Первоуральская прокуратура прояснила ситуацию с возможной коррупцией чиновников

Помощник прокурора Андрей Елисеев рассказал об итогах служебной комиссии в администрации Первоуральска

В пятницу, 21 октября, Первоуральск буквально взорвала новость о признаках коррупции в местной администрации. Один из новостных порталов обнародовал документы, в которых первоуральская прокуратура обвиняет местных чиновников в возможном сговоре для перевода земельных участков в Новоалексеевском из собственности муниципалитета в личную.

21 октября в первоуральской администрации состоялось заседание муниципальной служебной комиссии. Примечательно, что в составе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов значатся в том числе подозреваемые в сговоре Дмитрий Солдатов и Дмитрий Крючков. Что «нарешали» местные чиновники на пятничном заседании? Будет ли дан ход делу в судебном порядке? На эти и другие вопросы нам ответил старший помощник прокурора Первоуральска Андрей Елисеев.

 

Пока о составе преступления речи не идет

— Андрей Николаевич, какие документы вы направили в адрес администрации города, и какие из них были рассмотрены на недавнем заседании комиссии по служебному поведению чиновников мэрии?

— Всего было направлено две информации: о наличии конфликта интересов и на одного из муниципальных служащих по поводу того, что его нарушения носят системный характер. Оба запроса рассматривались одновременно 21 октября. Было еще вынесено отдельно четыре протеста — на каждого из указанных в информации чиновников по одному, они будут рассматриваться в конце этой недели.

— Будет ли подниматься вопрос о возбуждении уголовного дела?

— Проверка проводится, пока о составе преступления речи не идет.

— По итогу проверки возможно ли изъятие участков?

— Фактически, сейчас еще земельные участки никому не предоставлены и не переданы, прокуратура вмешалась вовремя, на стадии принятия решения. Комиссия администрации от 28 июля приняла решение только о предварительном согласовании, не о выделении земель. Участки не переданы, не зарегистрированы.

— И не будут…?

— По мнению прокуратуры, эти участки не могут быть предоставлены по тем основаниям и тем лицам, в отношении которых принято решение о предварительном согласовании. Именно в этом направлении мы сейчас работаем, именно в связи с этим вынесены протесты.

 

А судьи кто?

— Участки получить не могут, а лишиться своих должностей?

— По мнению прокуратуры, должны.

— Возможно ли вообще участие в комиссии заинтересованных лиц?

— Вопросы выделения земельных участков в отношении себя и аффилированных лиц принимало одно из должностных лиц. Просто факт участия в этой комиссии не исключает возможности принимать участие в конфликте интересов в отношении другого должностного лица. Хочу подчеркнуть — в связи с тем, что некоторые из членов комиссии, так или иначе, причастны к принятию решения, то председательствовал исполняющий обязанности главы администрации Валерий Хорев.

— Каково было решение комиссии?

— Принять информацию прокурора к сведению, установить отсутствие конфликта интересов в действиях должностных лиц.

— Дальнейшие действия прокуратуры?

— В настоящий момент мы ожидаем ответа на наши требования. С его учетом будет принято решение о целесообразности судебного обжалования.

— Были ли прецеденты, связанные с возможным превышением должностных полномочий чиновниками администрации?

— Именно таких дел не было, но в отношении должностных лиц было. Например, в Первоуральске работник финансового управления уволен в связи с непринятием мер по урегулированию конфликта интересов и несоблюдением ограничений, связанных с муниципальной службой. На основании решения служебной комиссии. Работодателю было рекомендовано уволить, работодатель это сделал.

— Дело вызвало общественный резонанс, люди возмущены и переживают, что уголовное дело вы возбуждать не будете. Возможно ли такое?  

— В данном случае, всю перспективу направления материалов в суд может видеть только прокурор. Я могу понять людей, их возмущение, особенно тех, кто состоит в очереди, как нуждающиеся, и получает участки с видом на кладбище и прочее. Но именно по факту выделения участков в данном случае речь об уголовном преследовании не идет, потому что как таковое завладение участками пока не произошло.

— Вы можете гарантировать, что и не произойдет?

— Нет, я не могу такое гарантировать, потому что не я принимаю решение. Есть муниципальная комиссия, есть и.о. главы администрации, мы их за руку не держим: документы не подписываем и не составляем. Сейчас отсутствует обязательный элемент состава преступления — существенность вреда, причиненного действиями должностных лиц. В настоящее время ущерб городскому округу не причинен, незаконные, по нашему мнению, решения администрации, оспорены. В случае, если указанные земельные участки, несмотря на мнение прокурора, будут выделены ближайшим родственникам лиц, являющихся членами комиссии, мы предпримем меры уголовно-правового характера для защиты интересов государства и жителей нашего города.

 

От редакции

Отлаженная схема

Чиновники, возможно, действовали по простой схеме: зная о свободных участках, они предоставляли информацию аффилированным лицам или использовали ее для собственной пользы.

Все просто: есть участок, узнать о статусе которого обычному человеку нереально — на кадастровой карте есть вся информация, но даже если права на землю по данным карты не зарегистрированы, это не означает отсутствие какого-либо обременения — например, ее могут арендовать. Соответственно, неприближенный к базе свободных кусков земли, знать о них и не может. А вот у чиновников данная информация о неосвоенных муниципальных участках, конечно, имеется.

Так вот, участок есть, сам чиновник, но чаще его родственник, приходит в администрацию — мол, вот, хочу себе эту землю, предоставьте. Пишет заявление. Мелким шрифтом объявление об участке размещают в «Вечерке», видимо, с тем расчетом, чтобы увидели как можно меньше людей. Вуаля! Заявок не поступило, значит, на аукцион вожделенный кусок земли не выставляют, подписывают предварительное решение о выдаче, через некоторое время вручают счастливому владельцу документы на участок — участок, причем не где-то в Прогрессе или в Кузино, а в Шайтанке, скажем, или в Новоалексеевке.

Именно таким образом один из чиновников первоуральской администрации «помог» некоторому количеству ближайших родственников. Именно о нем упомянул Андрей Николаевич, как о системном нарушителе.

И пока такие служащие будут работать в местной администрации, простые граждане, стоящие в очередях на земельные участки по 5-10-15 лет, будут получать свои честные 6 соток в негазифицированных болотистых местностях.