Стекольных дел мастер

Первоуралочка Алёна Репина делает украшения в технике фьюзинг.

В далеком 1998 году Алёна Репина по рабочей надобности приехала в художественный фонд Екатеринбурга и поразилась работами, сделанными из стекла. Это были люстра и декоративная вставка в шкаф. Сотрудники фонда объяснили, что они сделаны в технике фьюзинга.

Запеченное стекло

В ту пору о технике фьюзинга информации даже в интернете практически не было. Поэтому пришлось отправиться в библиотеку, чтобы получить хоть какие-то сведения.

— Фьюзинг — от английского «fuse», что значит плавить, сплавлять, — рассказывает Алёна Репина, — технику можно сравнить с аппликацией, когда из цветного стекла вырезаются кусочки, складываются, как надо, и при высокой температуре спекаются в монолит.

Алена Репина может «испечь» тарелку. Фото Анны Неволиной

Чтобы узнать это, Алёне пришлось перелопатить гору литературы.

А в интернете по запросу «фьюзинг» выпадала только реклама печей для запекания изделий. Стоили они баснословно дорого — порядка 40 тысяч. По тем временам — цена непомерная. Но желание творить красоту из стекла было велико, поэтому Алёна нашла мастера, который сделал для нее печь за гораздо меньшую сумму.

— Мы тогда жили на двенадцатом этаже, — вспоминает Алёна Репина, — грузового лифта в доме не было. Поэтому как можно затащить двухсоткилограммовую печь на верхний этаж, я не представляла.

Поэтому творчество пока было отложено.

Страшно включить

Зато начался поиск вариантов, где можно установить печь и начать осваивать фьюзинг. Был куплен гараж, но оказалось, что напряжения в электрической сети гаражного бокса недостаточно для того, чтобы включить печку.

Приобрели дачу на Пильной.

— Но выяснилось, что там всё воруют. Надо, не надо, разбирать не будут, просто украдут. А таскать печь летом туда, а осенью забирать обратно — не вариант, все-таки 200 килограммов, — пояснила Алёна Репина, — поэтому мы решили переехать в Решеты и построить здесь дом.

Заготовка под часы. Фото Анны Неволиной

Только тогда руки дошли до освоения печки. С момента ее создания прошло 12 лет.

— А мне ее и включать страшно было, — рассказывает Алёна, — еще и пугали, что все изделия могут растечься и испортить печку так, что ее придется выбросить. Знакомые советовали обратиться к мастеру, который ее сделал, за советами. Но мне было неудобно, все-таки 12 лет прошло.

Поэтому Алёна Репина решила осваивать печь и фьюзинг самостоятельно. В Екатеринбурге пытались набрать группу для обучения фьюзингом, но достаточного количества желающих не нашлось. Прождав четыре года, Алёна поняла, что помощи ждать неоткуда. Пришлось овладеть азами работы на компьютере, потому что к тому времени всемирная паутина уже была полна информации о фьюзинге.

Для фьюзинга нужно много разных приспособлений. Фото Анны Неволиной

Но теория теорией, а настоящие знания и умения приходят только на практике.

— У создания работ в технике фьюзинг есть много тонкостей, осваиваешь которые только в процессе работы, — говорит Алёна Репина.

Творческая жилка

Первая работа Алёны — стеклянная решетка из обычного оконного стекла.

В процессе освоения прикладного искусства выяснилось, что для фьюзинга подходит не все стекло, потому что некоторые виды не совместимы друг с другом. Так, например, не годится для фьюзинга бутылочное или оконное стекло (есть шансы, что стекла припекутся, но гарантии нет никакой). Сделанные из таких несовместимых стекол изделия просто разваливаются.

—  Сделал, 15 минут посмотрел, а оно потом дзыньк, и все, — сетует Алёна, — поэтому я перешла на специальное стекло, сделанное в США. Его создают специально для фьюзинга.  Неохота, чтобы работы разлетались, жалко своего труда.

Рабочий материал для фьюзинга. Фото Анны Неволиной

По образованию Алёна Репина — инженер-геофизик. Ни рисованием, ни прочими художествами никогда не увлекалась. Рисованию всегда предпочитала чтение. Однако во время работы в фирме, занимающейся ремонтами, приходилось делать наброски, рисовать эскизы. Так начала проявляться творческая жилка.

Украшения из стекла. Фото Анны Неволиной

А то, что она у Алёны Репиной есть — это несомненно. Из-под ее рук выходят замечательные, интересные по форме, колористике и композиции работы: часы, блюда, интерьерные подвески, подставки под свечи, подставки для салфеток, абажуры, настенные панно, декор для зеркал, новогодние игрушки, вазы, магниты на холодильник, кольца, серьги, кулоны…

Все спонтанно

Все работы мастерица создает спонтанно, без эскизов и предварительных продумываний.

— В создании работ у меня принимают участие только руки и глаза, — признается Алёна Репина, — головой не думаю, когда делаю. Положу два кусочка, смотрю, нравится-не нравится. Что еще сюда можно добавить? Набрала, что мне сегодня нравится по настроению. Даже не всегда сразу могу сообразить, что же из этого можно сделать. Дня два такой набор может лежать. А потом вдруг в голове всплывает, что из него можно сделать. Или составляю композицию и просто вижу, что в нее просится этот вот кусочек.

Работы Алены Репиной. Фото Анны Неволиной

Основные инструменты Алёны — самый обычный стеклорез и пинцет. Первым вырезаются детали, вторым мелкие элементы укладываются в композицию.

Некоторые работы создаются в несколько этапов: сначала при 600 ̊ спекается основа, ей придается нужная форма, а потом при 700-800 ̊ припекается рисунок.

У фьюзинга есть свои ограничения: например, стакан или вазу причудливой формы изготовить в этой технике невозможно. Края таких изделий просто «уплывут» во время запекания.

Каждый осколочек стекла Алёна заботливо подбирает и раскладывает по баночкам. В будущем каждый из них может стать элементом причудливого узора, неотъемлемой частью стеклянной композиции. Только мелкую пыль приходится отсеивать при помощи сита и выбрасывать, потому что она даже после запекания на оплывает, приобретая приятную на ощупь гладкую поверхность, а остается острой.