Не донес, оскорбил — в тюрьму

В Госдуме приняли «пакет Яровой»

13 мая Госдума одобрила в первом чтении пакет поправок к закону о противодействии терроризму, внесенный депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. Пакет законопроектов предлагает множество жестких норм, которые могут коснуться обычных людей, не имеющих к терроризму никакого отношения. А 24 июня Госдума приняла закон с минимальными поправками. Чем грозит обычным гражданам «пакет Яровой» — узнавали «Городские вести».

Страх перед «недоносительством»

Новый пакет законопроектов вводит в УК несколько новых видов преступлений с серьезными наказаниями, а для ряда существующих статей ужесточает ответственность, например, предлагается ввести статью о публичных призывах или оправдании терроризма в интернете — с наказанием до семи лет заключения, сообщает Meduza.

 Фото yandex.image
Фото yandex.image

Статья о «публичных призывах и оправдании» существовала и раньше, но специальной нормы об использовании интернета в ней не было. Сесть в тюрьму на срок до пяти лет за неаккуратное высказывание или перепост можно было и раньше — по статьям экстремистской направленности; теперь для этого появилась новая, более жесткая норма. Кроме того, по некоторым статьям власти хотят снизить возраст ответственности — с 16 до 14 лет.

Согласно законопроекту, «Почта России» и частные почтовые компании должны проверять посылки, чтобы в них не было ничего запрещенного, например, оружия, наркотиков или денег. Ответственность за это возложена на почтовых операторов.

Само по себе ужесточение норм можно было бы обсуждать, ведь пакет заявлен как антитеррористический. Но в сочетании с неопределенностью формулировок эти нормы способны породить множество злоупотреблений. Скажем, одна из самых громких новелл предлагает наказывать за несообщение о «достоверно известных готовящихся» преступлениях террористической направленности. По каким критериям будут решать, что было известно достоверно, а что нет? Кроме того, легко себе представить множество необоснованных доносов, вызванных страхом людей перед наказанием за «недоносительство». И так же легко себе представить, что часть этих доносов превратится в уголовные дела.

440 часов

Напомним, что нескольких первоуральцев уже судили за экстремизм — в ноябре 2013 года на скамье подсудимых оказался Степан Черногубов. Молодого человека обвинили в двух преступлениях, квалифицируемых по ч. 1 ст. 282 УК РФ: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации».

Степан Черногубов Фото из архива редакции
Степан Черногубов Фото из архива редакции

Согласно материалам уголовного дела, свое первое преступление Черногубов совершил в период с 17 ноября 2011 года по 3 мая 2013 года. Состояло оно в том, что, зарегистрировавшись и создав свою страничку в популярной социальной сети «Вконтакте», Степан Черногубов начал размещать на ней фотографии экстремистского содержания.

Фотографии содержали символику молодежных неофашистских групп, фото Адольфа Гитлера со свастикой, эсесовскую «Мертвую голову», фото, порочащее таджиков и многое другое. Согласно заключению лингвистической экспертизы, в этих материалах содержаалсь информация, направленная на возбуждение ненависти, либо вражды к «инородцам».

Но на этом молодой человек не остановился. Скопировав несколько картинок из интернета и распечатав их, он 29 апреля 2013 расклеил самодельные «листовки» на стенах горвоенкомата, ЕРЦ, а также на столбе на ул. Трубников.

Как итог, приговор — 440 часов обязательных общественных работ.

120 часов

Второй первоуральской «экстремисткой» в декабре 2014 года суд признал 23-летнюю Эльвиру Султанахметову, которая призывала мусульман не только не справлять Новый год, но и не носить Георгиевские ленты и не красить пасхальные яйца, как это делают «гнусные язычники». Более того, само поздравление «С Новым Годом!» Султанахметова сравнила с поздравлением с грехом: убийством или прелюбодеянием.

Законопроект ужесточает регулирование религиозной сферы. Документ дает крайне широкое определение «миссионерской деятельности», которой отныне смогут заниматься только зарегистрированные организации и группы. При этом любая миссионерская деятельность вне специально предназначенных для этого помещений запрещена. За нарушения — штраф до миллиона рублей.

Обвинение Эльвире Султанахметовой было выдвинуто по части 1 статьи 282 УК РФ — «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

По версии обвинения, Султанахметова нарушила закон, отвечая в сети на невинный вопрос: «Может ли мусульманин отмечать Новый Год?»

— Начиная с детского сада, детей учат взывать не к Аллаху, а к Санта Клаусу, Деду Морозу и прочим табутам, — в частности, написала Султанахметова. — Это ни что иное, как великий обман детей и воспитание их многобожниками. Их естество заполняется языческими символами..

В разряд языческих, а значит, сатанинских ритуалов почему-то попали и крашеные пасхальные яйца, и Георгиевские лены к Дню Победы. Соединить сатану и пасху — прямое оскорбление чувств православных христиан.

Эльвира Султанахметова Фото из архива редакции
Эльвира Султанахметова Фото из архива редакции

Приговор для Султанахметовой — 120 часов обязательных работ

Без изменений

Таким образом, Госдума приняла поправки, касающиеся интернет-отрасли, в следующем виде:

— интернет-компании (или, по закону, организаторы распространения информации в сети Интернет) будут хранить информацию о фактах совершения звонков и передачи текстов, видео и иного контента россиян в течение года. Также будет храниться информация об этих пользователях. Причем, все данные должны быть расположены на территории России. Само содержание сообщений — до полугода. Точный объем и срок определит правительство.

— операторы связи должны хранить данные о фактах приема и передачи сообщений и контента в течение трех лет. Само их содержание — до полугода.  Здесь также точные нормы установит правительство.

— интернет-сервисы, занимающиеся шифрованием передаваемой пользователями информацией (например, мессенджеры WhatsApp, Telegram), должны предоставить по запросу госорганов соответствующие инструменты для декодировки переписки пользователей.

Данные нормы вступают в силу с 1 июля 2018 года.

Единственной поправкой для интернет-отрасли стало сокращение срока хранения данных до года для интернет-сервисов. Для операторов связи, которые пожаловались на то, что затраты на выполнение закона приведут к колоссальным расходам, эту норму оставили без изменений — в течение трех лет. Однако, даже если бы парламентарии и согласились изменить этот пункт для сотовых операторов, указанный объем хранения непосредственно всего переданного пользователями контента (звонки, сообщения, мультимедийные файлы) до 6 месяцев уже становится непомерным грузом для компаний.

Сырой закон

Михаил Хохолков, юрист:

Михаил Хохолков
Михаил Хохолков

— Не секрет, что так называемый законопроект Яровой принимался в спешке. Инициаторы законопроекта утверждают, что консультировались со специалистами ИТ-отрасли и учитывали плюсы и минусы от реализации законопроекта. Но последующие публикации этих экспертов говорят об ином — законопроект сырой, неэффективный, недоработанный.

Так, только операторы сотовой связи посчитали свои убытки от создания условий для хранения всего трафика (строительство дата-центров, закупка оборудования и обслуживание системы) в размере нескольких триллионов рублей.

Что это значит для рядового пользователя сотовой связи и интернета?

Во-первых, возможно снижение качества связи или скорости передачи, обусловленных техническими моментами. Во-вторых, очевидно, что убытки операторов связи будут компенсироваться за счет роста тарифов на связь. Следовательно, за связь мы будет платить больше при ухудшении качества.

В-третьих, хранение всей личной информации опасно тем, что у киберпреступников появится дополнительная возможность получить доступ к наши действиям в интернете, например, к данным банковской карты при совершении покупок в онлайн-магазинах. Чем это грозит, пояснять не нужно.

Цель законопроекта благая — защита населения страны от терроризма. Однако достигнуть ее предлагаемыми способами, как считают многих технические специалисты, невозможно.

Остается надежда на то, что Совет Федерации или президент вернут-таки законопроект на доработку. И доработка эта будет не теоретической, а практической, с учетом мнения отрасли и специалистов.

Кстати, операторы сотовой связи уже направили в Совет Федерации письмо с просьбой отклонить данный законопроект. И в скором времени мы узнаем о результатах его рассмотрения.

Однако если даже законопроект будет подписан президентом, то вступать в силу он будет поэтапно. И в этом случае у ИТ-отрасли еще будет время для инициации внесения поправок уже в принятый закон.

Что не вошло в «пакет Яровой»?

Лишение людей гражданства. Перед вторым чтением депутаты отказались от предложения лишать гражданства людей, совершивших теракты или преступления экстремистской направленности, а также тех, кто сотрудничает с международными организациями.

Ограничения на выезд из страны. В первой версии законопроекта предлагалось запретить покидать Россию людям, получившим предупреждение о недопустимости совершения противоправных действий — то есть в досудебном порядке. Ко второму чтению депутаты изменили эту поправку: они предлагали запретить выезд из России людям с непогашенной или неснятой судимостью по некоторым статьям (например, осужденным за терроризм и экстремизм). В итоге парламентарии решили вообще отказаться от этой нормы.