Геннадий Зверев, эксперт в сфере ЖКХ: «Не получится ли водичка золотой?»

 

Радует то, что наконец-то вопрос качества питьевой воды для жителей Первоуральска перешел на качественно новый уровень – бесконечные многолетние рассуждения о том, что и как нужно делать, обрели реальные очертания для практических шагов. Но вот насколько они будут эффективными – это второй вопрос.

В вопросе выбора технологии я бы не стал опираться на показатели опытных установок. Как правило, эффективность любой технологии доказывается практическими объемами производительности  и в максимально  продолжительные циклы работы, позволяющие оценить технологический и экономический результат.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Анализ технического задания для разработки проекта модернизации насосно-фильтровальной станции и станции подготовки питьевой воды из Верхне-Шайтанского водохранилища вызывает опасения, что недостаточно глубокая проработка определяющего вопроса выбора технологии очистки может в дальнейшем привести к тому что выбранная технология мембранной очистки не даст ожидаемого эффективного результата качества питьевой воды, и, как следствие, для достижения требуемых технических и санитарно-гигиенических параметров качества воды потребуются дополнительные финансовые средства на реконструкцию.

Верхне-Шайтанское водохранилище — это открытый источник, поэтому помимо микробиологических загрязнителей, есть и элементарная взвесь. Поэтому для очистки мутной воды требуется ряд сооружений: насосная станция, забирающая воду из открытого источника, далее — смеситель, куда добавляется реагент для делающий коллоидную массу более крупной. Третье — отстойник, где отстаивается укрупненная взвесь. После этого вода должна поступать на фильтровальную станцию, оттуда — на станцию обеззараживания. И лишь после этого в резервуар с чистой водой. Другой технологии очистки воды через фильтр пока не придумали.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Вернемся к техзаданию: из тех шести необходимых объектов, которые я перечислил, там заявлено всего три. Можно ли, например, обойтись без отстойника? Можно, но тогда фильтры будут загрязняться в разы быстрее, цикл между промывкой и работой будет очень коротким. Возможно что в бюджетном активе есть деньги на постоянную замену фильтров, но тогда под сомнение резонно поставить экономическую эффективность проекта.

Второй вопрос — конкурсная цена реализации проекта. Мировая практика достаточно устойчиво определила примерную стоимости такого рода работ. За примером далеко ходить не будем: в Ревде строят насосно-фильтровальную станцию  мощностью 45 тысяч кубических метров воды в сутки. Ревде это обошлось в сумму чуть более миллиарда (1084 тыс. руб.). Это проектная сметная стоимость, пока столько еще не вложили.

У нас станция рассчитана на 36 тыс. кубов. Простой математический расчет позволяет предположить что  окончательная стоимость Верхне-Шайтанской станции составит порядка 750-800 млн рублей. Предположу, что озвучена стоимость лишь первоначальных работ на 370 млн рублей.

Немаловажным, а для простых жителей определяющим, является вопрос:  какова будет себестоимость водички, если на выходе она «золотая»?  Изменение технологического цикла подготовки воды однозначно приведет к увеличению затрат, которые будут включены в тариф.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

А теперь давайте подумаем: фильтры поставят, реконструкция произойдет, а не станет ли она по цене такой же, как ревдинская вода? Если да, то смысл все это делать и реконструировать, если там уже миллиард ввалили? Кто-то посчитал? Уверяю, что никто. Никто не сел с Ревдой, не обратился в министерство, мы идем по пути «своя армия, два калеки, но своя же». Мне нравится модель, которая успешно работает в Финляндии, например. Нет «местечковых «водоканалов», есть крупная станция, которая обслуживает несколько муниципалитетов. Производит качественный ресурс, а потом продает.

Также одним из определяющих слагаемых успешной реализации задуманного проекта — профессионализм компании-подрядчика, которая будет заниматься проектными и строительными работами. Опыт — первое, что важно. Предстоит много специфической работы, и подрядчик должен обладать опытом, квалификацией. Надеюсь, что журналистам удастся пообщаться с компанией выигравшей тендер, чтобы была возможность проанализировать уровень их компетенции и оценить возможные риски.