Магазин «Светофор» в Первоуральске установил собственные правила реализации товаров

Когда я услышала о том, что в магазине «Светофор» кассиры не пробивают чек менее чем на 300 рублей, не поверила. 90-ые остались далеко позади, откуда в Первоуральске вновь появилось такое явление, как «дикий рынок»? Не поверила, но проверила.

Не рекомендуют — обязывают

Зарулила в магазин в разгар рабочего дня, еще перед входом первым делом обратила внимание на интересное объявление — на ярко-оранжевой бумаге, расположенное на входной двери «Светофора»: «Уважаемые покупатели! Магазин-склад «Светофор» является магазином мелкооптового обслуживания. В связи с этим рекомендованная сумма покупки 300 руб.».

Окей, рекомендация — не обязательство, все хорошо. Идем дальше.

В магазине беру пачку влажных салфеток. Цена 34 рубля 90 копеек. Отправляюсь к кассе.

И тут сюрприз — новое объявление. Его текст гласит: «Уважаемые покупатели! Сумма покупки менее 300 руб. не обслуживается». Так рекомендация или обязательство?

Кладу на транспортерную ленту салфетки, жду, когда подойдет очередь. Кассир, завидя невыгодного покупателя с одинокой пачкой товара, шепотом обращается ко мне:

— Я не могу вам пробить одни салфетки.

— Почему? – спрашиваю.

— У нас правила такие, я могу вам предложить объединиться с кем-нибудь, если вы денежку дадите, — и показывает на покупателей передо мной, набравших целую тележку, — и в один чек пробить.

— Нет, я бы хотела купить салфетки сама. У вас обычный магазин, что за правила? Покажите мне их тогда, или вызовите директора.

— Директора нет.

Представляюсь корреспондентом газеты «Городские вести» и объясняю, что действия магазина — незаконны. Следующий вопрос кассира буквально сбивает меня с ног:

— Вы хотите, чтобы я продала вам салфетки, чтобы вы ничего не писали? Я могу тогда вам продать!

— Мы не из-за салфеток сюда пришли…

— Директора в данный момент нет, у нас такие правила, я больше ничего не могу вам сказать.

— Я правильно понимаю, что не могу сейчас совершить покупку на сумму меньше 300 рублей в этом магазине?

— Не можете. Давайте я запишу ваши контакты для директора.

Возвращаюсь в редакцию. Спустя полчаса на мой телефон поступает звонок. Приятный голос по ту сторону трубки представляется — меня беспокоит Альбина Пастухова, директор «Светофора» в Первоуральске. Сходу обрисовываю ситуацию и спрашиваю про ограничения на стоимость приобретений во вверенном Альбине Альбертовне магазине.

— Это рекомендованная сумма покупки. Объявление везде сегодня повесил товаровед, что эта сумма только рекомендованная. И на кассах те же листовки. Сейчас-то вы что хотите?

— Скажите мне, что за закон разрешает магазину устанавливать данные рамки?

— Законы я вам сейчас точно не скажу, потому что нужно брать выдержки из них.

На мое утверждение, что нет такого правила в законодательстве, по которому можно устанавливать минимальную сумму покупки в розничных магазинах, Альбина Альбертовна сказала следующее:

— Но нет закона, который запрещает это делать.

Занавес, господа.

 

Глас закона

Следующий пункт назначения — здание, многим из горожан известное, как СЭС – так его именуют в народе.

На самом деле здесь находятся сразу две интересующих нас организации — Первоуральский филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» и Первоуральский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области.

На базе первой организации в городе действует Консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей. Сюда жители города могут обратиться по насущным вопросам — некорректные ценники в магазинах, просроченные или некачественные продукты и непродовольственные товары, некачественные работы или услуги, иные нарушения в сфере благополучия населения и прав человека. Функции пункта — разъяснение потребительского законодательства, помощь в составлении исков и претензий.

Начальник отдела экспертиз Светлана Краснова прокомментировала ситуацию, сложившуюся в магазине «Светофор» следующим образом:

— В течение последних двух дней по этой проблеме к нам обратились 5 человек. Все жалуются на то, что в магазине сложилась следующая ситуация: потребителю нужна одна единица какого-либо продукта, но магазин его обязывает покупать несколько единиц товара. Условия покупки таким способом ущемляют права потребителей на свободный выбор товаров и считаются недействительными.

Обратиться покупатель может по своему выбору: к нам (г. Первоуральск, ул. Вайнера, д. 4а, каб.107, тел. 66-85-04) или к администрации магазина. Если он выберет второй путь, нужно уведомить руководителей об ущемлении прав потребителей — обусловливании приобретения одних товаров обязательным приобретением других.

Если в решении вопроса в магазине ему отказывают — обращаться в Роспотребнадзор — это надзорный орган, имеющий полномочия провести проверку данных обстоятельств. И если факты подтвердятся, то магазин может быть привлечен к административной ответственности.

Я решила уточнить у Светланы Александровны статус магазина, ведь сам «Светофор» в своих объявлениях заявляет, что реализует не розницу, а мелкий опт.

— Отличие розничной торговли от оптовой в том, что по договору розничной купли-продажи продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, оплата которого подтверждается кассовым или товарным чеком. При оптовой торговле совсем другие документы (товарные накладные, счет-фактуры и др.), налогообложение и принцип взаимодействия с покупателем. Ведь основная цель опта — продажа для последующего извлечения прибыли приобретателем. По действующему законодательству, независимо от того, крупный или мелкий опт, правила одни. Если есть кассовый чек и кассовый аппарат — речи об оптовой реализации нет, это розница. Просто так назваться «мелкооптовым магазином» нельзя.

 

Жесткие штрафы

Я не смогла оставить без внимания Роспотребнадзор — именно этот контролирующий орган стал новой точкой на карте моего пути к истине. Благо, надзорная организация находится в том же здании на третьем этаже.

Здесь меня приветливо встретила Елена Максимова, заместитель директора Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Первоуральск:

Первоуральский филиал ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области и Управление Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Первоуральск — две разные организации, которые взаимодействуют в своей работе.

В частности, Роспотребнадзор занимается вопросами санитарного законодательства, на базе Центра гигиены и эпидемиологии находится консультационный отдел и отдел по защите прав потребителей.

— При поступлении письменных обращений граждан, если заявки оформлены в соответствие с правилами, мы проводим проверки в рамках административных расследований или в рамках 294 закона, в зависимости от ситуации  (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» — ред.). По результатам проверки, мы можем применить различные виды наказаний в соответствие с Кодексом об административных правонарушениях РФ. В основном, конечно, сейчас применяется в отношении предприятий торговли статья 14.43 — нарушение требований технических регламентов. Штрафы по этой статье достаточно жесткие.

Если выявлены нарушения, которые представляют угрозу жизни и здоровью людей, способствуют возникновению массовых инфекционных или паразитарных заболеваний, в этом случае мы применяем приостановление деятельности. По «Светофору» обращения нам поступали — по ценникам — этот вопрос направлен в отдел по защите прав потребителей, потому что, в данном случае, нарушены требования не санитарного законодательства.

 

Окончание истории

В последний день лета я проверила, изменились ли незаконные правила магазина и на месте ли то объявление, которое стало поводом для многочисленных обращений граждан в редакцию «Городских вестей» и в Роспотребнадзор Первоуральска. Пришла в магазин, спокойно совершила покупку на 116 рублей 80 копеек. Покупателям, которые находились в очереди до меня, кассиры также пробивали товары на необходимые небольшие суммы.

Однако объявления о рекомендованной стоимости в 300 рублей, теперь уже действительно рекомендованной, остались на своих местах.