История Гульназ Закировой

Областная ГЖИ обязала первоуральскую УК «Дом плюс» снизить тариф на содержание жилфонда для дома №79а по улице Ватутина.

Эта история началась более двух лет назад. Женщина отдала за коммунальные услуги 15 000 рублей, но на счете управляющей компании деньги не обнаружила.

Жилищные перипетии

— Каждый месяц я в очередях не стою, копится какая-то сумма — оплачиваю. 15 000 рублей внесла на счет еще в конце мая и понимала, что в июньской квитанции эта сумма еще не отразится. Подождала, в июле получила новый документ на оплату — моих 15-ти тысяч все еще не было в отчете. Пошла в управляющую компанию «Дом плюс», там сделали копию квитанции, чека, уверили, что деньги придут в августе.

Но и в последний месяц лета, по словам Гульназ Рафиковны, деньги не дошли до УК:

— Когда и в сентябре долг за коммунальные услуги не был закрыт, 15 тысяч не пришли на счет, я пришла в «Дом плюс» и сказала, что больше платить я не буду, пока «майские» деньги не дойдут до бухгалтерии управляющей компании. Прошло несколько месяцев, время от времени я заказывала акты сверки — в них моих 15 тысяч тоже не было. И я, соответственно, не оплачивала коммунальные услуги.

Через некоторое время в квартире Гульназ Рафиковны отключили свет.

— Долг на тот момент был, конечно, большой. Но отключение было незаконным — нас должны были известить, предупредить, — отмечает Закирова.

Свет отключили, но в квитанции, по словам Гульназ, стоимость электроэнергии в 1460 рублей включать не забывали. В итоге женщина с двумя сыновьями и мужем переехала в другую квартиру.

Семья Гульназ решила разобраться в ситуации. Ее муж, адвокат Валерий Злоказов, написал жалобу в управляющую компанию. В своем обращении мужчина уточнил, что никто из жильцов их квартиры даже не был оповещен об отключении. Но ответ УК не удовлетворил:

— Представители управляющей компании задним числом подписали акт какой-то: подключили к этому делу соседей, чтобы те засвидетельствовали, что нас в день отключения в квартире не было. Соседи подписали, УК посчитала, что все законно, — говорит Гульназ.

По словам женщины, представители управляющей компании не просто приостановили подачу коммунальных услуг, но и инициировали разбирательство через прокуратуру — отправили в ведомство заявление о том, что в квартире без света проживает не только семейная пара, но и их несовершеннолетний сын с ограниченными возможностями.

— Заявление было о том, что у нас нужно изъять ребенка. Но мы защищаем своего сына так, как только можем: и в системе здравоохранения, и в управлении образования, везде, — утверждает Закирова.

Противостояние с управляющей компанией вылилось в череду многомесячных переписок и запросов. В итоге семья Закировых-Злоказовых подняла вопрос по обслуживанию всего дома именно этой УК.

 

Два раза крышу не ремонтировали

Как утверждает женщина, изучение всей документации по дому №79а на улице Ватутина помогло выявить множество нарушений в работе «Дом плюс».

— Во-первых, эта управляющая компания не имеет права обслуживать наш дом, — говорит Гульназ. — Они взяли здание под контроль на основании трех подписей в одной из сводных ведомостей. Судя по документу, расписались за управление инженер «Дом плюса» и два жителя. Общая площадь дома — более 6 500 квадратных метров, это десятиподъездная пятиэтажка. Как два жителя смогли что-то решить сами?

По словам Гульназ, в ведомости есть еще одна неточность. В частности, как утверждает женщина, в документе указан неверный адрес дома — Ватутина, 79г. Такого дома в Первоуральске нет, речь идет о строении с литерой «а».

УК «Дом плюс» Фото Анны Неволиной

— Как мы попали в лицензию управляющей компании, если они даже обслуживать нас права не имеют? Деньги собирать, к слову, тоже. Вообще, у нас очень много нарушений. У меня есть все отчеты выполненных работ с 2008 года, и на собрании жильцов мы всегда уточняем, что было сделано, и за какие деньги. В 2015 году два раза ремонтировали крышу, каждый раз в отчете указана сумма в 375 000 рублей. Но в 2015 году к нам на крышу никто даже не залезал, ее ремонтировали летом 2016 года, после жалобы в прокуратуру, — рассказывает Гульназ Рафиковна.

 

УК вернет больше миллиона?

Многочисленные переписки, которые муж Гульназ вел с представителями уполномоченных органов, дали результат.

— В итоге мы получили несколько предписаний. В одном из них жилинспекция обязала «Дом плюс» включить электроэнергию в нашей квартире 10 марта 2017 года. Это предписание компания не выполнили. За невыполнение предписаний штраф для УК — от 200 до 250 тысяч рублей, — утверждает Гульназ.

Еще один документ пришел жителям дома №79а от Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.

Фото Анны Неволиной

— По нашему заявлению была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выяснилось, что ООО «Дом плюс» установила неверную стоимость услуг за содержание и ремонт жилфонда по адресу Ватутина, 79а, — сообщила Гульназ Рафиковна.— Вместо 7 рублей 39 копеек нам почти три года насчитывали по тарифу 14 рублей 38 копеек.

Согласно этому предписанию, до 15 мая 2017 года компания обязана пересчитать суммы за содержание и ремонт жилфонда в период с 1 июня 2014 года по настоящее время.

По примерным подсчетам жильцов дома, УК должна вернуть около 1 300 000 рублей.

— Но выполнят ли они это предписание? Могу точно сказать: мы на нашем доме не остановимся, будем работать с жителями других домов, по остальным управляющим компаниям, — отмечает Гульназ Закирова.

Стоит отметить, что далеко не во всех домах Первоуральска возможно снижение тарифов на содержание и ремонт жилфонда. Каждый случай необходимо рассматривать в индивидуальном порядке.

Если вы хотите узнать, имеет ли ваш дом право на возврат средств по содержанию и ремонту жилфонда, вам необходимо получить информацию о тарифах, которые были одобрены собранием собственников дома. Это главное правило и оно не зависит от того, какая управляющая компания обслуживает дом.


Правомерно применяем тарифы

Елена Кулешова, начальник аварийно-диспетчерской службы ООО «Дом плюс»:

— Управляющая компания «Дом плюс» в применении тарифов руководствуется жилищным кодексом, решениями общих собраний и заключенными договорами управления многоквартирных домов. Согласно большинству заключенных договоров, тариф на содержание жилого помещения установлен в размере, равном тарифу, установленному органом местного самоуправления. У ООО «Дом плюс» есть вступившие в законную силу решения судов о правомерности применения тарифа, установленного органом местного самоуправления, в том числе, и в 2014 году.


В каких случаях УК имеет права отключить от услуг?

На этот вопрос ответила председатель комиссии по правовым вопросам реформирования ЖКХ и тарифному регулированию Свердловского регионального отделения «Ассоциации юристов России» Ксения Лумпова:

— Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг (далее – «отключение») определен разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 2011г.

Для справки:

Отключены могут быть следующие коммунальные услуги: газ, свет, водоотведение (канализация) и горячее водоснабжение. Отключению не подлежат: отопление и холодное водоснабжение.

Без предупреждения отключить коммунальную услугу можно только в случаях аварийной ситуации, стихийных бедствий, несанкционированного подключения, использования бытовых машин, мощностью недопустимой нагрузки, предписания контролирующих органов (опять же в случае угрозы жизни и безопасности граждан).

Во всех иных случаях исполнитель обязан уведомить потребителя о планируемом отключении. К таким ситуациям относится и наличие задолженности по оплате коммунальных услуг.

Порядок такого уведомления с 2017 года значительно упрощен. Если раньше управляющей компании было необходимо вручить (дважды) письменное уведомление о дате отключения и в среднем это занимало от 30 дней и более, плюс несение почтовых расходов, то сейчас потребителю-должнику направляется предупреждение любым из следующих способов:

— лично должнику под расписку;

— направление по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении),

— включение в квитанцию об оплате текста предупреждения,

— передача предупреждения посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя,

— телефонного звонка с записью разговора,

— сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ либо на официальной странице исполнителя в интернете,

— передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.

То есть, сейчас управляющей компании не нужно гоняться за должником, пытаясь вручить ему уведомление, а достаточно в квитанции по оплате услуг ЖКХ напечатать текст соответствующего уведомления – и ага!

В случае если в течение 20 дней после получения уведомления долг не будет погашен, то предоставление услуги ограничивается без дополнительного предупреждения. Что это значит? То есть объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида временно уменьшается и (или) вводится график предоставления услуги в течение суток.

Если и после этого в течение 10 дней долг не будет погашен, то предоставление услуги прекращается вовсе вплоть до полного погашения долга. Повторюсь, что если нет технической возможности ввести временное ограничение, то предоставление услуги будет остановлено полностью.

Основанием для отключения является неполная оплата коммунальной услуги, то есть наличие долга по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из тарифа и норматива потребления. При этом неважно, установлен у вас в квартире счетчик или нет.

Если потребитель не оплачивает все коммунальные услуги, то долг рассчитывается по каждому виду коммунальной услуги в отдельности. Если потребитель все же частично оплачивает коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то полученная плата делится между всеми видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в квитанции. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.

После погашения долга либо заключения договора о рассрочке оплаты долга, предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней, в случае оплаты расходов по отключению. Обращаю внимание, что управляющая компания имеет право, но не обязана предоставлять рассрочку должнику.