Имя Сергея Губаря для Первоуральска знаковое. Именно он явился основоположником местного профессионального театра и на протяжении многих лет задавал тон театральной жизни города. Режиссер, художественный руководитель, директор театра «Вариант» — Сергей Николаевич знает театр от и до. Сегодня Сергей Губарь — герой спецпроекта «Городских вестей» «Простые истины».
О театре и культурных традициях
Для меня театр — это и жизнь, и хобби, и работа.
История с театром в нашем городе достаточно печальна. Сейчас она похожа на памятник на кладбище. Она как-то не жива. Чтобы прогрессировать, театру необходимо время, а его рвут на части и упрекают в нехватке денежных средств.
Театр в городе пережил очень интересные времена. Были успехи. От этого только обиднее — почему-то мы стали мешать Первоуральску.
У нас в городе гуманитарные традиции, любовь к своему театру не так просто прививается. Горожане предпочитают ходить на гастрольные спектакли. Считают, что настоящего, своего, хорошего у нас ничего быть не может.
Все культурные проекты Первоуральска — это, в основном, попса. А где молоденькие умненькие девочки могут чего-нибудь посмотреть?
Хорошим артистом можно стать и без образования. Но рядом должен быть кто-то, кто ведет — наставник.
Театральный институт или училище — это не столько лекции и специальные занятия, сколько среда, окружение.
Люди, несмотря на телевидение и кино, продолжают ходить в театр, потому что в театре есть такая вещь как живое, эмоциональное общение.
Никогда себя не представлял без театра. Это какая-то смертельная ситуация.
Уверен, что есть люди, которые бы захотели вкладывать деньги в наш первоуральский театр.
О себе и об искусстве
После школы я работал на Новотрубном заводе электрослесарем. Идешь утром через Корабелку на завод: снег, мрачно, и думаешь: кем же ты будешь, черт побери? Будешь у станка стоять, а где-то сзади будет грохотать? Какая мрачная жизнь.
Я не любил завод. Придешь: везде грохочет, страшно по цеху пройти.
Я был влюблен в военные профессии. Сначала моряком хотел быть, потом — летчиком. Но — зрение… И от винта.
Я очень люблю читать. Без чтения в моей профессии не обойдешься.
С тем, что настоящий театр находится в провинции, я согласен. Но сложнее жизни, чем в периферийном театре, нигде не найдешь. В советское время норма в областном профессиональном театре — 2-3 постановке в год. А периферийным театрам приходилось ставить по 11, по 12 спектаклей в год. И сейчас та же ситуация.
Вся жизнь — это шекспировская строчка «To be or not to be». Либо ты есть и что-то приносишь людям, либо нет. Если ты что-то сделал для людей, тогда не стыдно уйти из этой жизни.
Что такое искусство? Искусство — это сверхзадача. Есть сверхзадача — есть искусство. Нет сверхзадачи — есть попса. Сверхзадача — это то, ради чего ты живешь.
Силы для преодоления трудностей я всегда черпал в самих этих трудностях.
Актер — это тщеславная штучка. Тщеславие нельзя взрастить в актере до небес и в то же время его надо погладить, чтобы оно немножко жило.
О современности и техническом прогрессе
Сейчас правят бал деньги. Это страшно. Потому что каждый человек и жить хочет, и денег хочет. Но деньги убивают и портят.
Раньше люди жили не погоней за материальным благосостоянием, а чем-то другим. Идеей, что ли. Но главное: для людей.
Надо создать в этом городе такую среду, чтобы она была родная, своя, интересная для молодых, чтобы не уходили отсюда. Чтобы газеты множились, чтобы театр был не один. Иначе город не растет, люди уезжают.
Я не пользуюсь компьютером. Если надо, приходят дочь или внук. Все давал себе слово — надо купить ноутбук. Ходят же люди куда-то там в интернете. Друзья там какие-то. Интересно же. Но берешь книгу и все как-то некогда.
Если я пишу, а я, бывает, и пишу, то только от руки. Писать рукой — это совсем не то, что на компьютере.
Мне ближе классика. Тут и думать нечего.
С классикой все плохо. А классика — это основа основ нашего эмоционального мышления, российского человека, его менталитета. Российский интеллигент рождался из классической литературы.
К новаторским постановкам отношусь положительно. Хотите — да ради бога. Есть любители, есть нелюбители. Лишь бы не уходило содержание. Форма — да хоть какая. Если от новой формы доходчивее становится пьеса, это еще лучше. Форма — это не самое главное. Главное, чтобы тебя затянуло.
Мои любимые драматурги — Антон Павлович Чехов, так и осталась неосуществленной мечта постановки «Дяди Вани», Шекспир.
Наша справка
Сергей Губарь родился во Владивостоке. Еще в детстве в нем проснулась любовь к лицедейству — под руководством школьных педагогов он играл в театрализованных сценках, которые неоднократно отмечались жюри областных и краевых конкурсов.
В начале 60-х, когда Сергею Губарю было 13 лет, его семья переехала в Первоуральск. И здесь театр «не отпускал» его. Играл в самодеятельном театре, которым руководила Надежда Матизен.
После окончания школы Сергей Губарь работал на Новотрубном заводе и одновременно был активным участником молодежной самодеятельной драматической студии. А в 28 лет он осознал, что театр — его призвание, и поступил в Щукинское училище.
Театру «Вариант» Сергей Губарь отдал более 30 лет. И сейчас Сергей Николаевич внимательно следит за судьбой своего детища.
Сегодня Сергею Губарю исполняется 70 лет. Редакция газеты «Городские вести» от души поздравляет его с юбилеем. Мы искренне рады знакомству с этим замечательным, начитанным, неравнодушным, влюбленным в свое дело человеком!