Путешествие Чусовая-2016. Окончание

Что посоветовал первоуральцам бывалый турист Святослав Кудрявцев.

Что посоветовал первоуральцам бывалый турист Святослав Кудрявцев.

Окончание похода. Кын.

Кын-завод. В переводе с коми-пермяцкого Кын — холодный. Здесь и на самом деле холодней, чем в Первоуральске. Село расположено в ущелье, по которому стекает вниз холодный воздух. Завод основан Строгановыми в 1759-м году и проработал до 1911-го года. Нынче завод разрушен, великолепный храм  обезглавлен и представляет собой жалкое зрелище.

Первое, что бросается в глаза при приближении к селу — каменные блоки на берегу. Это старая пристань. Нынче во время паводка пристань оказалась под водой, дома до половины были подтопленными, течение было такой силы, что один из блоков протащило через дорогу до дома.

Из постоянных жителей в селе осталось человек 400, остальное — дачники. Никаких производств здесь теперь нет, но есть гостиница, довольно богатый музей, больница, магазин, школа, детский дом. Кын — это финиш для большинства сплавщиков.

Кын. Пристань  Фото предоставлено Святославом Кудрявцевым
Кын. Пристань Фото предоставлено Святославом Кудрявцевым

В Кыне у нас произошел забавный случай. Когда мы причаливали к берегу, большая группа возбужденных парней из Перми надувала большие лодки, собираясь сплавиться  на  моторах до Чусового. Мы встали  ниже их метров на 30, разгрузили байдарки, вытащили их на берег и стали сушить под солнцем. И тут к берегу причалила целая кавалькада шумных мужичков-здоровячков. Большая резиновая лодка с мощным мотором тащила за собой на тросу еще две резиновых лодки поменьше, а за ними плот где-то 4х4 м. и еще одну резиновую лодку. На плоту стоял стол, вокруг стулья, на которых сидели и «трудились» в поте лица туристы. Были они все седоголовы, короткострижены и хорошо упитаны.

Еще на подходе к берегу они начали громко кричать, обращаясь к нам, находящимся на берегу, чтобы все у них учились. Ведь им уже всем за 60 лет, они уже пенсионеры, а они три дня сплавлялись по реке и плыли бы дальше, если бы у них не кончилась водка. Это была уже шутка, так как позже сюда за ними пришел заказанный большой автобус, и плыть дальше они не собирались.

Это бахвальство продолжалось довольно долго. Наконец я не выдержал и подошел к ним с вопросом — сколько лет самому старшему из них. Мне гордо ответили, что 65, а остальным по 62 и 63 годика. Спросили и меня, откуда мы приплыли и сколько нам лет с Леонидом Ивановичем. Услышав, что мы прошли на веслах 7 дней от Мартьяново, и что мне скоро будет 80, а моему напарнику нынче  63, стали вести себя намного тише, затем предложили свои услуги по фотографированию нашей группы и помогли загрузить наши вещи в машину, когда та подъехала.

Окончание похода  Фото предоставлено Святославом Кудрявцевым
Окончание похода Фото предоставлено Святославом Кудрявцевым

Нужно сказать, что на сегодня для туристов уже не существует проблемы, как добраться от реки до станции Кын, как это было раньше. Местные жители охотно выполняют рейс до станции, находящейся в 15-ти километрах, беря с группы по 700 рублей. Это, на мой взгляд, очень недорого. В девяностые годы нам как-то пришлось вместе с другими группами, приплывшими в Кын, добираться до станции в кузове КРАЗа- самосвала, расположившись на качающейся горе наших  рюкзаков и байдарок, с пьяным водителем за рулем. Риск большой, учитывая состояние дороги, но что было делать.

А в заключении советую всем, кто не сплавлялся по Чусовой: обязательно пройдите этот маршрут, чтобы иметь представление о том, на какой красавице реке вы живете.