На прошлой неделе, 2 ноября, эксперты в сфере туризма за «круглым столом» обсудили экскурсии для школьников.
В Свердловской области при поддержке правительства в мае 2016 года началась работа над серией муниципальных экскурсионных проектов для школьников. Первая презентованная в рамках проекта программа — «Детские путешествия в Каменске-Уральском» — получила высокую оценку на межрегиональной конференции по «Живым урокам».
Федеральная программа «Живые уроки» — проект по экскурсионно-образовательному туризму. Основная его идея — сделать привычные всем школьные уроки по биологии, истории, литературе, физике и другим дисциплинам визуализированными, приятными и понятными для восприятия детьми.
10 часов в неделю вне школы
Всем привычные походы, пикники, экскурсионные выезды, организованные школьными педагогами вскоре запретят.
— По новому ФЗ № 49, который должен вступить в силу с 1 января 2017 года, педагог может только сопровождать детей, но не может быть организатором детского путешествия. Существуют и другие тонкости, которые повлияют на организационную деятельность педагогов, — отмечает эксперт по сертификации туристских услуг и средств размещения Людмила Сафонова.
Однако вместо всем привычных внеурочных встреч учащиеся смогут посещать уроки в настоящих музеях, культурных центрах, библиотеках и даже в театрах. Программа «Живые уроки» рассчитана на обучение школьников в естественных условиях.
— До 10 часов в неделю каждый ребенок должен проводить за пределами школы — на экскурсиях, — говорит Людмила Сафонова. — От нас зависит, будет ли эта программа воплощаться, благо, в Первоуральске появляются хорошие объекты для этого.
Чтобы программа «Живых уроков» стала реальностью, каждый муниципалитет области должен подготовить проект, в рамках которого будут прописаны маршруты, место размещения детей, инфраструктура туристских объектов, их значимость для детей, транспортная доступность и прочие.
— Первый каталог детских путешествий есть и уже работает в Каменск-Уральском. Это иллюстрированный сборник сертифицированных маршрутов для детей, — рассказывает один из разработчиков проекта Ирина Владыкина. — В издании представлены различные виды программ три типов: урок-экскурсия — длится 45-60 минут, образовательные экскурсии и прогулки — от 1,5 до 3 часов с обедом для школьников, экскурсионные туры на полдня или на день, в зависимости от того, как будет разработан продукт.
Главное — системность
Директор фонда поддержки предпринимательства и ассоциации «Наследие реки Чусовой» Мария Кульбицкая отмечает, что проект по развитию экскурсионно-образовательного туризма в Первоуральске, как и в Каменск-Уральском, имеет широкие масштабы, и подход к его формированию и воплощению в жизнь должен быть системным.
Специалисты проектной команды, успешно реализовавшей программу в Каменск-Уральском, в подтверждение слов Марии Александровны утверждают, что создание качественного каталога туристических объектов, удобных с точки зрения транспортной доступности, наличия поблизости сертифицированных мест размещения, является одной из приоритетных задач туристического Первоуральска для школьников.
— Первоуральск и населенные пункты, входящие в городской округ — поселок Билимбай, село Слобода, деревни Каменка, Трека, — могут стать одной из самых востребованных локаций для организации детского образовательного туризма в Свердловской области, — уверена Мария Кульбицкая.
Среди объектов туристического показа в Первоуральске специалисты выделили обелиск «Европа-Азия», «Парк новой культуры», Инновационный культурный центр, ЦДТ, Храм Петра и Павла и другие.
В числе составителей первоуральского каталога, по мнению экспертов, должны быть представители муниципальных органов власти, музейные работники, краеведы, экскурсоводы, педагоги.
Чтобы сформировать качественный каталог детских путешествий нужно:
- Формирование грамотной проектной команды;
- Составление муниципальной программы дополнительного образования;
- Обучение педагогов местных школ теории и практике экскурсионной работы в соответствии с требованиями законодательства, с возможностью получения сертификатов категорированных экскурсоводов;
- Формирование местного турпродукта с гарантированными сертифицированными услугами экскурсоводов, общественного питания и классифицированными средствами размещения.