Жители двух домов под Первоуральском не знают, кто должен ремонтировать их жилье

Почему ни одна управляющая компания не смогла справиться с проблемными зданиями? Признают ли дома аварийными? Ответы на эти вопросы читайте в нашем материале.

Два дома — одна безрадостная история. Жилые строения №33 и 35 по улице 8 Марта, что в селе Новоалексеевское, вот уже 30 лет стоят без ремонта. Почему ни одна управляющая компания не смогла справиться с проблемными зданиями? Признают ли дома аварийными? Ответы на эти вопросы читайте в нашем материале.

Десятилетия без ремонта

33-ий дом по улице 8 Марта ввели в эксплуатацию в 1963 году, 35-ый — в 1964. В одном из строений есть подвал, в другом — нет. Площади зданий тоже совершенно разные. Объединяет дома одно: каждый из них уже более 30 лет обустраивают только владельцы квартир — по крайней мере, так утверждают сами жильцы.

— Уже несколько лет, как мы брошены, никто за домом не следит, — рассказывает жительница 35-го дома Галина Дубенюк. — Квитанции приходят непосредственно от горсетей — берут деньги за отопление, за свет. Но ни одна из управляющих компаний за домами не закреплена. Мы сами ремонты делаем, все сами. Единственное, что нам обещают — капитальный ремонт. Но когда это еще? А платим по квитанциям уже сейчас. А платить за что? 30 лет живем, ни разу ремонта никакого не было.

Жители села не знают, кто должен им помогать. И должен ли. Фото Анны Неволиной

Внешне в домах все печально: где-то входные двери в подъездах поменяны, где-то еще стоят старые деревянные. Электрические провода, протянутые к зданиям, намотаны прямо над подъездами. По стенам течет вода, и местами, судя по мокрой штукатурке, впитывается в нее.

— Каждый год нас обманывают: «Вот деньги выделили, скоро вам придут электрику делать», — продолжает Галина. — У нас электрика старая, скоро сгорим все, сидим, ждем, наверное, будем сами в итоге опять собирать деньги и нанимать рабочих. Но где денег-то взять?

 

Частники собирали деньги и уходили

Денежный вопрос остро стоит среди собственников квартир 33-го и 35-го домов. Жильцы за свой счет организовали канализацию: выкопали шамбо, по 10-20 кубов на подъезд, оплачивают откачку содержимого.

Сейчас нужно ремонтировать электросети — на это снова требуются деньги.  По словам Галины Дубенюк, жильцы домов собирают на замену проводки по семь тысяч. Но не все готовы выложить разово такую сумму.

— С электричеством перебои и перепады, делать что-то нужно. Но все упирается в деньги, — утверждает Галина Михайловна.

Фото Анны Неволиной

Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились еще к одной активной жительнице, но уже 33-го дома, Ольге Абкадировой. Ольга с семьей уже 19 лет пытается справиться с проблемным домом.

— До 1999 года у нас была общая государственная управляющая компания, всей Новоалексеевкой занималась. После нее компании сменялись, но для дома не делали ничего, — утверждает Ольга. — У нас ни дверей, ни канализации, проблемные дома. Частные УК брали дома несколько раз, деньги собирали и уходили. Все, что у нас сделано в доме — двери в подъездах, отопление — все своими силами. Только электричество от горсетей, но и то — сколько уже лет не обновляли.

И если в квартирах жильцы стараются делать ремонты, хотя плесень предательски появляется и под новыми обоями, что делать с подъездами и коммуникациями, кто должен платить за их благоустройство — не знают.

Фото Анны Неволиной

По данным с сайта Фонда капитального ремонта, работы в 33-м доме будут проводиться в 2021-2023 годах, в 35-м — в 2024-2026 годах. Но «проживут» ли здания еще несколько лет до капремонта, жильцы не уверены — считают свои дома ветхими. Однако в базе ветхого и аварийного жилья на сайте УЖКХиС оба строения пока не размещены.


Жители сами выбрали непосредственное управление

Андрей Барышев, начальник Новоалексеевского СТУ:

— Дома по улице 8 Марта №№33 и 35 готова взять управляющая компания «ПРП» («Первоуральское ремонтное предприятие» — ред.), но сами жители против. Дома несколько лет в непосредственном управлении, собственников, видимо, это устраивает. Ну, не хотят люди, мы не можем заставить.

Тем более что по закону количество квартир в этих домах позволяет жильцам выбрать непосредственное управление. Рядом трехэтажки не жалуются — они сначала были в ТСЖ «Новоалексеевское», с нового года их передают под управление «ПРП». У жильцов домов по 8 Марта есть вариант — «ПРП», они могут этим вариантом воспользоваться. Но пока противятся.


Что такое непосредственное управление?

Председатель комиссии по правовым вопросам реформирования ЖКХ и тарифному регулированию Свердловского регионального отделения «Ассоциации юристов России» Ксения Лумпова:

— В указанных многоквартирных домах собственниками избран способ управления — непосредственное управление. Такой способ собственники  могут реализовать в доме, где не более 30 квартир. Непосредственное управление — когда собственники сами заключают договоры с обслуживающими дом организациями (без помощи управляющей компании и создания ТСЖ). Однако, если квартир в доме более 12, то, в соответствии со ст.161 Жилищного кодекса РФ  его жильцы обязаны заключить договор о ремонте и содержании общего имущества с профессиональной (обслуживающей) компанией.

При этом существует три варианта, позволяющих распределить управленческие обязанности между жильцами-собственниками. Конкретный способ закрепляется соответствующим решением общего собрания:

  1. Каждый из собственников добровольно участвует в управлении домом, а также вступает в отношения с третьими лицами.
  2. Один из собственников получает полномочия от всех остальных.
  3. Необходимые полномочия на управление получает стороннее лицо (не собственник), которое при этом не становится управляющим и выполняет лишь представительские функции.