О бремени цыган

Надежда Иванова, руководитель студии цыганского искусства «Gipsy Art»

Несмотря на то, что прошло уже полтора месяца, но лучше поздно, чем никогда — с прошедшим вас Международным днем цыган, который празднуется нашим народом по всему миру. И самое интересное, что мы, как народ, единственные в своем роде, кто обладает отдельным праздничным днем, а не тематическим праздником, связанным с какой-то национальностью или народностью.

Надежда Иванова, руководитель студии цыганского искусства «Gipsy Art»

Несмотря на то, что прошло уже полтора месяца, но лучше поздно, чем никогда — с прошедшим вас Международным днем цыган, который празднуется нашим народом по всему миру. И самое интересное, что мы, как народ, единственные в своем роде, кто обладает отдельным праздничным днем, а не тематическим праздником, связанным с какой-то национальностью или народностью.

Быть в стороне — сложно

Я бы хотела остановиться на телевизионном документальном проекте, который совсем недавно транслировался на канале «Россия-1» под названием «Бремя цыган», автором которого является коренной москвич, обладатель премии Союза журналистов России «Событие года» и создатель авторских документальных проектов Борис Соболев.

Постараюсь быть максимально политкорректной — сказать, что фильм не вызвал бурю эмоций, ничего не сказать. Быть вдалеке от происходящего очень сложно, поэтому именно сейчас я бы хотела дать собственную, может и непрофессиональную, но искреннюю рецензию на данный национальный, так скажем, телевизионный выпуск.

Профессия журналиста, на мой взгляд, обязана предполагать объективность, в том числе — рассмотрение вопроса с разных точек зрения, которым должно уделяться одинаковое по времени внимание. Однако, в данном случае фильм, для простоты я буду так его называть, очень умно построен. Здесь, к сожалению, не может просматриваться комплимент автору фильма, а как раз наоборот. Ведь складывается общее мнение, что фильм построен с единственной целью — укоренение существующих трех схем-стереотипов «цыгане — продажа наркотических средств», «цыгане — занятие воровством», «цыгане — нигилисты».

В одном из абзацев я не случайно обратила ваше внимание на основополагающий принцип журналистской деятельности: объективность.

Немного нормотворческой информации: в соответствии с Международными принципами профессиональной этики в журналистике, принятыми ЮНЕСКО, объективное освещение событий — долг журналиста, который обязан, среди прочего, обеспечить право граждан на достоверную и объективную информацию.

Но каким образом возможно применить этот международный этический принцип к данному фильму — ведь, показывая и говоря о наркотических средствах, воровстве и нигилизме автор распространяет данные криминогенные признаки на абсолютно весь цыганский народ, тогда как именно в нем содержится большое множество этнографических групп, а по статистической информации криминогенными являются именно те этносы, представители которых показаны в 90% фильма.

Данный фильм был показан в достаточно позднее время, что позволило населению России впитать и мысленно переработать исключительно ту самую подавляющую негативную часть фильма, а оставшиеся 10% фильма, показывающие достоинства народности, остались незамеченными большинством, как оказалось.

Социальной значимости — ноль

Так уж вышло, что я и моя семья относимся именно к тем цыганам, которые показаны в самом конце фильма, но этих скромных несколько минут явно недостаточно, чтобы показать объективно, кто такие цыгане, как общее понятие в современной России.

Поэтому об объективности в данном проекте речи быть не может, так как автором проведена научно-исследовательская работа с явно односторонним акцентом на негативном материале. Автору совсем не хотелось расширить географию исследования, в том числе — этнографическую географию цыганского народа, провести массовое анкетирование,  интервьюирование. Но нет — лучше всего опросить содержащихся в местах лишения свободы, например.

С точки зрения социальной значимости проекта — оценка «0», с точки зрения красочности, привлечения внимания к своему труду, возрастания популярности автора, пиара телевизионного канала, возрастания сборов за размещение рекламы, красности словца, бросания вызова, политической окраски, очередной возможности получить телевизионную или журналистскую награду за экшн — оценка «5».

 Фото из архива редакции
Фото из архива редакции

Внимание страны все больше уделяется проблеме межнационального мира и сотрудничества, в том числе, социальной и экономической адаптации народов в многонациональной России, в том числе, и цыган, а такие «телевизионные проекты», бросают черную тень на все плоды такой работы, которое может в конце концов (если сохранится такая тенденция) привести к разжиганию межнациональной розни, чего я более всего боюсь.

10%  — Русска Рома («Русские цыгане») — я, моя семья и сотни тысяч цыган на территории всего мира – мы работаем официально, учимся официально, платим налоги, страховые взносы, живем в домах и квартирах со всеми коммуникациями и заботимся о своих семьях, а также чтим добрые цыганские традиции, которые оберегают честь и достоинство нации, среди нас много артистов, культурологов, юристов, экономистов, историков, дипломатов, политических деятелей, но согласно 90% фильма у нас нет ни единого положительного качества.

Почему я так уверенно об этом говорю? Все дело в том, что, в моем случае, я очень тесно касаюсь данной проблематики. И с уверенностью могу сказать о том, что государство и общество полноценно ведет позитивный диалог с цыганской народностью — далеко ходить не надо — возьмем нашу родную Свердловскую область, первые лица которой признают высокую важность и нужность цыганского народа в истории России.

В данном случае, принимая во внимание мое желание быть политкорректной, более всего хочется обратить внимание всех журналистов и иных деятелей в данной области на осторожность в шагах по пути национальной темы, соблюдение всех принципов этики журналиста и возрастание не количества, а качества создаваемых документальных проектов.