Гранд Трианон. «Пётр великий: путешествие во Францию в 1717 году». Выставка, которую посетил Путин

Блог журналистки Ольги Варгановой.

— Поскольку в данный момент я проживаю в аккурат между Парижем и Версалем, то решительно невозможно было удержаться от соблазна посетить выставку, которую несменяемый российский президент Владимир Владимирович Путин использовал как повод для нанесения визита новоиспеченному президенту Франции Эмманюэлю Макрону и возможность показать всему миру, что он-де опять вхож в Елисейский дворец.
Выставка развернута в одном из версальских дворцов — Гранд Трианон. Для массовой публики она открылась на следующий день после путинского визита — 30 мая и будет работать аж до 24 сентября.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Россию с Францией всегда связывали особые отношения. У нас все русское дворянство — и высший свет, и мелкопоместное — на протяжении двух столетий общалось меж собой — кто по-французски, а кто — на его «благородной» помеси с нижегородским. Ни из какого другого языка в родной русской речи нет столько заимствований, как из французского. Ну, а Париж … «как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось». Город на Сене всегда оставался вожделенной мечтой как русского дворянства, так и творческой интеллигенции…

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Начало сей дружбе великой (которую даже Наполеону Бонапарту своими военными действиями поколебать не удалось) положил русский царь Пётр Первый или, как говорят здесь, во Франции, «Пьер Премьер» или «Пьер Лё Гранд», к 300-летию визита во Францию которого и приурочена, собственно говоря, эта выставка. Она так и называется «Пётр Великий: путешествие во Францию в 1717 году».
Как известно из истории, Петр Великий в своей царской жизни дважды совершал длительные европейские вояжи — 1697/1698 годы и 1716/1717-й. Во время второго вояжа российский государь находился во Франции с апреля по июнь 1717 года. В это время на престоле сидел правнук Людовика XIV — малолетний королевич Людовик XV, регентом при нем состоял Филипп Орлеанский.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Что интересно, сначала Петра Первого хотели поселить в Лувре, Филипп Орлеанский лично апартаменты ему выбирал. Но прогрессивный русский царь выбрал для проживания отель Ледигьер в районе Маре, предназначавшийся для царской свиты. Оказывается, не только точность, но и скромность — вежливость королей. В Париже это оценили. Через три дня, как Пётр в отеле поселился, с визитом к нему прибыл несовершеннолетний королевич Луи XV. Не обременяя себя протоколом, русский царь схватил маленького Луи, поднял на высоту своего гигантского роста и несколько раз крепко, по-русски, облобызал.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Изнеженный Луи столь откровенного проявления царственных чувств не испугался, а, наоборот, проникся уважением к русскому великану. Кстати, на выставке есть картина, где Пётр в окружении увешанных орденами вельмож держит на руках маленького Луи XV в белом камзольчике и бальных туфельках, а тот не сводит с него глаз.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Довольно-таки символичная картина. Может, с этого лобзания в королевские щёки и началась наша дружба с Францией?
Вообще, выставка в Гранд Трианоне мне понравилась: небольшая, но качественная. Гранд Трианон — дворец негромоздкий, лёгкий и приятный во всех отношениях, что свидетельствует: у его хозяйки — супруги Людовика XVI Марии-Антуанетты — был отменный вкус и вся королевская казна в распоряжении.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Дворцовые интерьеры — в прекрасной сохранности. Только зеркала, в которых когда-то отражалось напудренное кукольное личико кончившей жизнь на гильотине Марии-Антуанетты, помутнели.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Выставка занимает одно дворцовое крыло, здесь представлены картины русских, французских художников, на которых изображены герои встречи и их окружение, к примеру, регент Филипп Орлеанский, всесильный фаворит Александр Данилович Меньшиков, много портретов Екатерины Первой, Елизаветы Петровны — славной «дщери» Петра. А также выставлены карты, чертежи, научные инструменты, подлинные вещи Петра Первого из коллекции Эрмитажа. Например, в прекрасной сохранности летний зеленый костюм (со штанами и кафтаном), в котором русский царь по Парижу выгуливал. Тут же, на витрине под стеклом, царские башмаки — весьма невеликие для такого гигантского роста.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Мне понравилась походная аптечка Петра Первого с баночками, скляночками, набором ножниц, скальпелей, пестиками, ступками. Вещь функциональная и в то же время изысканная, явно сработанная не отечественными мастерами: черное дерево со всевозможными инкрустациями — медью, серебром, сталью, стеклом, шелком, позументом, еще и живописью украшенная.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой

Даже царский походный горшок прибыл из самого Санкт-Петербурга, так сказать, прообраз нашего унитаза, только в благородном исполнении — кожа, дерево, металл, инкрустации.
Народу на выставке много и разного. Правда, русской речи не слышала. Зато видела, как две девушки протягивали охраннику на входе российские загранпаспорта. Зачем, не знаю. Может, от группы отстали? Все остальные предъявляли билет, который кстати, стоит 12 евро.

Фото предоставлено Ольгой Варгановой