25 светофоров мастера Суродеева

Кто дирижирует движением в Первоуральске.

Пробки — насущная проблема почти любого города. Первоуральск — не исключение. Наверное, каждый водитель, стоя в плотном автомобильном потоке, задумывался, кто и как высчитывает, сколько секунд должен гореть красный сигнал светофора, а сколько зеленый. Вот «Городские вести» и решили ответить на этот вопрос и даже познакомились с человеком, который дирижирует движением в Первоуральске.

 

Совсем ничего не знал о светофорах

Мастер ПМУП «ПО ЖКХ» Никита Суродеев занимается установкой и обслуживанием всех светофоров нашего города. Раньше Никита работал мастером на Новотрубном заводе, но захотелось чего-то нового. Пришел на новую должность в МПО ЖКХ как раз в то время, когда в нашем городе светодиодными светофорами с цифровым табло начали заменять старые ламповые — в 2015 году. Учиться всему пришлось самому, притом, что на тот момент времени обслуживать светофоры было некому, так как единственный квалифицированный специалист был на больничном.

— Я совсем ничего не знал о светофорах, — разводит руками Никита. — Но за два месяца разобрался. Первое время у меня даже было два подчиненных, но с августа работаю совсем один. Мне не тяжело, потому что я занимался настройкой всех новых светофоров, которые у нас стоят в городе.

 Фото Елены Шариповой
Фото Елены Шариповой

Мы познакомились с Никитой, когда он, забравшись на автовышку, скачивал новую программу на светофор на Кольцевой. Мы искренне позавидовали его морозостойкости — мужчина совсем не переживал из-за холода в тот день, когда термометр показывал -30 °C.

— Мы столько светофоров зимой сделали, я уже привык, меня не трогает этот холод, — пожимает плечами мастер.

 

В пятницу — запустить людей, в воскресенье — выпустить

У Никиты Суродеева два рабочих места, где его можно найти, когда он не на выезде — мастерская и кабинет, который он будет делить еще с тремя работниками МПО ЖКХ. Здесь он пишет программы для светофоров, делает расчеты.

— Смотрите, — показывает он на большую систему у себя в мастерской, — Это система, которая отвечает за работу светофора. Такая есть в каждом светофоре. Всего их у нас в городе 25, еще один скоро заработает возле бывшего ЗАГСа по проспекту Космонавтов. Для его работы все готово, но пока стоит вопрос в точке подключения.

 Фото Елены Шариповой
Фото Елены Шариповой

Никита тот самый человек, который просчитывает, сколько вы будете стоять на очередном перекрестке. И процесс этот достаточно трудоемкий. Сначала на месте, где должен будет появиться новый светофор, несколько дней стоит человек и рассчитывает, какое количество машин проезжает за один час в утреннее, дневное, вечернее время. Это делается, чтобы определить в какое время суток в каком направлении загруженность больше. Основываясь на этом, Никита пишет программу для каждого светофора, в которой указывает, сколько секунд будет гореть тот или иной сигнал.

— Например, возьмем перекресток на Старотрубном, — рассуждает он. — С утра со стороны Билимбая люди едут на работу, соответственно, в это время пропускная способность должна быть больше. То же самое и вечером, когда они возвращаются. Такая же ситуация складывается с улицей Ленина. Поэтому время меняется по нескольку раз на дню. Летом же много народа ездит в сад, в основном, в сторону Билимбая. Поэтому в пятницу надо запустить туда как можно больше машин, а в воскресенье выпустить. Летом и зимой нагрузка разная, поэтому программы на эти времена года разные, приходится менять их каждые полгода. Сейчас я пробую написать программу для светофоров сразу на год вперед, а не на полгода.

 

На три секунды — всем красный

Согласно графику, Никита прикидывает, сколько секунд надо ставить на красный и зеленый сигналы светофора. Если машин много, секунд ставят больше. В основном он пользуется методом подбора: поставили время, понаблюдали часик-другой, сидя в машине рядом со светофором. Если не хватает секунд, чтобы машины проехали, он добавляет еще пару секунд. Часть светофоров в городе сделана именно методом подбора. Но есть и правила, установленные ГОСТом. Например, по ГОСТу желтый сигнал светофора должен гореть ровно 3 секунды, ни больше, ни меньше, а зеленый должен мигать не менее трех секунд перед отключением. Также на 3 секунды на всех светофорах одного перекрестка всем включается красный. Это личная просьба ГИБДД, чтобы все успели остановиться.

 Фото Елены Шариповой
Фото Елены Шариповой

— Еще ГИБДД попросила, чтобы некоторые светофорные объекты в нашем городе работали круглосуточно, потому что с новыми дорогами автомобилисты гонять стали, особенно ночью, — отмечает Никита. — В таком режиме работают светофорные объекты по адресам: Вайнера — Ильича, Ильича — Ленина, Ленина — Малышева, Ленина 6/13, Ленина — Чекистов, Ленина — Береговая, Ленина — Космонавтов, Космонавтов — Советская, Космонавтов, Космонавтов 6, Ильича — Ватутина («Дантист»), Вайнера — Краснодонцев.

Самые тяжелые перекрестки в городе Ленина — Береговая, Старотрубный, рынок, ДК Строителей. Чаще всего Никита меняет время на перекрестке Ленина — Урицкого. Там собирается много машин из-за того, что люди едут работать в Екатеринбург. Обратно едут и начинают стоять от ГАИ.

 

Надеяться, что все будет нормально

Новые светофоры с цифровым табло, которые начали появляться на наших улицах около года назад, привезли из города Орел, а контроллеры из Екатеринбурга. Когда их устанавливали, сначала проводились расчеты, параллельно с этим проводились земляные работы — прокладка труб, установка опор. В трубах прятали кабель светофора. На опоры устанавливали светофорную колонку (табло с сигналами), контроллер. Контроллер распределяет, в какой момент должен загореться определенный сигнал светофора, контролирует, чтобы в случае короткого замыкания не загорелся, к примеру, зеленый во всех направлениях одновременно.  Непосредственно в самом светофоре (светофорной колонке) находится плата управления. Она включает в себя блоки питания и стабилизаторы, процессор. Блоки питания и стабилизаторы регулируют напряжение внутри светофора, чтобы цвета горели одинаково ярко. Процессор просчитывает время, заявленное программой, и выдает его на табло. Если бы он не смог просчитывать это время, оно бы не отображалось на светофоре. После того, как это все установили, остается только написать программу и «залить» ее в светофор.

 Фото Елены Шариповой
Фото Елены Шариповой

Проблема, которая пугает водителей и пешеходов, уже привыкших к цифровому табло на светофорах, — перерасчет времени. Когда процессор светофора просчитывает время, заявленное программой, цифровое табло какое-то время не работает. Хотя светофор показывает сигнал, только цифр нет, водители и пешеходы все равно встают в ступор.

— Бабушки с детьми прутся на красный, водители едут напролом, создаются аварийная ситуация, — вздыхает Никита. — Если у меня красный, желтый, зеленый успевают пройти за 34 секунды, например, то через 68 секунд светофор уже точно даст цифру. Некоторые это не понимают, едут на красный, еще и других подвергают опасности. Я обращаюсь за помощью к ГИБДД, чтобы патруль выставили, проследили за перекрестком на пару минут, пока светофор не покажет цифры, если у них есть возможность. Порой приходится «заливать» программу и просто надеяться, что все будет нормально.

 

Светофоры не зависят друг от друга

Важный факт о первоуральский светофорах — они между собой не связаны. Раньше были связаны светофорные объекты на перекрестке Ленина и Малышева с пешеходным переходом возле Ленина,6. Сейчас в Первоуральске такого нет.

 Фото Елены Шариповой
Фото Елены Шариповой

— Эти два связанных светофора работали на одном контроллере, но сейчас это запрещено, — поясняет Никита. — Светофорный объект должен быть абсолютно независим от других. Единственное, можно сделать один контроллер (светофор) главным, а другие будут ему подчиняться. Но для этого нужно тянуть кучу проводов между светофорами под землей, а это влетит в копеечку.

Мастер Суродеев не отрицает, что можно рассчитать время работы светофоров так, чтобы машина, останавливаясь на красный сигнал одного светофора не встала также на следующем, но при первом же отключении питания одного из светофоров все собьется.

 

Чем не творчество?

Рабочий день Никиты ненормированный, что неудивительно: если где-то сломается светофор, никто не будет ждать, пока у мастера начнется рабочий день. И в выходные, и в праздники Никите приходится срываться с места и бежать чинить светофор.

— Помню, когда запускали объект на Старотрубном, работали два дня до ночи, — рассказывает Никита. — В четверг запустили первую половину — ушли в 12 ночи. В пятницу до 2 часов ночи сидели. Я работал с главным инженером, главным энергетиком и ведущим инженером-энергетиком. Они помогают мне с установкой, согласованием работ, ведь когда мы прокладываем трубу, надо знать, где находятся трубы других служб.

Хорошо, что семья у Никиты Суродеева понимающая. Знают, если он работает до ночи или срывается в выходной чинить очередной сломавшийся светофор, значит так надо, ведь от его работы зависит безопасность всего города. Каждую неделю он проезжает все светофоры — перед выходными в пятницу и после них в понедельник, иногда и вечером после работы, чтобы сразу заметить неполадки.

— Работа у меня творческая, — убеждает нас Никита. — Что хочу, то и творю. Разработать программу по проекту, нарисовать все, визуально оформить — чем не творчество? Я вечером сажусь перед сном, думаю, утром у меня уже какие-то новые наработки есть.  Бывает, проезжаю по всему городу, проверяю: точно ли ровно в 23.00 включится мигание на определенном светофоре или ошибся где-то?