На форум, который проходил в ИКЦ, съехались 200 человек из пяти регионов России. В рамках форума состоялся круглый стол, прошла межрегиональная научно-практическая конференция.
Прийти лично
Заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков выступил с докладом об использовании современных технологий учреждениями культуры. В частности, об освоении виртуального пространства музеями и библиотеками. Благодаря развитию системы электронных баз музеев и массовой оцифровке книг, стало гораздо проще познакомиться с интересными экспонатами или прочитать редкие книги.
Отдельно была отмечена работа Свердловской филармонии, успешно освоившей онлайн трансляции на территории региона и за его пределами.
Еще одна относительна новая форма работы учреждений культуры — проведение тематических «ночей»: «Ночи музеев», «Ночи культуры», «Библионочи».
Обилие «ночей», а также другие инновационные формы работы учреждений культуры, в конечном итоге преследуют одну цель: увеличить количество реальных посетителей в любое время суток. Привлеченный новшествами новый посетитель или слушатель в идеале на определенном этапе должен лично прийти в филармонию, музей или в библиотеку.
Инновационные технологии, как отметил заместитель губернатора, это средство повышения доступности культурных благ.
Павел Креков подчеркнул, что, несмотря на самые современные технологии, сами культурные ценности не меняются.
— Содержание не должно меняться, — отметил он, — это незыблемо. Но надо вооружиться современными технологиями, иначе культурный багаж будет не использован.
Заработай или попроси
Генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук, лауреат президентской программы «Дети России» Ирина Домогацкая озвучила проблемы, с которыми сталкиваются учреждения культуры сегодня. Это и дефицит кадров, и недостаток финансирования, и оптимизация системы, которая привела к увеличению нагрузки на преподавателей.
Павел Владимирович пояснил, почему преподаватели школ искусств не могут получать ни служебного жилья, ни льготной ипотеки, ни прочих благ, которыми пытается государство удержать врачей и учителей.
— Лечить и учить мы обязаны. Медики и педагоги реализуют государственные гарантии. Дополнительное образование государство не гарантирует. Но это важная часть общего процесса образования. Поэтому кадровую проблему надо решать. Чем, в общем-то, в известном смысле государство занимается с разной долей успеха, — заключил он.
Сейчас, к сожалению, выпускники художественных образовательных учреждений стремятся открывать собственные вокальные, художественные или танцевальные студии, чтобы зарабатывать деньги, а не идти преподавать в детские школы искусств. На сегодняшний день большая часть преподавателей ДШИ старше среднего возраста.
Еще одна серьезная проблема — недостаток финансирования, которая привела к тому, что в ДШИ устаревает оборудование, музыкальные инструменты.
Вопрос финансирования культуры — вопрос не однозначный. С одной стороны, учреждениям культуры (в Первоуральске в том числе) было настоятельно рекомендовано осуществлять коммерческую деятельность, чтобы полноценно зарабатывать. С другой — согласно новой культурной политике, от шаблона «зарабатывающее учреждение культуры» необходимо отходить. Потому что культура — это не та сфера, где зарабатывание денег должно быть в приоритете.
Вероятно, решение вопроса в соблюдении баланса между двумя этими полярными точками зрения.
Итогом форума должно стать подписание решения, которое озвучивает вполне конкретные проблемы детских школ искусств и предлагает возможные пути их решения.