И в кого ты такая?

Евгения Третьякова рассказала, почему предпочла велоспорт карате.

Увлечение велоспортом появилось у Евгении 17 лет назад — девушка жила в микрорайоне Ново-Талица и часто видела, как ребята из секции велоспорта катаются на байках.
— Меня это заинтересовало, — говорит Евгения, — я и решила прийти в секцию. Но в то время я еще занималась карате, и руководитель велосекции Ринат Закиров сказал: «Выбирай — либо велоспорт, либо карате».
Евгения выбрала единоборство, но вскоре поняла, что карате — не ее вид спорта, и через пару лет вновь пришла к Закирову.

Не хватало всего

Выбор «не девчачьих» видов спорта Евгения объясняет просто — в конце 90-х было очень мало каких-то секций, поэтому шли в те, о которых удавалось узнать.
— Когда я вернулась в велоспорт, мне было уже 14 лет, — продолжает Евгения, — для велоспорта это — уже «поздновато», но Ринат Рафаилович все же решил меня взять и посмотреть, что из этого выйдет. Ребенком я была очень подвижным, постоянно бегала с мальчишками, но тренироваться у Закирова мне было очень тяжело: я пришла уже поздно, мне не хватало всего, в первую очередь — физической подготовки. В велосекцию я пришла в апреле, зимой ничего «не заложила» — сил не было, с первых метров всегда отставала от своих соперниц.

Фото Анны Неволиной

Но Евгения говорит, что, несмотря на неудачи, ей очень нравился велоспорт, но особых успехов на «шоссейнике» добиться не удавалось. Поэтому Евгения приняла решение попробовать себя в маунтинбайке.
— В маунтинбайке все совсем по-другому, — отмечает Евгения, — там можно ездить без команды. И у меня стало получаться — так и осталась.

Никуда без тактики

Евгения говорит, что разница между маунтинбайком и «шоссе» — огромная.
— «Шоссе» — командный вид спорта, то есть выходит на старт 100 человек, и ты один в поле не воин, ничего не сможешь сделать без команды, без ее поддержки, — говорит Евгения Третьякова. — Маунтинбайк — это более короткая дистанция, более силовая: если у тебя есть силы, если ты соображаешь, то построишь тактику таким образом, что займешь призовое место.
Евгения отмечает, что для «шоссе» также необходимо более крепкое телосложение, а вот маунтинбайк «любит» легких и худеньких — им проще ехать в гору.

Фото Анны Неволиной

— Наши тренировки — это не только бесконечная езда на велосипеде, — говорит Евгения. — Я занимаюсь со штангой, делаю прыжковые упражнения, много бегаю — выносливость в моем виде спорта крайне важна.
Евгения говорит, что в маунтинбайке никуда без тактики.
— На Кубке России по велоспорту-маунтинбайку «Гонка в гору», где я заняла первое место, мы с тренером долго думали над тем, как сделать так, чтобы я раньше времени не отстала, — рассказывает Евгения. — Первые два километра идет борьба за позицию: и впереди нельзя постоянно «сидеть», потому что силы кончатся раньше времени, и ехать нужно за теми людьми, которые не ошибутся, потому что маунтинбайк — это камни, постоянная пересеченная местность, где-то наткнешься на препятствие, ногу выставишь, задержишься — остальные все уедут. Нужно правильно выбирать свою позицию.

Фото Анны Неволиной

Нужно «убрать»

Евгения говорит, что на Кубке России пришлось очень постараться, чтобы победить.
— Если первые два километра горы идут более пологие, то следующие два километра — «стена», — говорит Третьякова. — Там уже все становится понятно — кто выбыл, а кто остался. На Кубке остались три девочки из Санкт-Петербурга и я. Тут уж все зависело исключительно от моих сил. В команде из Санкт-Петербурга было шесть человек, а я — одна, и поэтому могло случиться все что угодно. Соперницы знали, что я сильна в гору, а значит, меня нужно «убрать»: где-то зажать, где-то завалить, где-то сделать так, чтобы я отстала.

Фото Анны Неволиной

Но, как отмечает Евгения, в тот день удача была на ее стороне — уже со старта спортсменке удалось вырваться вперед.
— Все думала, что же сейчас будет делать Питер, потому что у них в плане «убрать соперника» тактика уже отработана, — продолжает Евгения. — В этом и была главная сложность — следить, чтобы меня никто не уронил. Но самое обидное, что я сама же и помогла питерцам: они меня не уронили — сама упала: колесо попало в колею. Адреналина тогда хапнула немало, еще тренер питерцам кричит, чтобы обгоняли меня. Но я быстро поднялась и, несмотря на то, что «подарила» несколько секунд соперницам, все равно приехала первая.

Фото Анны Неволиной

 

Полчаса на иголках

Свои первые соревнования, в которых одержала победу, Евгения отлично помнит:
— Это было в 2015 году, тоже на чемпионате России «Гонка в гору», — говорит Евгения. — Там было совсем все по-другому: если сейчас нас выпускают со старта массово, то там старт был раздельный — ты стартуешь один, и не знаешь, какое время у твоих соперников, каким по счету ты приехал, сколько секунд у тебя «в плюсе». Я финишировала в гору, спускаюсь вниз, меня догоняет девочка из Перми и говорит, что гонку выиграла именно я.

Фото Анны Неволиной

Евгения говорит, что когда тебя объявляют чемпионом, чувство удовлетворения приходит после.
— Первые секунды не об этом думаешь, — делится спортсменка, — потому что приезжаешь, усталость дикая, не можешь отдышаться. А вот потом, да — понимаешь, что ты приехала первая, что ты победила.
Тренеру тоже очень тяжело, потому что он стоит внизу, не видит, что происходит на трассе, не знает, какой по счету приедет его воспитанница — полчаса сидит на иголках.

 

Не прошло

Евгения говорит, что, несмотря на то, что ее вид спорта — маунтинбайк, тренируется она на «шоссейнике».

Евгения Третьякова мастер спорта по «шоссе» и маунтинбайку, серебряный призер Кубка России по «Гонке в гору» в 2016 году, Чемпионка России 2015 года в чемпионате России «Гонка в гору».
Бронзовый призер командной гонки на 50 км, победитель Кубка России «Гонка в гору» в 2017 году. Бронзовый призер всероссийских соревнований кросс-кантри. Является членом Сборной России по велоспорту.

— «Шоссе» — это скоростно-силовая работа, без которой в маунтинбайке просто никуда, — говорит велосипедистка. — А так, у меня две тренировки в день: основная — утром, километров 70-80, вечером — километров 20-30. Зимой всегда — бег. Утром встаю на тренировку, за окном — -20-30 градусов, мама все время переживает: «Ну, куда ты? Холодно ведь — останься дома». Но я же знаю, что если пропущу тренировку, потом не наверстаю. Мама все время говорит, что не понимает, в кого я такая целеустремленная, но всегда очень радуется моим победам.
Евгения говорит, что уже хотела «завязать» с велоспортом, уйти в тренерство.

Фото Анны Неволиной

— У меня был период в 2010 году, когда я заканчивала со спортом по семейным обстоятельствам, — рассказывает Третьякова, — и три года я работала тренером. Но велосипед меня не отпускал. Я думала, что у всех так бывает — хочется педали покрутить, но со временем проходит. Но у меня не прошло. Снова села на велосипед. После трех лет «отдыха» сложно было наверстать, но получилось — Кубок России тому подтверждение.

Фото Анны Неволиной