Государственная Дума РФ 21 июня 2016 года утвердила Федеральный закон, регулирующий коллекторскую деятельность и устанавливающий правила взаимодействия кредиторов, коллекторов, банков и микрофинансовых организаций с должниками.
Закон частично начал действовать с 03 июля. А вот самые интересные его положения вступят в силу с 01 января 2017 года. Давайте подробно рассмотрим, что изменится во взаимоотношениях должника с кредитором или коллектором с нового года. Помогает нам в этом сетевое сообщество «Адвокуатор: личный юрист в кармане».
Кого этот закон касается?
Если вы впервые дали кому-то взаймы не более 50000 тысяч, а теперь пытаетесь этот долг вернуть — данный закон не про вас. А вот если вы передадите право требования кому-то другому (не обязательно организации, даже физическому лицу), то процесс требования долга автоматически попадает под действие указанного закона.
Закон не применяется в отношении должника — индивидуального предпринимателя, по долгам, возникшим в ходе осуществления предпринимательской деятельности.
Также не распространяется на долги по «коммуналке». Но до момента передачи их коллекторам. Подключается «спецорганизация» по возврату долгов — она сразу попадает в сферу данного закона.
Тогда давайте определим, кто такие коллекторы?
Зарегистрированный коллектор — это организация, которая включена в госреестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. При этом сама организация должна отвечать достаточно жестким требованиям.
Вообще не допускаются к взаимодействию с должником лица с непогашенной судимостью, а также лица, действующие из-за рубежа.
Если кредитор желает привлечь для взыскания задолженности коллектора, то он обязан уведомить должника об этом письменно за 30 дней.
Каким образом сейчас должны взаимодействовать кредиторы и должники?
Новый закон устанавливает четыре способа взаимодействия должника и кредитора:
1) личные встречи, телефонные переговоры;
2) телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электро- и мобильной связи (в том числе и сообщения в социальных сетях);
3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
4) иные действия, предусмотренные письменным соглашением между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и в его интересах.
У должника в этой ситуации есть какие-то права?
Должник вправе в любой момент отказаться от исполнения соглашения, сообщив об этом кредитору или лицу, действующему в его интересах. Для этого он должен направить уведомление через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку. В случае получения такого уведомления кредитор должен прекратить взаимодействовать с должником способами, предусмотренными соглашением.
Кроме того, кредитор не вправе без согласия должника передавать третьим лицам сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника. Данное согласие должно быть оформлено в письменном виде отдельным документом, и должник вправе его отозвать в любое время, путем направления уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку.
А может ли коллектор привлекать к процессу возвращения долга родственников, соседей или коллег должника?
Да, но для это требуется письменное согласие должника и третьих лиц.
Что новый закон запрещает делать коллектору?
Нельзя применять физическую силу, угрожать убийством и причинением вреда здоровью. Уничтожать или повреждать имущество должника и угрожать таким уничтожением. Применять методы, опасные для жизни и здоровья людей. Оказывать психологическое давление на должника, унижать его человеческое достоинство.
Нельзя вводить должника в заблуждение относительно возможности применения к должнику мер административного и уголовного преследования, а также принадлежности кредитора к органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В каких случаях кредитор не может беспокоить должника по телефону?
Если последний признан банкротом, является недееспособным, инвалидом I группы, находится на больничном стационаре, не достиг совершеннолетия.
Когда и сколько раз коллектор может звонить или встречаться с должником? А то, бывает, что они проходу не дают.
Отныне нельзя звонить должнику в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника.
Личные встречи — не более одного раза в неделю. Звонить по телефону более одного раза в сутки, более двух раз в неделю, более восьми раз в месяц.
Не допускается передача более двух сообщений в день, четырех в неделю и шестнадцати в течение месяца.
А может должник вообще отказаться от общения с кредитором?
Может. Для этого он должен направить кредитору письменное заявление о назначении своего представителя для контактов. Таким представителем может выступать исключительно адвокат.
При этом, кредитор не лишается права взыскивать задолженность в рамках правового поля, путем обращения в суд и привлечения судебных приставов.
Заявление об отказе от взаимодействия может быть отправлено по истечению четырех месяцев с даты возникновения просрочки. Четыре месяца кредиторов придется терпеть.
Что делать, если коллекторы выходят за рамки своих полномочий?
Если коллекторы пытаются изъять у вас имущество, ведут себя агрессивно, угрожают, унижают, оскорбляют, хамят и т.п., прекратите общение с ними и постарайтесь зафиксировать неправомерные действия (запись разговора, детализация вызовов и т.д.). Только после этого коллектора можно привлечь к административной, а также уголовной ответственности.
Штраф за незаконные действия коллекторов составляет 5 до 10 тыс. рублей; на должностных лиц — от 10 до 20 тыс. рублей; на юридических лиц — от 20 до 100 тыс. рублей.
Вы вправе подать жалобу на действия коллекторов в прокуратуру, а также обратиться за защитой своих прав в суд.