В школу в тишине — как готовится к 1 сентября первоуральская первоклассница с особенностями здоровья

Когда Маше исполнился год, она перестала слышать. В этом году она станет ученицей 1 «Б» школы №15. «Городские вести» встретились с девочкой и узнали, как она готовится к школе, о чем мечтает и какого цвета у нее портфель.

У нее единственная привилегия

— Проходите, вот наша Маша, — нас встречает мама первоклассницы Ольга Гидревич.

Маша — худенькая девочка с двумя косичками. Она скромно стоит в прихожей, с нескрываемым интересом глядя на нас. В этой трехкомнатной квартире она живет с мамой, братом Костей, сестрой Дашей и бабушкой. Маша — самая младшая в семье.

— Балуете ее? — спрашиваем у мамы.

— Нет, я строго воспитываю своих детей, — возражает Ольга. — Конечно, она самая младшая, еще и болезненная, но единственная ее привилегия в семье в том, что ее нельзя толкать, даже в шутку, потому что можно повредить слуховой аппарат.

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Такое уже было: несколько лет назад возле уха, на котором крепится слуховой аппарат, лопнул сосуд. Образовалась большая гематома, в итоге Маша провела в больнице целую неделю.

Проблемы со слухом у девочки начались через 4 месяца после рождения. Тогда Маша неожиданно заболела менингитом. И если до года слух сохранялся, то после малышка перестала что-либо слышать вообще.

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— На операцию нас отправили только в три года, — вспоминает Ольга. — В октябре 2011 года нас подключили к аппарату, уже пять лет прошло. Нам оформили группу инвалидности, государство предоставило аппарат. С трех лет мы ходили к логопеду, каждые три месяца к сурдопедагогу и психологу, потом нам дали логопедический садик. Примерно в пять лет она начала говорить непонятные слова, какие обычно говорит ребенок в два года. Года полтора назад Машу «прорвало» — сейчас она разговаривает очень хорошо. Но чтобы добиться такого результата, потребовалось много занятий, много трудов и преподавателей, и, конечно же, Машиных стараний.

 

Только речевая среда

Занятия с психологом, логопедом и сурдопедагогом продолжаются до сих пор. К школе девочку готовил репетитор.

Помимо этого, Ольга Гидревич старается вырастить дочь всесторонне развитым ребенком. Маша уже два года ходит на танцы, три года в вокальную студию «Славянка», а в этом году начнет посещать подготовительные курсы в художественной школе.

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Она любит делать что-то своими руками: найдет в интернете подделки, сама делает, — рассказывает Ольга. — Маша и клеит, и режет, и лепит из пластилина. У нее красиво получается, она даже копирует рисунки, притом близко к оригиналу. Поэтому я и решила отдать ее в художественную школу, ведь по здоровью ей запрещены физические нагрузки, нужно, чтобы она выбрала подходящую профессию. Может быть, дизайнера. Вдруг ей она понравится, а художественная школа будет как раз кстати.

Изначально у семьи в планах было домашнее обучение. Но сейчас педагоги заявили: «Ни в коем случае, только речевая среда, пусть идет в школу со всеми, она адаптирована». Конечно, Ольга Гидревич понимает, что дочери будет тяжело: у нее проблемы с окончаниями и пока небольшой словарный запас. Но зато педагоги отмечают, что у Маши хорошая память, что ей поможет в учебе, к тому же она хорошо понимает математику.

 

Иду в школу, чтобы учиться хорошо

— Мы уже все купили к 1 сентября, — говорит мама Ольга, — портфель подарили на день рождения — летом Маше исполнилось восемь лет. А все остальное мы выбирали вместе: тетрадки, ручки с ромашками, фломастеры, яркие карандаши, альбом…

Маша раскладывает свои канцтовары на диване, ей уже не терпится пойти в школу и написать что-нибудь в красивых тетрадках.

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Мне нравится мой розовый портфель с ягодами, — улыбается первоклассница, — а тетрадки мы купили с «Винкс», я этот мультфильм люблю. У меня хорошая учительница Ольга Николаевна. Она мне нравится, помогает, когда не получается сделать.

Про школьную форму тоже не забыли — белая блузка, клетчатая юбка и маленький галстук. Помимо этого, на шкафу висит черный сарафанчик. Самой девочке больше нравится сарафан.

— Дорого ребенка в школу собирать, — отмечает Ольга. — На Машу мы потратили 15 тысяч: 5 тысяч ушли на форму и 10 тысяч на канцтовары. Одни кисточки в художественную школу обошлись в тысячу. А ведь у нас еще два школьника.

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Маш, ну ты маму-то не подведешь?

— Я иду в школу, чтобы учиться хорошо, — с серьезным видом отвечает нам она.

Маша стесняется, разговаривая с нами, но мама утверждает, что это редкость. Ее дочь скромностью не страдает, даже с взрослыми детьми общается без страха. У нее много друзей, на ее день рождения летом собралась большая компания.

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Маша — обычная девочка. Она веселая, где-то серьезная, очень активная, не сидит на месте, в школе усердная. Иногда пользуется тем, что старшим детям ее обижать нельзя. Очень любит наряжаться, красоваться перед зеркалом. Она до сих пор не выбрала, какие бантики наденет на первое сентября.

Такой же ребенок

Ольга Савруллина, учительница 1 «Б»:

— У меня не было опыта работы со слабослышащими детьми, поэтому я с волнением жду начала учебного года.

Сложности с Машей будут, потому что для нее учеба с такой большой группой детей в новинку. Если раньше она занималась с педагогом индивидуально, то в классе помимо нее еще сидят дети. Она постоянно будет отвлекаться. Поэтому я посажу ее на первую парту прямо перед собой, чтобы она меня видела. Хорошо, что у нас пластиковые окна и звукоизоляция лучше, чем с деревянными окнами. Думаю, что будут проблемы с русским языком, фонетикой, звукопроизношением. Дети, которые плохо слышат, часто плохо понимают и значение слов, поэтому голосовую информацию я буду сопровождать зрительной. Так Маша будет лучше понимать меня, ей будет легче запоминать новые слова. Например, мы изучаем новое словарное слово и параллельно показываем наглядно, что оно означает. Так же будет разработана специальная программа, рассчитанная именно на нее. Буду проводить индивидуальные занятия в то время, пока все будут заниматься физкультурой, потому что ей, скорее всего не разрешат заниматься со всеми, у нее будет спецгруппа. У меня будет возможность позаниматься с ней отдельно, что-то объяснить, что она не поняла или пропустила.

2070 первоклассников в Первоуральске впервые сядут за парты

На школе первоклассника, когда мы только познакомилась с Машей, девочка сидела обособленно, дети не были знакомы друг с другом. Дети явного интереса к ее аппарату не проявляли, она занималась, как и все. Но с детьми я поговорю, расскажу, что у них в классе будет учиться такой ребенок, чтобы предупредить некоторые моменты. Например, чтобы ее не толкнули лишний раз. И обязательно объясню, что Маша — такой же ребенок, просто с аппаратом в ушке.

 

Слуховой аппарат — как очки

Татьяна Овчинникова, учитель логопед центра «Росинка»:

— Скорее всего, Маша столкнется к такими проблемами, как дисграфия — это ошибки письма, маленький словарный запас, возможно, дислексия (чтение), но не обязательно. Надо развивать память, больше разговаривать, выполнять различные задания и учить новые слова. Если с ней занимаются логопед и репетитор, то она нагонит сверстников и в среднем школе ничем от них отличаться не будет. Раз мама и учителя говорят, что девочка настырная, то она захочет быть как все, а может быть даже и лучше. А занятия пусть продолжают, а своим характером она добьется того, чего хочет.

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Также нельзя забывать про то, что детский коллектив — самый жестокий. Первоклассники обращают внимание и на дефекты, и на внешний вид, и на дефекты речи. Они все видят, все замечают, наверное, лучше, чем взрослый человек. Будет хорошо, если школьный психолог будет проводить с ними встречи, направленные на сплочение коллектива. Да и учительнице следует пристально следить, чтобы дети хорошо к ней относились — от преподавателя многое зависит. Пусть она сразу расскажет детям, что у них в классе будет учиться такая девочка.

Слуховой аппарат помогает лучше слышать, как очки помогают лучше видеть. Как-то нужно ей правильно это подать, чтобы дети нормально к этому относились, ведь они, как пластилиновые, что из них учитель слепит, то и получится.