лечения…

— Это есть во всем мире. Все боятся навешивания социальных ярлыков. Если человек пришел, обратился за помощью, рассказал о своей проблеме, никто никогда его не осудит. человек сам для себя должен определиться что для него важнее, что на него косо смотрят, потому что он лечится от алкоголизма, или то, что на него будут косо смотреть, когда он будет лежать в могиле.