Дворцовая жизнь

Шесть историй о тех, благодаря кому она кипит в Первоуральске.

Дворец культуры Новотрубного завода, пожалуй, самое известное здание в Первоуральске. Не хочется использовать штампы и говорить, что ДК ПНТЗ — «настоящий очаг культуры». Лучше сказать, что Дворец — это место постоянной движухи, центр знаковых для города событий, средоточие ярких эмоций. К золотому юбилею, «Городские вести» дарят Дворцу культуры подарок — проект «Шесть историй» о людях, без которых ДК не будет жить.


Я невероятно люблю звуки Дворца

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Вера Ананьина возглавила ДК НТЗ в 2005 году.

Вера Демьяновна признается, что работать здесь одновременно и интересно, и сложно.

— Днем, как правило, составляем планы, формируем отчеты, решаем вопросы, связанные с содержанием здания, загрузкой учреждения, выполнением требований надзорных органов, обработкой документов, обсуждением сценариев и новых проектов, разработкой дизайна одежды, сцены, оформления интерьеров. Встречаемся с заказчиками мероприятий, подрядчиками, организаторами гастрольных туров. А вечером проходят культурные мероприятия, начинается практический творческий процесс: репетиции, постановочная работа, обсуждение репертуара, встречи с руководителями студий, участниками проектов, прослушивания, отсмотр новых номеров, подготовка к предстоящим мероприятиям.

Директору ДК приходится сочетать в себе кипучую творческую натуру, фонтанировать идеями, а также нести ответственность, как финансисту, хозяйственнику, экономисту.

— Я невероятно люблю звуки Дворца, — делится Вера Демьяновна, — с цоколя раздаются мелодии духового оркестра, где-то стучат каблучки в ритме «ча-ча-ча», в дневные часы в студии рядом с кабинетом репетирует хор ветеранов, а в вечернее — под дверью кабинета эмоционально ожидают занятий «юные балерины» — малышки 2-3 лет, которые через 6 — 8 лет превратятся в грациозных «лебедей». В фойе играет инструментальная музыка, на сцене распеваются солисты…


Я спокойно чищу канализацию

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Главный инженер Дворца Игорь Фролов, КВНщик с юридическим образованием, личность харизматичная и неординарная. Беседуя с нами, Игорь выглядел необыкновенно элегантно: джинсы, пиджак, модная прическа.

— Только я не всегда на работе в костюме хожу. Переодеваюсь, бывает. Не только бумаги заполнять приходится. Я спокойно чищу канализацию, чиню электрику. Помогаю своим подчиненным. Это называется взаимопомощь.

У Игоря масса обязанностей. Именно главный инженер ответственен за то, чтобы во Дворце всегда горел свет, была в кранах вода, работали туалеты, открывались двери, функционировали осветительные приборы, поднимался занавес, откидывались стулья в зрительном зале, не загромождались проходы и были исправны дренчеры (это элемент системы пожаротушения). И, естественно, при этом все документы должны быть в полном порядке.

— Да, голова кругом идет, — смеясь, признается Игорь Фролов, — почему нет? Это работа. Самое интересное как раз в разнообразии. Самое сложное — углубиться в свою работу, когда поймешь, что делать, сложности становятся решаемыми. Иногда, артисты ставят нам невозможные задачи. Иной раз думаешь: «О, господи!» Приходится находить нереальные решения. Что возможно, мы делаем, что невозможно, тоже делаем, через не могу. Мы никогда не переступаем через черту правил, но чуть-чуть гуляя по грани, делаем, чтобы зрителям было интересно на наших шоу.


Ходишь, тряпочки растягиваешь

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Художник-постановщик, она же дизайнер сцены ДК ПНТЗ Ольга Митянина, педагог по образованию, шесть лет назад пришла во Дворец «попробовать пооформлять». Попробовала. И осталась.

Сейчас в ее обязанности входит оформление всех помещений ДК, сцены, спектаклей, проектов. Именно ее руки создают все композиции, которые украшают холл Дворца — из цветов, тканей, елочных шаров… Она создает проекты композиций, и сама же их реализует.

Свои таланты дизайнера и флориста Ольга, как она считает, унаследовала от папы:

— Папа по специальности электрик, но он делал трактора, машины, вездеходы болотные по гаечкам собирал, если бы я была мальчиком, собирала бы трактора.

Рабочий день у дизайнера сцены ненормированный.

— Обедаем на ходу, все делаем на ходу, репетируем тоже. Когда готовимся к проектам, домашние предлагают не возвращаться домой, а ночевать здесь, — улыбаясь, делится Ольга Митянина, — первое время такого графика работы мама не понимала, обижалась, что не помогаю в огороде. Теперь она поняла, что теплицы — никак. Мне интересно работать в коллективе, в котором есть драйв. Здесь каждый день что-то новое, нет застоя.


Кроить не успеваю

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Светлана Арефина работает швеей-дизайнером в ДК ПНТЗ уже 29 лет. В ее обязанности входит участие в разработке эскизов костюмов, подбор тканей, раскрой. Она несет ответственность за костюмерный цех Дворца: дать костюм в аренду, вовремя забрать его, следить, чтобы все костюмы были в «рабочем» состоянии. Кроме этого Светлане необходимо оформлять разные документы: акты раскроя, денежные отчеты.

В ведении Светланы Арефиной не только многочисленные платья, брюки разных времен и пиджаки всех фасонов, но также обувь, парики, аксессуары и даже бороды с усами.

Объем работы — очень большой, ведь во Дворце постоянно придумывают что-то новое: спектакли, концерты, проекты. Приходиться оставаться вечерами, работать по выходным.

— У нас уже традиция сложилась: последний костюм для мероприятия мы отшиваем прямо перед его началом. Человеку уже вот-вот на сцену выходить, а мы, буквально, булавки из костюма вытаскиваем, — смеясь, рассказывает Светлана Арефина.

Незаменимую помощь Светлане оказывает швея Татьяна Чучман.

— Она — золотой человек, — убежденно говорит Светлана Арефина, — работает, как машина. Я кроить не успеваю!


Рисую светом

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Эльвира Гордеева по образованию бухгалтер. Но вот уже шесть лет работает во Дворце художником по свету. Именно по движению ее рук сцена ДК становится то синей, то зеленой, то волшебно-искристой… Она же приводит в действие снегомашину, дым-машину и машину для конфетти.

Учиться делать все это пришлось прямо на рабочем месте.

— По началу пришла, ничего вообще не умела. Спрашивала: «А как это называется? А как-то?» — вспоминает Эльвира Гордеева, — ночами сидела, разбиралась, в Интернете читала. Приезжие осветители очень многое объясняли, никогда никто не отказывал, если совета спрашивала.

Рабочее место художника по свету — пульт и два компьютерных монитора. Для непосвященных выглядят страшновато: ряды цифр, непонятные значки. Но Эльвире эти значки давно понятны.

Во время концерта художнику по свету приходится внимательно отслеживать информацию на обоих мониторах, одновременно глядя в сценарий и на сцену. Плюс частенько приходится еще и манипулировать световой пушкой (бывает, правда, что пушкой управляет отдельный человек).

— Работа у меня творческая, дизайнерская. Я рисую светом, — говорит Эльвира. — Время тут не замечаешь, двенадцать рабочих часов пролетают быстро. Хотя работать тяжело и сложно, эмоционально сгораешь. Каждое мероприятие — стресс. Но мне нравится. Ни разу не пожалела, что пришла сюда.


Я только вилку в розетку втыкать умела

 Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Анастасия Шахмаева — вот уже седьмой год звукооператор ДК ПНТЗ. Образование у Анастасии музыкальное. Однако работа звукаря — это не только работа со звуком, но и с огромным количеством техники.

— Мне предложили: «Звукарем у нас поработаешь?» «Кем?» — говорю. Я тогда в садике работала, только вилку в розетку втыкать умела, — смеется Анастасия.

Анастасию заверили, что всему научат прямо на месте, объяснят все доступно, поэтому она решила попробовать себя в новой специальности.

— Объясняли примерно так: эту пимпочку засунешь вот сюда. А как она называется? А неизвестно, — вспоминает Анастасия Шахмаева.

Уже через месяц после прихода на новое место работы было первое крупное мероприятие — концерт группы «Фристайл».

— Их звукарь Юрий из Полтавы и стал моим первым настоящим учителем, — говорит Анастасия.

Сейчас Анастасия сама учит начинающих звукооператоров мастерству. Причем не только первоуральских, но и столичных — не все они умеют работать на современном  цифровом пульте. Да и с электричеством Настя теперь на «ты».

— Как-то раз завила я кудри, пришла на работу, — рассказывает Анастасия, — Готовились к мероприятию, меня током ударило. Не знаю, сколько меня трясло. Спустилась вниз, администратор у меня спрашивает: «Настя, что у тебя такое на голове?» «Что, — говорю, — кудри завила». А сама в зеркало смотрю, а на голове настоящее афро!

Анастасия по-настоящему «болеет» своей работой.

— Работаю до ночи. Домой прихожу, казалось бы, пришла, упала, а я в интернет и давай ковырять новые композиции, потому что любая музыка может пригодиться, — делится Анастасия Шахмаева, — иногда бывает период, когда нет мероприятий, в январе, например. И не знаешь, чем себя занять. Жизнь остановилась.