Священник-исследователь

О каких интересных фактах можно узнать из книг отца Александра Топоркова

Святослав Кудрявцев, краевед

Ольга Бухаркина, заведующая отделом публикации и использования архивных документов ГАСО, которую я упоминал в прошлой статье, пишет, что Александр Топорков окончил семинарию в 1875-м году и с этого же года был назначен священником в Шайтанскую церковь, до этого какое-то время учил детей в школе при Березовском заводе.

Когда же он успел поучить детей, если в январе окончил семинарию, а уже в марте становится священником в Шайтанке. В «Справочной книге всех, окончивших курс Пермской духовной семинарии», я нашел Александра Торопова, который окончил семинарию в 1870-м году. Там же указано, что он служил священником в Шайтанской церкви. В фамилии допущена явная ошибка. Он, конечно, не Торопов, а Топорков. В 1870-м году возраст у выпускника — 23 года. Выходит, что в Березовском он преподавал не 3 месяца, а 5 лет, пока его не перевели в Шайтанку. Не исключаю, что в это же он выполнял какие-то обязанности при Знаменском соборе Верхнего Тагила, где служил его отец.

Какой же след оставил после себя отец Александр, чем он отметился в этой жизни, кроме добросовестного служения Богу и преподавательской деятельности.

В своей книге «О Васильевско-Шайтанском заводе» Топорков дал довольно подробные географические сведения о прилегающей к Шайтанке местности. Описывает горы, реки, леса, описывает флору, фауну, перечисляет месторождения руд, которые использовались на заводах Демидовых.

Опубликовал статистические данные населения с их анализом, которые он, скорее всего, передавал в УОЛЕ (Уральское общество любителей естествознания), в котором был и отдел статистики.

Приводит данные о количестве жителей в поселениях: сколько проживает мужчин, женщин, детей, подразделяя их по возрасту.

Оставил данные, сколько было хозяйств, наличие лошадей, коров, овец. Сколько дворов безлошадных.

Проанализировал подробно итоги переписи населения, проведенного в 1887-м году.

Привел распределение населения по сословиям, по вере. Сколько православных, единоверцев, раскольников по возрастам, по половому признаку.

Сколько вдовых, холостых, сколько детей. Все данные представляет по половой принадлежности, по возрастным группам.

Количество браков по годам и по месяцам с 1870-го по 1889-й года.

Приводит данные о рождаемости, сколько детей законнорожденных, незаконнорожденных, мертворожденных. В какие годы рождалось больше мальчиков, в какие — девочек.

Приведены данные о смертности мужчин и женщин по возрасту по этим же годам. Приводит данные по детской смертности. В какие месяцы смертность наибольшая, в какие наименьшая в зависимости от пола.

В своих исследованиях он не ограничивается только Шайтанкой, не оставил без внимания такие населенные пункты, как Таватуй, Шарташ, Ревду, Билимай, Уткинск, Верх-Исетск, Верх-Нейвинск, Рудянский, Верхний Тагил, д. Ельничную, д. Подволошную, д. Талицу. Многие данные приводит в сравнении с волостями Московского уезда, Казанской губернии, Тамбовской губернии и другими.

Перечислил он всех священников церкви Петра и Павла с 1752-го по 1911-й года, с краткой характеристикой каждого из них. Никому до и после Александра Топоркова в голову не пришло заняться этой работой.

Описал многие исторические события, произошедшие в наших краях.

Кратко описал события, связанные с бунтом Емельяна Пугачева, убийство ненавистного в народе помещика Ефима Ширяева разбойником Рыжанко (настоящее имя Андрей Плотников), которого некоторые летописцы выставляли, как русского Робин Гуда — благородного разбойника. А. Топорков отзывается о нем, как об обыкновенном бандите.

Довольно подробно отец Александр описал заводские дела Шайтанского завода, дал перечень оборудования по цехам.

Не обошел своим вниманием тяжелое положение заводского люда, условия жизни, работы. Анализирует зарплату рабочих, размер налогов.

В своей книге рассказывает про нравственность жителей Шайтанки, сокрушается о процветании пьянства, разврата, грабежей и краж.

Пишет, что до 1886-го года при населении в Шайтанском заводе 6000 душ за год выпивается 5000 ведер вина. Приводит данные, согласно которым при заводе было 12 питейных заведений, из них 7 винных лавок, 2 трактира, 1 ренсковый погреб (магазин, продающий виноградные вина) и две портерные лавки (пивные лавки, где продают темное пиво).

Пишет, что кабак старого типа был безобразен и привлекал только последних пьяниц. Трактиры посещали в основном молодые люди, которые днями готовы были пьянствовать, просиживая в тепле.

В винных лавках вино продавалось в запечатанном виде, и распивать его на месте не разрешалось, но по соседству с каждой лавкой было две-три избы, где купленное можно было распить и при желании воспользоваться услугами «публичных женщин».

Пьют по сведениям отца Топоркова все: мужчины, женщины, подростки и дети. Взрослые парни человек по 20 — 30, ходят по улицам с гармонями, безобразничают, бьют окна, избивают встречных, грабят и воруют. С пьянством распространилось курение табака.

По данным Нины Акифьевой, положение дел и нравов в соседнем Билимбае намного отличалось от Шайтанских в лучшую сторону. Отношение Строгановых к своим рабочим, в отличии от Демидовых, отличалось кардинальным образом (Н.В. Акифьева «От эпохи Строгановых до наших дней»), и завод Билимбаевский равный по мощности Шайтанскому работал более производительно и ритмично (Н.В.Акифьева «История Первоуральска от Демидовых до Бергов»).

Умер отец Александр 21-го мая 1911-м году внезапно от паралича (какого не пишут), прослужив в храме верой и правдой Богу и людям 36 лет.

Теперь, надеюсь, вы имеете представление, кто же такой этот отец Александр. А теперь о его захоронении. Не первый год я пытаюсь убедить служителей храма Петра и Павла в том, что не подобает могилу такого заслуженного человека утаптывать ногами и укатывать колесами автомобилей. В журнале «Уральский следопыт» №1 за 2015 году вышла моя статья под заголовком «Сложная судьба церкви Петра и Павла в Первоуральске», где я писал о заброшенной могиле отца Александра. И в своем интернет-блоге я размещал на эту тему статью 5 марта 2012 года.

В «Вечернем Первоуральске» от 24.03.2016г преподносят факт захоронения здесь священника А. Топоркова, как давно всем известный, при этом обо мне ни слова, хотя для отца Иоанна, с которым я разговаривал на эту тему чуть больше года назад, это было новостью.

Написано в статье, что захоронение находится рядом с дорогой. Ну, кривит душой автор этих строк. Не так это — ездят на автомашинах и ходят люди прямо по могиле.

Работники храма сегодня пытаются убедить меня, что перенести могилу к ограде никто не позволит, эксгумация нереальна, и, вообще — это очень дорогое удовольствие. Мне последнее время уже стало неудобным будировать с ними этот вопрос. Я, как крайний случай, предлагал обозначить место склепа белым квадратом, а на стене храма повесить мемориальную доску, что бы было ясно, кто здесь покоится. Но пока ситуация не меняется.

Надеюсь, что прихожане храма Петра и Павла и все читатели, узнав о месте захоронения этого удивительного человека, с почтением будут обходить могилу, а кто-то перестанет пользоваться северными воротами, при въезде и выезде на территорию и с территории храма. Хотя понимаю, что автобусам и автомашинам выезжать с территории через северные ворота на кладбище после отпевания усопших сподручней, но к своей истории надо относится бережно.

(Продолжение следует).