Посмотрите на карту СССР — мы везде были

28 января клубу аквалангистов «Капер» исполняется 45 лет.

Первоуральский клуб аквалангистов «Капер» начал свою работу в 1972 году. За 45 лет воспитанники клуба объездили всю Россию — погружались везде, где только возможно. О том, как найти древние амфоры и почему осьминоги — не противные, рассказал руководитель «Капера» Владимир Костицын.

Ласты пять рублей да маска три

«Капер» разместился в подвале дома №30 по улице Ватутина: несколько комнат хранят всю историю клубу.

— В 1961 году вышел фильм «Человек-амфибия», — рассказывает Владимир Костицын. — Красивый же фильм, романтичный, любовь неописуемая, злодей там какой дон Педро. Впервые в Советском Союзе были показаны подводные съемки — краски необычные, цвета, народ же не видел, что там, под водой. И мне так понравилось, что выклянчил у родителей денег на маску и на ласты. Что там — ласты пять рублей да маска три. Это сейчас все тысячи стоит, а тогда проще было.

Фото Анны Неволиной

За Чусовой были прозрачные озерки, там Володя Костицын и начал тренироваться.

— А потом объединился с ребятами во дворе, нас было-то всего человек пять — это еще до открытия клуба было. Мне в руки попалась газета, «Советский патриот», что ли, я там увидел объявление: «Центральный морской клуб подводного спорта продает путевки в спортивный лагерь». Мама подсуетилась, через профсоюз достала мне путевку. Я до этого на спасательной станции занимался у Владимира Вольфовича — получил удостоверение подводного пловца, с ним и поехал в лагерь в Алушту. Там сдал нормативы на мастера спорта по подводному плаванию и инструктора.

Мир в коробочке

После армии — Владимир Костицын служил в артиллерии, пришел в ДОСААФ, предложил открыть клуб.

Фото Анны Неволиной

— Мне очень сильно помогли, — говорит Владимир Аркадьевич, — раньше все это как-то лучше было: патриотизм, тем более подводное плавание — и для армии, и для флота хорошо — считайте, готовые диверсанты. Спорта в городе раньше ужас сколько было — каждый подросток занимался каким-то видом спорта. Это сейчас молодежи ничего не нужно — уткнуться в свои телефоны, и все, мир для них этой коробочкой ограничивается. А раньше и времени свободного не было — нужно было на тренировки бежать. И мотосекции были, и морское многоборье, и гонки на льду — масса спорта. Сейчас пытаются что-то возродить, но не знаю, получится ли.

По словам Владимира Костицына, в свое время клуб аквалангистов пользовался большой популярностью.

Фото Анны Неволиной

— Вот если взять карту СССР и посмотреть моря, мы везде были, — говорит Владимир Аркадьевич. — Для меня самое лучшее море — Баренцево. Ребята туда каждый год ездят. Там тундра и холодно, но это кайф. Это отдых для настоящих мужиков. Там хорошо. Японское море неплохое — оно теплое и живностью богато: осьминоги, морские огурцы, много видов морских звезд.

Фото Анны Неволиной

Но самые прекрасные животные, по мнению Владимира Аркадьевича — это дельфины.

— Они любят пообщаться с человеком, очень дружелюбные. Играть любят в догонялки. За ними начинаешь гнаться, только вроде догонишь, опять уплывают, а сами оглядываются, снова зовут. Осьминоги совсем не мерзкие, это только так кажется, что у них там щупальца и пупырчики. Нет противных морских обитателей. Жутковатые — да. Зубатка, например — пасть откроет, а там вот такущие зубы, глаза большие, навыкате, с красноватым оттенком. Но просто не нужно провоцировать, руками не лезть — она может цапнуть. А медузы корнероты? Это же прелесть: купол, бахрома, как парашютик, висит, щупальца, рыба мелкая под куполом плавает — красота.

Фото Анны Неволиной

Владимир Костицын говорит, что приходилось видеть и касаток.

— Касатки иногда заходят в Баренцево море, но нас сразу предупреждали, что в бухту зашла касатка, и мы в воду не лезли — от греха подальше. С касатками шутки плохи.

Молодежи не хватает

— У нас раньше столько экспедиций было — археологических, геологических, военно-патриотических, учебно-тренировочных, — говорит Костицын. — Везде свои особенности есть. Однажды занимались археологическими раскопками в районе Кировграда: во времена царской России там нашли стоянку первобытных людей, сейчас болото на том месте. Мы в этом болоте руками рыли до коренного грунта, перебирали его — нашли иголку костяную, камни с дыркой посередине — видимо, грузики для сетей. В Черном море амфоры нашли — после экспертизы выяснилось, что они старые — 4 век до нашей эры.

Фото Анны Неволиной

Но сейчас Владимир Аркадьевич в своих прогнозах на будущее неоптимистичен.

— Не идет в клуб молодежь, уже не знаю, чем и привлекать, — огорчается аквалангист. — Мало сейчас людей в «Капере», по сравнению с тем, что раньше было, практически никого. Совсем другие сейчас дети, им ничего не интересно. Я не знаю, куда они тратят свое свободное время, они, по-моему, сейчас даже книги не читают, историю свою не знают.

Фото Анны Неволиной

«Ветераны», конечно, клуб не бросают — держатся на плаву, но вот молодежи «Каперу» очень не хватает.

Фото Анны Неволиной

— Чтобы погружаться под воду, нужно этим «заболеть», только вот «заразить» в последнее время у меня никого не получается, — вздыхает Владимир Костицын.