Хоккейный папа

Тренер по хоккею с мячом Николай Вяткин: «Чтобы воспитать чемпиона, нужно создать домашнюю атмосферу на тренировке»

«Городские вести» продолжают рассказывать о знаменитых первоуральских спортсменах в рамках совместного проекта с организацией «Первоуральск — город чемпионов» «Легенды спорта». На этот раз речь пойдет о тренере по хоккею с мячом детской спортивной школы «Уральский трубник» Николае Вяткине.

Что-­то не пошло у нас

Караулю Николая Степановича за час до начала тренировки, на часах ровно девять часов утра. Вместе со мной на посту шпана — 11-­летние пацаны, за плечами большие спортивные сумки, из которых торчат коротенькие клюшки. Мальчики что-­то оживленно обсуждают. Слышим звук мотора, разговоры прекращаются, оборачиваем головы. Из-­за трибун выезжает мопед. За рулем — тренер в каске и с большим рюкзаком за плечами. Два предупредительных сигнала клаксона. Мальчики в ответ приветствуют наставника.

— Ребята всегда рано приходят. Привыкли за час выходить зимой, — говорит Николай Степанович. — Правильно, пусть побольше занимаются индивидуально, одной тренировки мало.

Ребята забегают в раздевалку, тренер паркует мопед и идет за ними.

— Я жил в доме по улице Трубников, там с пацанами всегда летом в футбол гоняли, а зимой — машины ездили по снегу, накатают дорогу, скользко станет, и мы там в хоккей играем, — вспоминает Николай Степанович. — Коньки самые простые были, кататься сами как-­то научились. Мы раньше постоянно в спорте были, сами лед себе заливали. Сейчас на некоторых смотришь, пришел, не получилось, он — коньки на гвоздик, и даже на катке его не видно. А я как начал играть, так и остался. Зацепило.

IMG_7658

Будучи ребенком, проситься в команду «Уральский трубник» Николай Степанович не стал, стеснялся. Ходил на стадион, смотрел, как играют другие ребята.

— Попал в команду по юношам уже после учебы в ГПТУ. Там, когда играли, меня заметил международный судья, подошел, говорит: «Завтра приходи на тренировку к «Трубнику». А мне по возрасту-­то последний год оставалось играть, — говорит Николай Степанович.

Потом Николай Вяткин ушел в армию. Обратно пришел, но в «Трубник» проситься не стал — характер.

— Я же до армии практически не играл, поэтому пошел только в команду «Хромпик», команда там неплохая, ребята хорошие, — вспоминает Николай Степанович. — Мы с ними хорошо играли, перешли в первую лигу. Тогда я уже набрался смелости и попросился в «Трубник» играть. Взяли. Но что­-то не пошло у нас. Команда уехала на сборы в августе, а меня оставили. Ну, я думаю, оставили, плана индивидуальной подготовки никакого не дали, значит, не нужен. Они только уехали, неделя не прошла, я форму сдал. Начальник команды хотел даже деньгами наказать, из-­за того, что самовольно ушел.

Есть, чем гордиться

Раз не получилось в спорте у самого, подумал Вяткин, значит добиваться высот нужно попробовать через детей: давать им знания, делиться мастерством.

— У меня сын тогда учился в школе №21, учительница однажды говорит: «Вы же раньше в хоккей играли, спортом занимаетесь, возьмите ребята тренировать». Мы с ними начали в разных эстафетах участвовать, спартакиадах. Руководство «Трубника» меня заметило, давай уговаривать, чтобы я тренером у них остался работать, так я в хоккейной школе и оказался, — улыбается Николай Вяткин. — Целый год я совмещал основную работу, на ЗКМК, и тренерскую. Я не уходил с завода, боялся, вдруг не получится. Потом уже у нашего руководства спрашиваю: «Устраиваю я вас? Хорошо все?». Они кивнули, тогда я ушел с завода, пришел на стадион уже насовсем.

Николай Вяткин работает уже более двадцати лет. Сейчас сразу видит, кто из маленьких мальчиков серьезно заиграет.

IMG_7666

— Ребенок должен же быть нормально возбудимым, уравновешенным, сильным, а некоторые придут, до чего медленные, слабые — с такими тяжело работать. Лучше пусть будут гиперактивными, безудержными, мне легче такого чуть-­чуть усмирить, на место поставить, чем медленного завести, работать заставить, — говорит Николай Степанович. — Когда родители приводят детей, я всегда говорю: играть будут не все, но потом им эта школа пригодится. Будут работать в бизнесе или еще где, у них останется этот напор, задор спортивный.

Руководство новой школы по хоккею с мячом «Уральский трубник» дает установку тренерам — вырастите хотя бы одного-­двух хоккеистов в команду мастеров. Николай Вяткин говорит, что в этом плане ему есть, чем гордиться.

— Например, сейчас в команде «Уральский трубник» вторым вратарем играет Артем Прохоров — мой воспитанник. Раньше Дима Сафуллин неплохо играл. Алмаз Миргазов — ныне форвард красноярского «Енисея», чемпион России, чемпион мира, — перечисляет Вяткин.

Самое главное в воспитании будущих хоккеистов, по словам Николая Степановича, создать домашнюю атмосферу на тренировке, чтобы ребята чувствовали, что они — одна большая семья.

—  И я им и воду из родника привезу, помидор в саду собрал, привез ребятам, когда­-то конфетки куплю, — продолжает Николай Степанович. — Играть дальше не все будут, но пусть дружными будут, командой должны стать, одной семьей. На тренировках еще можно прикрикнуть на них, но в игре — никогда нельзя. В раздевалке индивидуально никому грубо нельзя говорить, только по линии можно. Например, в нападении тут не справились, защита ошибку допустила. А как индивидуально скажешь кому-­нибудь замечание еще при всех, он замкнется, ничего делать не будет. Нельзя ругать.

Я не ошибаюсь

— На тренировки я всегда пораньше прихожу. Зимой мне надо обработать клюшки, коньки наточить, чтобы они пришли, а у них уже все готово, — говорит Николай Степанович. — Они даже не замечают порой. Кто-­нибудь все равно прибежит и кричит: «И мне, и мне подточите». Да иди уже, играй, все готово. Не переживайте ни о чем, ваше дело — только играть. Когда вырастут, тогда и будут сами себя готовить к играм.

— А маленькие для вас — это сколько лет?

Николай Степанович ненадолго задумывается.

IMG_7672

— Отыграют год­-два, будут Чемпионами России, тогда да, взрослые. А сейчас посмотрите на него, ну да, высокий он, а головой — то еще ребенок совсем, — говорит Николай Степанович. — Дети, дети… что с них взять? Дни рождения мы всегда вместе отмечаем, торты приносим. Я их поощряю всегда конфетами за победы.

И в отпуске, и в выходные, и даже когда работает в огороде — Николай Степанович всегда думает о хоккее и ребятах.

— Сижу ночью на сборах и расписываю, как поставить ребят, на какую позицию.  Все размышляю, почему этот игрок не заиграл у меня, думаю, надо поговорить с папой. Папа придет, говорю, знаете, у сына что­-то не получается, может, в плавание ему лучше будет? Я никого не выгоняю. В поле его ставил — ну, никак, вратарем — опять никак. Не такой мальчик, не хоккейный. Он у нас просидит до женихов, потом скажет: папа, лучше бы ты меня отдал в другую секцию, — говорит тренер. —  Поэтому я сразу говорю, вам лучше чем­-то другим заняться, не тратьте время. В Европе с детских лет специалисты определяют, чем ребенку лучше заняться. У них какие­-то тесты, у нас такого нет. Только основываемся на опыте. Но своего мальчика­-хоккеиста сразу вижу, как он подходит к мячу, как катается, игровой — не игровой. В этом я еще никогда не ошибался.

Вот и учусь

— Свою жизнь без хоккея не представляю, рано или поздно я с завода бы ушел. Я бы все равно играл в хоккей. Я даже пробовал поступить в хоккейный техникум. Поехали с ребятами в Екатеринбург, заблудились, не нашли его, так и бросили эту затею. Сейчас мне седьмой десяток, учусь на третьем курсе в спортивном колледже, — смеется Николай Степанович. — Раз официально школу создали, тренеры должны быть квалифицированными, вот и учусь.

IMG_7698

Семья относится к работе нормально. Николай Степанович говорит, что так даже интереснее, когда уезжаешь на сборы, постоянно в разъездах. А сейчас, когда работает тренером, времени на семью и увлечения стало больше.

— Утром тренировку проведу, следующая — только вечером. Днем поехал домой, в саду поработал, и снова на стадион, — говорит Николай Вяткин. — Рыбалку люблю. Сейчас езжу на Пильную, в охотку, чебаков там ловлю. Мелочь, но важна не рыба, а сам процесс. Половил, сердце успокоилось, и опять я весь в ребятах. Был помоложе, ездил дальше, ловил серьезнее.