Путешествие Чусовая-2016

По Чусовой последний раз сплавлялся до Кына 10 лет назад.

Святослав Кудрявцев, читатель

Доктор, внук и спаниель

По Чусовой последний раз сплавлялся до Кына 10 лет назад. Потом были Уфа, Инзер, Юрюзань. Очень хотелось взглянуть на Чусовую сегодняшнюю, увидеть перемены, произошедшие на ней.

А впервые я по ней сплавился 1-го мая в 1970-м или 1971-м году от Каменки до Кына по большой воде, после этого много раз повторил этот маршрут и тоже на 1 Мая.

По весне, как правило, сплав сопровождался дождем, снегом, встречным ветром, ночными заморозками и прочими неудобствами — сплошной дискомфорт, но проходил год, и река снова тянула к себе. Чусовая по весне опасна, достаточно сказать, что уровень воды в этом году в районе Коновалова поднимался на 6 метров, а в Кыне — на 5 метров, затопив до половины дома, стоящие на высоком берегу бывшей пристани Кын-завода. Немало туристов погибло на ней за прошедшие годы,  сплавляясь  по весне.

Сплавлялись мы раньше на байдарках «Ладога», «Салют», а многие — на плотах, которые вязали прямо на берегу из поваленных здесь же деревьев. Плоты делали разные: небольшие — человека на 4, и довольно солидные — человек на 15-ть. Ни о каких спасательных жилетах мы не слышали, а если и слышали, то где их было достать в стране сплошного дефицита. Купить было все проблематично: палатки, спальники, рюкзаки и прочее туристическое оборудование.

Но я как-то сумел приобрести в те годы байдарку «Салют», которая служит мне по сей день. Правда, сегодня появляться на воде на таком плавсредстве, десятки раз клееном, переклеенном, не совсем престижно и прилично, но меня моя байдарка устраивает вполне.

Сегодняшние туристы плывут на красивых, ярких резиновых лодках, катамаранах, многие  используют мощные моторы. Восседают на своих плавсредствах в ярких спасательных жилетах. А нынешние палатки, спальники, туристический инвентарь — это даже не мечта туристов нашего поколения, мы не могли предположить, что  такое когда-то может появиться.

Нынче мы  решили сплавиться втроем от деревни Мартьянова до Кына на двух байдарках с моим добрым и надежным приятелем, любителем приключений доктором Леонидом Долгополовым, который прихватил с собой внука Руслана и спаниеля с «импортной» кличкой Тор. Пес довольно симпатичен, голова однозначно спаниеля, а вот кормовая часть больше смахивает на поросячью. Ну, что поделаешь, гибриды бывают разные.

Из семи дней нашего пребывания на реке, четыре прошли под дождем, что в значительной степени замедлило наше продвижение к намеченной цели, и расстояние в 127 километров, которое мы прошли за эти дни,  в былые годы по большой воде были бы пройдены дня за полтора. Максимально за день мы проходили 25 километров.

Камень Слободской Фото предоставлено Святославом Кудрявцевым
Камень Слободской Фото предоставлено Святославом Кудрявцевым

Сборка наших плавсредств проходила под моросящим дождем, под дождем мы и отчалили.

Какие же перемены произошли на реке за эти года?

Главное, красота самой реки и ее величественные берега остались столь же впечатляющими, и только человек без рук и фантазии не смог бы, при наличии сегодняшней цифровой фототехники, увековечить для себя эти шедевры природы. Многое поменялось на реке, и не в худшую сторону.

Гипотеза пересечения рекой Уральских гор

Чусовая сама по себе река уникальная. Она единственная, пересекающая Урал с востока на запад, текущая из Азии в Европу. Река протекает по трем областям. Берет начало в Челябинской области, протекает по Свердловской и заканчивает свой бег в Пермском крае.

Раньше я много раз задавал себе вопрос, как могла она пробиться сквозь горы, сквозь скалы, как это стало, вообще,  возможным. Не могла же она побежать при своем рождении вверх по горе, чтобы затем спуститься вниз, и, таким образом, за тысячелетия промыть себе в скалах русло.

В последние годы появилась  гипотеза, объясняющая почему река потекла на запад. До ледникового периода русло Чусовой было единым с реками Решетка и Исеть. В ледниковый период пришедшие с севера льды перегородили реку, и на месте нынешнего Первоуральска образовалось огромное море. Вода искала себе выход и потекла на запад, добежав до  Камы.  Когда ледник отошел, она осталась в новом русле, которое ей «больше понравилось», чем прежнее. Мне эта гипотеза о преодолении Чусовой Уральских гор нравится.

Кстати, длина реки, вытекающей  из озера Чусовское, расположенного в 11-ти километрах северо-восточнее Верхнего Уфалея, Челябинской области,  до 1954-го года составляла 777 километров. После образования Камского водохранилища, ее длина уменьшилась на 180 километров и стала 597 км., в то же время река Сылва стала короче на 200 километров, и теперь  впадает уже не в Чусовую, как прежде, а в то же водохранилище.

Александр Гумбольдт, будучи в наших краях в 1829-м году, пришел к заключению, что Уральские горы, которые тянутся практически от Мугоджарских гор, северо-северо-западнее Аральского моря, заканчиваются на островах Новая Земля,  а на Среднем Урале прерываются. Может быть, горы не прерываются в полном смысле этого слова, а просто в нашей местности Урал прогнулся и уровень скал оказался ниже окружающих гор. А значит,  воде не пришлось пробивать себе путь сквозь камни, она нашла между ними промежутки с размываемым грунтом и вытекла на запад.

Во время сплава видишь, что все камни и бойцы на реке расположены с одного какого-то берега (скалы на Чусовой называют камнями, а наиболее опасные — бойцами). Напротив каждого Камня берег не крутой, а если и представляет собой  гору, покрытую лесом, то более пологий, нежели противоположный. В поисках размываемого грунта реке пришлось очень попетлять.

Состояние реки

Нынче река много мельче, чем была до 30-х годов прошлого века, до появления крупных предприятий Ревды и Первоуральска. Мы не ждали милости от природы, мы ее преобразовывали — вырубали леса по берегам, осушали болота, забирали воду для своих нужд, устраивали водохранилища, которые способствуют более интенсивному испарению воды за счет увеличения ее зеркала. А водохранилищ только на притоках Чусовой около 15-ти. Для снабжения  Екатеринбурга  водой существует два забора из Чусовой — в реку Исеть и непосредственно на фильтровальную станцию. Все это сделало свое дело, река обмелела и стала менее полноводной.

В советское время Чусовая в районе Ревды, Первоуральска была превращена в сточную канаву. Вместо воды текла темно-коричневая жидкость. Все отходы СУМЗа, Новотрубного, Динаса, Хромпика и других предприятий текли в нее без всякой очистки. На многие километры в реке не было ни чего живого, а 6-валентный хром и сейчас находят в водах Каспия.

Земля вокруг названных предприятий настолько пропитана разной гадостью, что река еще не одно столетие будет «поставлять» эти «удобрения» в Каму и дальше. Особенно много отходов производства сегодня попадает в реку после обильных дождей и по весне. А природоохранным органам и сегодня не грех бы проверить нелегальные сбросы в реку у населенных пунктов, но для этого нужно поплавать вдоль берегов.

Жители Первоуральска, проезжая по мосту, соединяющему Динас с городом, периодически видят, как вода в реке становится совершенно коричневой, а на ее поверхности плывет пена. Но все спокойно, «ни шума, ни пыли».

Но надо признать, что за последние 20 лет река стала много чище, повсеместно появилась рыба, и если бы не периодические сбросы отравы в реку, и не злоупотребление браконьерскими электроудочками, которые открыто продаются через рекламу в прессе, рыбы в реке было бы значительно больше.

А мы во время своего похода использовали воду из реки для приготовления пищи.

Сплавляясь раньше, с горечью наблюдал картину — берега вдоль деревень были сплошь завалены хламом, который в половодье вода уносила в Каму и дальше в Волгу. Все стоянки — дикие и плановые (от Коуровки и ниже) — были превращены в помойку. Больно было смотреть на этот вандализм. До сих пор эта неприглядная картина стоит у меня перед глазами. Нынче меня приятно удивила чистота берегов вдоль деревень. В некоторых местах появились таблички, которые не в очень интеллигентной  форме призывают проплывающих туристов не мусорить.

 Фото предоставлено Святославом Кудрявцевым
Фото предоставлено Святославом Кудрявцевым

Но на днях я побывал на реке между Каменкой и Нижним Селом, где вдоволь насмотрелся на наше бескультурье. Люди стали жить лучше, у многих появились красивые автомобили, на которых они приезжают красиво отдохнуть на берег Чусовой, но уезжая домой довольные и вальяжные, оставляют после себя помойки. Их внешняя цивилизованность никоим образом не уменьшила их бескультурье. Рыбаки вообще вне конкуренции. Уходя с реки, считают святым делом оставить на месте своего пребывания остатки прикормки, бутылки, пакеты и прочий хлам.

Стоянки по берегам

Туристов на реке с мая по август бывает очень много, на воде находятся одновременно сотни человек. И количество их с каждым годом на реке растет, поэтому, если этот процесс пустить на самотек, река может скоро  превратиться в помойку.

Еще 10 лет назад, в случае остановки на ночлег после 5-ти часов вечера, приходилось плыть и плыть в поиске свободного места. Все стоянки бывали заняты. В этот раз, в связи с непогодой, первые четыре дня я насчитал всего шесть небольших  групп  вместе с нами.  Ноу-хау — места стоянок обозначены в навигаторе, что очень удобно. В любой момент вы можете узнать, через сколько километров  находится ближайшая.  Если место, где вы надумали остановиться, занято, можно посмотреть в смартфоне, где расположена ближайшая стоянка. Но три ночи мы делили стоянки с другими туристами, которые предварительно спросили нашего согласия на совместное «проживание». По непонятной причине они плыли до темна и им было уже не до поиска другого места, не было у них и современных средств навигации.

Начиная от Сулёма,  по реке массово сплавляются организованные группы выходного дня. Часто это шумные и не очень трезвые компании.

Мусор на стоянках — бич во все времена. Правда, сейчас, на мой взгляд, хлама стало меньше, появились отведенные для него места с указателями, но не все доносят свой мусор до этих мест.

Нам периодически приходилось при остановках наводить минимальный порядок, убирать в отведенные места  банки, бутылки, приходилось и  подметать, чтобы было не противно там находиться. Кое-где по берегу лежат черные мешки, заполненные  мусором, но вывозят их не регулярно.

Вспоминается Карельский перешеек, куда я водил на сплав группу молодежи в 1974-м году, там туристов плановых и самостоятельных не выпускали  на маршрут без наличия лопат и граблей. Все банки от консервов после покидания места ночлега или дневки должны были быть обожжены в костре и закопаны в землю. Весь мусор убран, а земля выровнена граблями. Короче, после ухода туристов, не должно было остаться никаких следов их пребывания. Проверяющие курсировали по маршрутам и контролировали выполнение экологических правил.  У нас такого контроля, естественно, нет.

«Драва в лесу»

Сегодня на Чусовой на многих стоянках и естественных пляжах по берегам сложены из камней печи для бань, над которыми  оставлены каркасы из жердей для натягивания пленки. Парься — не хочу, были бы дрова. Есть на реке и платные бани, тарзанки и другие развлекаловки, но это — в Пермском крае.

Стоянки, находящиеся на территории Пермского края более цивилизованы. На них оборудованы большие столы и скамейки, над ними — навесы, которые защищают людей от солнца и дождя. На некоторых нам попадались даже завезенные дрова, что очень удобно. А на одной из них вместо дров на стене построенной  бани была надпись: «Драва в лесу», что очень кстати, а то попрется неопытный турист на реку искать эти «драва». Многие нынче берут с собой на сплав бензопилы и валят деревья без разбора, не думая, сухое это дерево или молодая сосенка. Но немало групп, которые костров не разводят, а используют газовые плиты.

Путешествие с газовой плитой — это экологично, но уже не та романтика. Представьте себе туристов, усевшихся вокруг газовой плиты и орущих песни.

Хотя песни под гитару нынче тоже не в моде, по крайней мере, я и мои приятели-туристы их на реке не слышали. Сейчас пение песен заменили орущие магнитофоны. Не взял с собой гитару и я, так как последние годы осваиваю бренчание на пианино, которое после некоторых раздумий в поход решил не брать.

На некоторых стоянках присутствуют туалеты, правда, ими мало кто пользуется из-за их антисанитарного состояния, а посему прилегающие к стоянкам территории по всем берегам основательно «заминированы». В Пермском крае есть специальная служба, которая обязана следить за порядком на реке, но к своей работе она относится не слишком рьяно.

Памятник бурлакам в Усть-Утке Фото предоставлено Святославом Кудрявцевым
Памятник бурлакам в Усть-Утке Фото предоставлено Святославом Кудрявцевым

Неплохо бы подобные службы организовать и в Свердловской области. Встанет, естественно,  вопрос их денежного обеспечения, но кто мешает напечатать красивые, цветные грамоты на лощеной бумаге, на которых будет текст приблизительно следующего содержания: Сия грамота выдана покорителю реки Чусовой, пересекшему Уральские горы по воде, и так далее. При этом можно вспомнить Ермака, Кучума. Да мало ли что там можно сочинить, лишь бы это было остроумно и познавательно, а также свидетельствовало бы о совершенном эн-ным лицом умопомрачительного подвига по преодолению по воде Уральских гор с востока на запад. Это только один из вариантов получения средств от туризма.

Покупку этих грамот нужно сделать принудительной, объясняя их будущим счастливым обладателям это тем, что деньги необходимы на обустройство и обслуживание стоянок, которыми они, как и все, пользуются и будут пользоваться.

Лично у меня подобные грамоты есть из Заполярья, Беломорья. Любой турист, особенно приехавший издалека, приобретет ее с радостью рублей за двести, а то и больше. А туристов по реке в течение лета  проплывают тысячи. Путешествуют по реке и зимой — на лыжах и «Буранах». Для них содержание грамот должно быть иным. По количеству проданных грамот можно будет хотя бы приблизительно определить количество людей, путешествующих по реке.

Клещи на стоянках присутствовали, но изловить «посчастливилось» только одного нашему стражу — Тору. Леонид Иванович, как истинный доктор-профессионал, извлек его из головы пса, воспользовавшись плоскогубцами. Насекомое оказалось здоровеньким, но песик поныне живет и здравствует.

Продолжение следует…