Дети vs интернет

Как может повлиять на ребенка использование гаджетов и компьютерные игры — объяснили специалисты из Первоуральска.

Некоторое время назад появилась информация, что до 80% детей от 4 до 6 лет в России пользуются интернетом. Что могут делать дети такого возраста во всемирной паутине? Конечно же — играть. Мы решили расспросить специалистов — как компьютеры/планшеты/смартфоны действуют на детей. Ведь дыма без огня не бывает: действительно, очень многие малыши активно используют родительские, а то и собственные гаджеты.


Ольга Шевцова, невролог детской городской больницы:

— За последние годы увеличилось количество детей с задержкой речевого развития. Живое общение, диалог заменяют мелькание картинок на экране, электронные голоса. Зачем учиться правильной образной речи? Пусть врач назначит чудесные таблетки, и ребенок заговорит. А мамы гордятся, что ребенок лучше их владеет электронными устройствами.

Дети, регулярно использующие планшеты и смартфоны, отличаются рассеянным вниманием, снижением коэффициента развития интеллекта. Российские санитарные нормы не рекомендуют детям использовать гаджеты с высокочастотным электромагнитным излучением: телефоны, смартфоны, планшеты. Мало того, что действует непосредственное излучение, начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Страдает мелкая моторика, так как нет правильных сенсорных ощущений, которые развиваются при игре с конструктором или мозаикой, пазлами.

Фото Анны Неволиной

У ребенка,  много времени проводящего у планшета или компьютера, часто нарушается осанка, болит спина, искривляется позвоночник. Длительное оперирование компьютерной мышкой может привести к онемению и болям кисти, развивается так называемый «тоннельный синдром».

Вред от планшетов и смартфонов носит социальный и психологический характер. Ребенок живет в виртуальном пространстве, не нуждается в живом общении, не научен улаживать конфликты, которые неизбежны в современной жизни, уходит «в себя». Снижается успеваемость, становится примитивным круг интересов.


Виталий Листраткин, совладелец компании «Интерра»:

— Детей 4-6 лет вообще не надо подпускать к интернету. В чем проблема не давать ребенку такого возраста девайсы с компьютером? Они в этом возрасте не нужны. Лет до 10-ти точно.

А потом надо посматривать, куда дети в интернете ходят. В любом браузере есть History, где можно посмотреть, какие сайты посещались, какие файлы скачивались. Стеснение проглядывать History  — это ложное чувство демократии. Если этого не делать, в последствие можно напороться на неприятный  сюрприз. Когда в 14-15 лет у детей появляются секретики, там другая история.

Давать возможность пользоваться компьютером надо крайне дозировано и под присмотром. Тем более если чадо пользуется интернетом.

В программах, которые ограничивают доступ на некоторые ресурсы, не вижу смысла. Достаточно в ручном режиме смотреть History. Самая лучшая работа — всегда ручная. Надо держать руку на пульсе, держать контакт с ребенком. Иначе никакие программы не помогут.

Как достаточно опытный пользователь электронных систем, знаю — любую программу, в том числе запретительного толка, которая не будет пускать ребенка на какие-то ресурсы, нужно настраивать. Время на настройку вы потратите многократно больше, чем на ручное наблюдение за чадом. Тем более, что настройка актуальной будет оставаться недолго. Так, адреса нежелательных ресурсов будут меняться, их перетащат на другой домен, и все — программа их не блокирует. Можно настроить фильтрацию не по адресам, а тематическую — по ключевым словам. Но я сомневаюсь, что люди, форматирующие сайты, прошивают их по словам «суицид» или им подобным. Мир гораздо хитрее, чем разработчики софта.

Перекладывать контроль за своими детьми на посторонних дядь — попытка небольшой капитуляции перед внешним миром. Пусть позанимается кто-то другой, а я… занят. Всегда лучше все сделать самому, чем перекладывать это на плечи каких-то посторонних программистов.


Алина Чуркина, детский хирург:

— Ребенок — постоянно растущий и развивающийся организм. На каждом возрастном этапе он обладает определенными физиологическими и психологическими особенностями.

На полноценное развитие детей может повлиять большое количество внешних факторов. Часто родители прибегают к помощи планшета, когда нужно отвлечь ребенка, или же накормить, или усадить на горшок неусидчивого малыша, однако забывают о том, что это может вызвать стойкую привычку. Дети, с раннего возраста привыкшие к телефону, потом уже не смогут переключиться на другие, более важные занятия, такие как активные игры или рисование. А ведь именно эти занятия вырабатывают способность к некоторым тонким движениям, способствуют формированию правильной осанки, ведь в возрасте 4 лет продолжается окостенение многих элементов скелета, значительно увеличивается сила и быстрота движений ребенка. Если на данном этапе гаджеты будут занимать большую часть времени, то длительная статическая нагрузка может привести к таким состояниям как нарушение осанки, сколиоз, саркопения и другие неприятные последствия.

Фото Анны Неволиной

Необходимо помнить, что активный образ жизни — это залог здорового развития ребенка. Как же свести к минимуму вредное влияние гаджетов? Ничего нового тут не придумать — интересуйтесь своим ребенком больше, проводите с ним время, показывайте ему, что есть другие формы досуга — спорт, книги, настольные игры, хобби.


Татьяна Оботнина, воспитатель детского сада №41:

— В том, что дети пользуются компьютерами, есть свои плюсы, и свои минусы.

Играя на компьютере, ребенок, безусловно, развивается. Он учится думать, быстро реагировать на ситуации, анализировать, в процессе игры развиваются все психические процессы.

Минусы в том, что ребенок, живя в виртуальном мире, теряет ощущение реальности. В виртуальном мире ребенок успешен, он — лидер, а в реальной жизни он не может самоутвердиться, так как здесь совершенно другие отношения, принципы. А раз ребенку легче в том, виртуальном, мире, он может замкнуться, уйти в себя. Ребенок частично теряет способность манипулирования предметами.

В настоящее время занятость родителей колоссальна, но все равно им не надо забывать о своей роли в воспитании и развитии ребенка. Общение ребенка и родителей — бесценно, его ничем нельзя заменить.

На физическом развитии детей сидение за компьютером, игры на смартфонах также сказываются негативно: дети становятся малоподвижными, прибавляют в весе, у них портится зрение и осанка.

Все должно быть в меру, использование компьютера — в том числе.

Некоторые дети копируют действия и фразы героев мультфильмов или компьютерных игр, не осознавая, к месту они это делают или нет.

Уверена, что компьютерные игры должны быть дополнением к развитию ребенка, а не основным источником обучения.


Лариса Пономарева, учитель биологии школы №10:

—  Дети, в основном, используют компьютеры, чтобы играть и сидеть в социальных сетях. Они не понимают, что его можно и нужно использовать для работы, а не только для развлечений. Предложила как-то одному из старших классов сделать видеоролик на компьютере. Они так удивились и спрашивают: «А что, его через компьютер делают?»

В интернете их накрывает огромный поток информации, самой нелепой притом, недостоверной.

Зато из-за постоянного использования гаджетов дети стали невероятно усидчивы. Они же сидят все время. Даже в школе: садятся на пол и смотрят в телефон. И сидят, пока замечание не сделаешь.

Причем, чем младше дети, тем больше у них зависимость от компьютеров, смартфонов. Младших она засасывает совсем. Если старших можно остановить, после просьбы убрать телефоны они их убирают, то младшие из рук телефоны не выпускают.