О килограмме марихуаны, ангельском терпении и профессиональных принципах «Городским вестям» рассказал командир взвода ОР ДПС Руслан Девиров.
100 килограммов марихуаны
В 2002 году Руслан Айдабегович перевелся в Первоуральск из Екатеринбурга. Инспектор ДПС, потом — старший инспектор, сейчас — командир взвода ОР ДПС.
— Работа неблагодарная? Да перестаньте, — улыбается Руслан Девиров. — Кому-то же нужно бороться с правонарушителями, угонами, задерживать преступников. Мы ведь не только права проверяем или штрафуем за непристегнутый ремень.
Руслан Айдабегович рассказывает, что однажды преследовал водителя, который не пожелал остановиться по требованию инспектора. «Зажали» нарушите в районе Магнитки, обезвредили, стали досматривать машину, а там — «джек-пот»: около 100 килограммов марихуаны.
— На самом деле, наркоманы за рулем — не такая уж редкость, — говорит Девиров. — Если у меня есть опасения, что водитель «обколотый», я немедленно останавливаю машину и в присутствии двух понятых осматриваю нарушителя. Случается так, что нахожу запрещенные препараты — марихуану, героин.
Руслан Айдабегович уверяет, что инспекторы в потоке вычленяют машину, которую следует остановить, интуитивно, а интуиция приходит исключительно с опытом.
— Помните, в Талице ремонтировали путепровод? — объясняет капитан. — Там такие пробки были, а мы, осуществляя стоп-контроль, и в таком огромном потоке умудрялись безошибочно определить тех водителей, которые сели за руль пьяными. Я не знаю, как это получается, профессиональное, наверно. Просто знаешь, чувствуешь, что нужно остановить.
Трупы сами увозили
Своего первого освидетельствованного водителя Руслан Девиров помнит до сих пор — наставники дали протокол, водительское удостоверение, документы нарушителя — сказали: оформляй.
— Научился быстро. Первое время немного волновался, а потом все в колею вошло, — говорит Руслан Айдабегович. — Сейчас мой рабочий день начинается рано — в 6:45 я должен быть уже на службе. Прохожу проверку на алкоголь — ее проходят все сотрудники, которые вооружаются, потом — инструктаж, и выдвигаюсь на маршрут патрулирования.
У всех экипажей ДПС маршруты расписаны. В соответствии со служебными заданиями инспекторы дежурят там, где наиболее вероятны ДТП. Прописано даже время «стоянки».
— У нас в городе чаще всего «бьются» на проспекте Ильича, улице Вайнера, автодороге Первоуральск-Шаля, а так же на пермской трассе. Водители не соблюдают скоростной режим, не приспосабливаются к дорожным условиям, — перечисляет сотрудник ГИБДД основные причины аварий. — Я выезжаю и на ДТП. Приятного, если честно, немного. На всю жизнь мне запомнилась авария, когда погибли мужчина и маленький ребенок — отец и сын. А так — много было разных аварий. Сейчас стало проще — если есть жертвы, приезжает похоронная служба, забирает труп. А раньше такого не было, приходилось либо на попутках отправлять, либо самим грузить в машину и доставлять, куда следует.
Вывести за город и обезвредить
Руслан Девиров говорит, что самое сложное в профессии — сохранять спокойствие при общении с неадекватными водителями.
— Конечно, волю чувствам, а уж тем более — рукам, я не даю, — говорит капитан полиции. — Стараюсь всегда корректно объяснить, в чем человек не прав, что он нарушил, почему обязан подчиниться требованиям. Если водитель начинает вести себя уж совсем по-хамски, оскорблять или пытаться ударить, говорю, что это — уголовно или административно наказуемо. Если уж совсем не доходит, и требования сотрудника полиции не выполняются, я имею право применить силу — надеть наручники и доставить в отдел.
Бывает и такое, что водитель считает, будто знает больше инспектора. Руслан Айдабегович уверяет — шансов у «всезнайки» переспорить сотрудника ГИБДД просто нет.
— У нас много внутренних документов, ориентировок, где прописаны наши обязанности и права. Просто так никто машину останавливать не станет, — говорит Девиров. — Водители заглянут в интернет и думают, что стали грамотными. Если возникают спорные ситуации, разъясняем — что к чему.
Руслан Айдабегович говорит, что случаются ситуации, когда приходится применять оружие.
— Если нарушитель не реагирует на требования сотрудников полиции, представляет опасность для жизни и здоровья граждан, мы несколько раз предупреждаем, а потом стреляем по колесам, — говорит капитан. — Понятное дело, что пальбу в центре города никто никогда устраивать не будет. Мы «выводим» преступника за город и там стараемся обезвредить.
Минусов нет
Задача сотрудников ГИБДД — не только предотвращение нарушений, но и помощь водителям на дороге.
— Когда патрулируем маршрут, случается, что людям нужна наша помощь. Вот недавно девушке помогли — она пробила колесо, мы остановились, заменили. Прошлой зимой, когда морозы были сильные, мы увидели на обочине парня — машина сломалась, он «голосовал», но никто не останавливался. Представляете, в такой мороз — полчаса на улице простоять. Мы остановились, водителя посадили в патрульную машину, чтобы отогревался, вызвали эвакуатор. Решили проблему.
Несмотря на то, что минусов в своей профессии Руслан Девиров не видит, он бы не хотел, чтобы кто-то из его сыновей пошел по стопам отца.
— Тяжело работать, — говорит Руслан Айдабегович. — Да и маленькие они еще у меня — 14 и 10 лет, рано думать, кем становиться.
Забавные случаи, как ни странно, в работе сотрудников ГИБДД тоже случаются. Последний произошел совсем недавно, когда пришлось задерживать пьяного «водителя», который управлял лошадью.
— Хорошо хоть у него «пассажир» был трезвый, животное ему передали, а то куда же лошадь девать? Ее на штрафстоянку не поставишь, — улыбается Руслан Айдабегович.
Я ему не наливал
Супруга раньше волновалась, отпуская мужа на службу, но за столько лет уже привыкла, стала спокойнее, хотя опасные моменты в работе Руслана Айдабеговича нет-нет, да встречаются.
— Был случай, когда мы на горе Теплая остановили колонну байкеров, но они начали дебоширить, отказывались выполнять наши требования. Между мной и одним из мотоциклистов завязалась драка — он ударил меня ногой, мне пришлось обороняться. Дело потом передали в суд. Неприятная ситуация.
Байкеры — отдельная тема для сотрудников ГАИ. Но Руслан Девиров говорит, что проблемы возникают только с теми, кто считает себя крутым гонщиком.
— Настоящие байкеры — люди дисциплинированные и ответственные, всегда в шлемах, в соответствующей экипировке. Такие ребята понимают, что они — полноценные участники дорожного движения, поэтому с уважением относятся к другим водителям. Когда открывался байкерский сезон, мы у всех мотоциклистов проверили документы, и ни у кого не возникло проблем — все в полном порядке. А те, кто берет у папы «Урал» и гоняет по городу — какой же это байкер? Это обыкновенный нарушитель.
Руслан Айдабегович говорит, что ни друзья, ни родственники его служебным положением не пользуются.
— Если кто-то из знакомых мне звонит посреди ночи, я даже трубку не поднимаю, — говорит Девиров. — Я сразу предупредил — спасать не буду. Я никому не наливал, за руль не усаживал. Виноват — отвечай. Мной прикрываться не нужно.