Человек со сверхзадачей

Первоуральского режиссера Сергея Губаря жизнь вела в театр со школьной скамьи.

Имя Сергея Губаря для Первоуральска знаковое. Именно он явился основоположником местного профессионального театра и на протяжении многих лет задавал тон театральной жизни города. Режиссер, художественный руководитель, директор театра «Вариант» — Сергей Николаевич знает театр от и до. Сегодня Сергей Губарь — герой спецпроекта «Городских вестей» «Простые истины».

 

О театре и культурных традициях

 

Для меня театр — это и жизнь, и хобби, и работа.

 

История  с театром в нашем городе достаточно печальна. Сейчас она похожа на памятник на кладбище. Она как-то не жива. Чтобы прогрессировать, театру необходимо время, а его рвут на части и упрекают в нехватке денежных средств.

 

Театр в городе пережил очень интересные времена. Были успехи. От этого только обиднее — почему-то мы стали мешать Первоуральску.

 

У нас в городе гуманитарные традиции, любовь к своему театру не так просто прививается. Горожане предпочитают ходить на гастрольные спектакли. Считают, что настоящего, своего, хорошего у нас ничего быть не может.

Фото Анны Неволиной

Все культурные проекты Первоуральска — это, в основном, попса. А где молоденькие умненькие девочки могут чего-нибудь посмотреть?

 

Хорошим артистом можно стать и без образования. Но рядом должен быть кто-то, кто ведет — наставник.

 

Театральный институт или училище — это не столько лекции и специальные занятия, сколько среда, окружение.

Фото Анны Неволиной

Люди, несмотря на телевидение и кино, продолжают ходить в театр, потому что в театре есть такая вещь как живое, эмоциональное общение.

 

Никогда себя не представлял без театра. Это какая-то смертельная ситуация.

 

Уверен, что есть люди, которые бы захотели вкладывать деньги в наш первоуральский театр.

 

О себе и об искусстве

 

После школы я работал на Новотрубном заводе электрослесарем. Идешь утром через Корабелку на завод: снег, мрачно, и думаешь: кем же ты будешь, черт побери? Будешь у станка стоять, а где-то сзади будет грохотать? Какая мрачная жизнь.

 

Я не любил завод. Придешь: везде грохочет, страшно по цеху пройти.

 

Я был влюблен в военные профессии. Сначала моряком хотел быть, потом — летчиком. Но — зрение… И от винта.

 

Я очень люблю читать. Без чтения в моей профессии не обойдешься.

Фото Анны Неволиной

С тем, что настоящий театр находится в провинции, я согласен. Но сложнее жизни, чем в периферийном театре, нигде не найдешь. В советское время норма в областном профессиональном театре — 2-3 постановке в год. А периферийным театрам приходилось ставить по 11, по 12 спектаклей в год. И сейчас та же ситуация.

 

Вся жизнь — это шекспировская строчка «To be or not to be». Либо ты есть и что-то приносишь людям, либо нет. Если ты что-то сделал для людей, тогда не стыдно уйти из этой жизни.

 

Что такое искусство? Искусство — это сверхзадача. Есть сверхзадача —  есть искусство. Нет сверхзадачи — есть попса. Сверхзадача — это то, ради чего ты живешь.

 

Силы для преодоления трудностей я всегда черпал в самих этих трудностях.

 

Актер — это тщеславная штучка. Тщеславие нельзя взрастить в актере до небес и в то же время его надо погладить, чтобы оно немножко жило.

 

О современности и техническом прогрессе

 

Сейчас правят бал деньги. Это страшно. Потому что каждый человек и жить хочет, и денег хочет. Но деньги убивают и портят.

 

Раньше люди жили не погоней за материальным благосостоянием, а чем-то другим. Идеей, что ли. Но главное: для людей.

Надо создать в этом городе такую среду, чтобы она была родная, своя, интересная для молодых, чтобы не уходили отсюда. Чтобы газеты множились, чтобы театр был не один. Иначе город не растет, люди уезжают.

Фото Анны Неволиной

Я не пользуюсь компьютером. Если надо, приходят дочь или внук. Все давал себе слово — надо купить ноутбук. Ходят же люди куда-то там в интернете. Друзья там какие-то. Интересно же. Но берешь книгу и все как-то некогда.

 

Если я пишу, а я, бывает, и пишу, то только от руки. Писать рукой — это совсем не то, что на компьютере.

 

Мне ближе классика. Тут и думать нечего.

 

С классикой все плохо. А классика — это основа основ нашего эмоционального мышления, российского человека, его менталитета. Российский интеллигент рождался из классической литературы.

Фото Анны Неволиной

К новаторским постановкам отношусь положительно. Хотите — да ради бога. Есть любители, есть нелюбители. Лишь бы не уходило содержание. Форма — да хоть какая. Если от новой формы доходчивее становится пьеса, это еще лучше. Форма — это не самое главное. Главное, чтобы тебя затянуло.

 

Мои любимые драматурги — Антон Павлович Чехов, так и осталась неосуществленной мечта постановки «Дяди Вани», Шекспир.

Фото Анны Неволиной

Наша справка

Сергей Губарь родился во Владивостоке. Еще в детстве в нем проснулась любовь к лицедейству — под руководством школьных педагогов он играл в театрализованных сценках, которые неоднократно отмечались жюри областных и краевых конкурсов.

В начале 60-х, когда Сергею Губарю было 13 лет, его семья переехала в Первоуральск. И здесь театр «не отпускал» его. Играл в самодеятельном театре, которым руководила Надежда Матизен.

После окончания школы Сергей Губарь работал на Новотрубном заводе и одновременно был активным участником молодежной самодеятельной драматической студии. А в 28 лет он осознал, что театр — его призвание, и поступил в Щукинское училище.

Театру «Вариант» Сергей Губарь отдал более 30 лет. И сейчас Сергей Николаевич внимательно следит за судьбой своего детища.


Сегодня Сергею Губарю исполняется 70 лет. Редакция газеты «Городские вести» от души поздравляет его с юбилеем. Мы искренне рады знакомству с этим замечательным, начитанным, неравнодушным, влюбленным в свое дело человеком!