Воруют больше, пьют — меньше

Начальник отделения по делам несовершеннолетних Юлия Хомякова подводит итоги работы.

Подростки, как и взрослые первоуральцы, преступать закон стали реже. Так, в 2016 году в городе несовершеннолетними совершенно на 15,3% меньше правонарушений, чем в 2015-м. Тенденция снижения количества преступлений прослеживается и в текущем году.

 

Чувствуют изменения

Снижение уровня подростковой преступности правоохранители связывают с несколькими причинами.

Во-первых, в конце прошлого года полицейским Первоуральска удалось изолировать самых матерых лидеров несовершеннолетних. Это послужило хорошим уроком для их товарищей, большая часть которых была уверена, что раз им еще нет 18 лет, ответственности за совершаемые преступления они не понесут, поэтому можно безнаказанно воровать, хранить наркотики, избивать прохожих.

Во-вторых, в связи с декриминализацией некоторых статей Уголовного кодекса.

Фото Анны Неволиной

— Подростки очень тонко чувствуют изменения в законодательстве: знают, на какую сумму воровать, что говорить полицейским, — говорит начальник отдела ПДН Юлия Хомякова, — безнаказанность расслабляет подростков.

Именно кражи — основная часть преступлений, совершаемых подростками.

Как правило, приобщаются к преступной жизни подростки с неорганизованным досугом: не посещающим какие-либо кружки или секции. Свое свободное время ребята занимают столь неблаговидным образом.

 

Спиртное купить трудно, наркотики — просто

Несмотря на то, что общее число преступлений сокращается, правоохранители говорят о том, что растет число преступлений в смешанных группах, где подростки и взрослые совершают противоправные действия вместе.

— То есть взрослые играют немалую роль в вовлечении детей в преступные сферы, — поясняет Юлия Хомякова, — это вызывает серьезные опасения.

Также возросло количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения. «Обдолбанных» подростков чаще всего привлекают за хранение наркотиков.

На учете в ПДН Первоуральска состоит 123 подростка. Из них в возрасте до семи лет нет ни одного. От 7 до 14 лет — 28 человек. От 14 до 16 лет — 47 человек. От 16 до 18 лет — 48 подростков. Самому младшему первоуральцу, состоящему на учете в ПДН — 9 лет.

А вот уровень «пьяной преступности» снизился.

— Получается, что пить алкоголь у нас подростки стали реже, а употреблять наркотики — чаще, — делает вывод Юлия Хомякова, — это связано  с тем, что продавать спиртное несовершеннолетним стали гораздо меньше. Так, в 2015 году было зафиксировано порядка 25 фактов реализации спиртных напитков подросткам, в 2016 году — только семь. При том, что рейды проводятся регулярно, не реже двух раз в месяц. То есть алкоголь стал практически недоступен. Тогда как доступность наркотиков ужасает: стеновая реклама, с которой всеми силами борются, появляется снова и снова. Найти реализаторов наркотиков очень трудно, поскольку сейчас большинство продаж осуществляются через интернет и «закладки».

 

Особая тревога

Вызывает опасения у сотрудников ПДН ситуация с самовольными уходами детей из дома. Правоохранители отмечают, что в последнее время бродяжничать отправляются не только мальчики, но и девочки, в том числе — из вполне благополучных семей.

Особую тревогу вызывают подростки из неблагополучных семей, где родители, злоупотребляющие алкоголем, абсолютно не следят за своими чадами.

— Они даже не сообщают в полицию, что ребенок не ночевал дома, — сетует Юлия Хомякова, — тревогу начинают бить в школе, звонят нам, мы разыскиваем родителей, заставляем писать заявление о пропаже. По статистике, подростков удается найти в течение суток после того, как начаты поиски. Даже когда родители не в курсе, где могут быть их дети, с кем они общаются, не знают телефонов друзей.

Фото Анны Неволиной

Еще одна тревога сотрудников ПДН — детское суицидальное поведение.

— Нас настраивают на работу в этом направлении, поскольку ситуация вызывает серьезные опасения, — говорит Юлия Хомякова, — если в прошлом году за аналогичный период попыток суицида у детей не было, то за три месяца текущего года уже трое подростков пытались покончить с собой. Каждый случай мы разбираем отдельно. В ходе проверки установлено, что «группы смерти» в социальных сетях не имеют к этому отношения. Однако известно, что подростки в них общаются. Хотелось, чтобы родители обратили внимание на то, где дети сидят в социальных сетях. Взрослые очень часто не подозревают, что дети вовлечены в эти группы.

Начальник отделения по делам несовершеннолетних Юлия Хомякова:

— Родители очень часто считают, что если от ребенка не пахнет спиртным, то все хорошо. Но это не всегда так. Поэтому мы постоянно взываем к родительскому чутью, просим осуществлять контроль за детьми. С ребенком необходимо общаться, интересоваться его жизнью, участвовать в разрешении личных проблем, следить за поведение и, конечно, интересоваться, с кем он общается, где бывает.

Занимается отдел ПДН и преступлениями, которые совершаются в отношении несовершеннолетних. Общее их число тоже сократилось.

Однако возросло количество преступлений против половой неприкосновенности детей.

— Мы иной раз бываем в шоке от того, что совершается в отношении детей, — возмущается Юлия Хомякова, — статистика вызывает ужас: нередко посягают на половую неприкосновенность отчимы и сожители матерей. В том числе — и в благополучных семьях. Это настоящий шок и для мамы, и для ребенка, который все это скрывает.

Конечно, иногда инициаторами отношений являются сами девочки. Виной тому — половая развязность, девочки рано стали взрослеть. Однако надо сознавать, что вся ответственность ляжет на взрослого, и ответственность эта — уголовная.

Фиксируют в ПДН и случаи нанесения детям побоев, факты истязания, ненадлежащего ухода. В самых крайних случаях детей изымают из семей, а их родителей лишают родительских прав.