Кровь. Дети. Емельяненко.

Как воспитать интеллигентного бойца и стать авторитетом для воспитанников — знает тренер школы «Универсальные бойцы» Михаил Махнев

Представляю себе кадр из американского фильма: после тренировки уже в темное время суток из неприметной пятиэтажки выходит молодой человек. Наушники — в ушах, накидывает на голову капюшон от черной толстовки. И за плечом — обязательно большая спортивная сумка. И закадровый голос: «Этому городу нужен новый герой». Героев, чемпионов и просто хороших людей воспитывают в школе единоборств «Универсальные бойцы».

«Городские вести» продолжают рассказывать о знаменитых первоуральских спортсменах в рамках совместного проекта с организацией «Первоуральск — город чемпионов» «Легенды спорта». На этот раз речь пойдет о старшем тренере по единоборствам школы «Универсальные бойцы» Михаиле Махневе.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Клуб достался по наследству

Клуб «Универсальные бойцы» располагается в подвале пятиэтажного дома в центре города. Здание неприметное, и, если не знаешь о существовании здесь секции, никогда его и не заметишь. Так и не скажешь, что сюда приходит сотня простых мальчишек и девчонок, а выходят подготовленные бойцы.

Шестилетним мальчиком в такой клуб родители привели и Михаила Махнева. Подумали, пускай ребенок проявит себя, не понравится — заберем. Ему понравилось.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Мне нравилось, что все преподносилось в игровой форме, праздники в клубе часто проходили. У нас клуб по сей день — не просто секция, а одна большая семья. Пока был маленький, сильного превосходства у меня не было, у нас были смешанные группы. Это мы сейчас комплектуем по возрасту, по уровню подготовки. В 9 лет я попал в секцию джиу-­джитсу, откуда продолжил свой путь к той точке, на которой сейчас нахожусь. Тренер был интересный, приемы — захватывающие. Лет до 14 «физика» не играет роли, в 15 лет я набрал массу, стал габаритным, тогда уже почувствовал превосходство. Думал, что сильный, всех ломаю. Но это сказывалось негативно на соревнованиях. Там попадались соперники моего телосложения, и выиграть у них было проблематично, — вспоминает Михаил Махнев. — Когда стал постарше, началась серьезная техника, в боях появилась «кровища». Вот это привлекало ближе к 16 годам. Я любил, когда выступал в технике тай­-джуф, смешанных единоборств. У нас были тонкие перчатки, бились по­-мужски, зубы хорошо вылетали. Сейчас подошел к такому возрасту, когда мне нравится больше джиу­-джитсу, грепплинг. Здесь вообще отсутствует ударная техника, бойцы технически мыслят, работают с балансом, равновесием. Это дает им великолепный тонус, знание единоборств и они не получают травм.

Сейчас Михаил Махнев является старшим тренером и идеологом школы «Универсальные бойцы». От самых маленьких до самых опытных бойцов здесь учат рукопашному бою, армейскому рукопашному бою, комплексному бою, панкратиону, джиу-­джитсу, грепплингу, восточным единоборствам, ММА, самбо.

IMG_9907
Фото Анны Неволиной

— Клуб достался по наследству. В определенный период наш тренер не смог дальше вести занятия, и встал вопрос: либо клубом занимаюсь я, либо клуб закроется, — продолжает Михаил. — Пришлось брать на себя ответственность, вести занятия. Набирали народ, развивались, помещение вот нашли, отремонтировали, купили борцовский ковер, маты, создали условия для занятий.

Дружная семья

В среднем, в школе занимаются 70‑100 человек. Новенькие почти всегда остаются в клубе. По словам тренера, уходит 10 %, и то чаще всего — из‑за здоровья.

— Конечно, в основном в секцию приводят мамы. Они и болеют за своих спортсменов и спрашивают про успехи. Большинство пап активны только в том случае, если сами раньше боролись. Иногда на соревнованиях мама стоит, подсказывает сыну: «Делай креветку, черепашку. Давай теперь хэлгард». Папа косится на нее, спрашивает: «Ты откуда это знаешь?». У нас есть обожаемая мама, которая ездит с нами на соревнования, всегда везет с собой пакет вкусностей, всех накормит  — и тренеров, и детей, — улыбается Михаил Махнев. — Такая у нас дружная семья.

По идеологии клуба, которую внедрил Михаил Махнев, самые маленькие бойцы в начале своего пути занимаются только борцовской техникой, где отсутствуют любые удары по голове и корпусу — это самбо, грепплинг, джиу-­джитсу.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— С 11 лет ребятам даем ударную технику, но бесконтактную. Удары есть, но они не акцентируются на силе, они сосредоточены на ловкости, скорости. Потом, когда ребята достигают призывного возраста, даем контактные единоборства. На начальном уровне дети учатся общаться в команде, адаптироваться, начинают развиваться психически и физически. Становятся более уверенными, послушными, дисциплинированными. Детей постарше мы уводим от улицы. Мы не говорим, как правильно делать, мы говорим, как сделали бы мы. Тренер для ребят, которым 13‑15 лет, авторитет. Тренер и Федор Емельяненко, — смеясь, уточняет Михаил Махнев. — Взрослых ребят готовим к армии, доказываем, что армия — это нормально и это нужно. Наши ребята все проходят службу великолепно.

Наши бойцы —интеллигентные

— В большинстве случаев в школу приводят ребенка именно из‑за того, что у него излишки энергии. При занятиях с детьми тренеру нужно быть более сдержанным, — говорит Махнев.

По словам тренера, на тренировках в клубе ребята играют, выкладываются на сто процентов — тратят энергию. Дети растут, взрослеют, становятся воспитанными, спокойными.

— У нас занимаются и сложные дети, подростки. Уличного пацана, шпану, мы запросто перевоспитаем. Мы направляем его энергию на тренировки, времени на то, чтобы шкодить дома или на улице, просто нет. Стараемся сложных детей перевоспитать, — продолжает тренер. — Недавно был случай: вышел из подъезда, меня пацаны окружают, просят купить сигарет. Я говорю: «Ребят, приходите к нам в клуб лучше. Когда ты сильный, можешь за себя постоять — вот это делает тебя взрослым, а не курение». Пришли, позанимались. Сейчас посмот­рим, будут — не будут ходить. Если лентяи, хоть как их заводи, они не будут прогрессировать.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Вы говорите, что уводите трудных подростков с улицы. А если они будут использовать свою силу, умение вне тренировок? — спрашиваем мы.

— Мы проводим беседы. Мы работаем с маленькими, большими детьми, делаем акцент на переходном периоде, когда дети начинают шалить. Бывает, сталкиваемся, что ребята могут вести себя некорректно, мы разговариваем, объясняем. Занятия единоборствами приравниваются к ношению оружия, поэтому с нашим законодательством лучше лишний раз не сталкиваться в этом вопросе, быть осторожным, — говорит Михаил Махнев. — Взрослые бойцы должны вообще вести себя очень спокойно в обществе. Инциденты бывают всякие, мы таких людей просто выгоняем из клуба. У нас тут интеллигентные люди, правильные, искренние.

Дело всей жизни

Сейчас Михаил Махнев в учебном процессе почти не участвует, работаем с тренерами, помогает развиваться им, строит организационную работу в клубе.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Когда‑то мне пришлось оставить карьеру спортсмена, чтобы сосредоточится на тренерской деятельности. Было сложно, но давало мотивацию то, что был один чемпион — я, и благодаря мне подрастало еще 10. Теперь скучаю по тренерской работе, потому что это очень интересно, мне нравится работать с детьми. Сейчас моя работа чаще незаметна, родители, в основном, благодарят тренеров, я уже больше, как аппарат управления, — говорит Михаил. — Но управлять тоже кто‑то должен, для того, чтобы организация росла.

А расти, действительно, есть куда. Сейчас в области функционирует шесть отделений школы «Универсальные бойцы»: в Первоуральске, Ревде, Дегтярске, Новоуральске и два — в Екатеринбурге.

— У нас много планов по клубу, в данный момент ищем помещение для расширения тренировочной базы. Продолжаем организовывать различные соревнования, турниры, мастер­классы. В сентябре, например, состоится международный семинар под руководством чемпиона мира по джиу-­джитсу бразильца Роберто Атало, — говорит Михаил Махнев. — Я очень люблю наш клуб. Для меня это дело всей жизни.