Пароходы, яблони и олени Михаила Шевелева

Блог предпринимателя Алексея Елисеева.

 

Убыточный «Батрак»

Михаил Шевелев — российский предприниматель, купец первой гильдии, немало сделавший для развития Дальнего Востока в конце XIХ века. Окончил школу переводчиков, специализировался на знании Китая. Был отправлен работать в Пекин в русской православной духовной миссии. Поскольку в то время между Китаем и Россией не было дипломатических отношений, зачастую эти функции выполняла именно эта организация.

Через какое-то время Михаил Григорьевич оставил службу в духовной миссии и перебрался в Ханькоу работать в крупную российскую чайную фирму «Оборин, Токманов и К».

Начинал с рядовой должности клерка, но дослужился до совладельца этого предприятия. В 1874 году фирму переименовывают в «Оборин, Шевелев и К». Михаил Григорьевич в это время озадачивается, как бы сейчас сказали, вопросами логистики между Китаем и Россией. Убеждает своих партнеров по фирме в необходимости приобретение собственного парохода. Фирма приобретает в Англии пароход «Батрак» грузоподъемностью 1200 тонн.

Фактически пароход «Батрак» становиться первым грузопассажирским судном, ходившим под флагом Российской Империи в водах Тихого Океана. Вскоре Михаилу Григорьевичу и его компаньонам становиться очевидным, что пароход приносит только убытки. Встает вопрос — что делать? — но в это самое время пароход «Батрак» терпит кораблекрушение в водах близ Сахалина.

 

Заключенные по льготным ценам

Первый негативный опыт в морских перевозках, впрочем, не отбивает у Шевелева идеи наладить судоходные маршруты между российским Дальним Востоком и портами Кореи, Китая и Японии. Всё снова пересчитав, проведя анализ судоходных маршрутов, в 1879 году Михаил Григорьевич едет в Санкт-Петербург. Там Шевелев с членами Правительства фактически договаривается о создании первого гражданского пароходства на Дальнем Востоке во Владивостоке. Шевелеву государство отдает пристани, склады и мастерские на территории старого морского порта Владивостока. Кроме того, государство отдает Шевелеву заказ от Министерства Финансов на перевозку пароходами казенных грузов, почты, военнослужащих и заключенных по льготным ценам.

Пароход «Владимир».

С 1881 года Михаил Григорьевич организовывает две судоходные линии Владивосток — Николаевск-на-Амуре и Владивосток — Шанхай — Ханькоу. Для этого Шевелев приобретает пароход «Байкал», а на следующий год — пароход «Владимир». Следом покупает еще два небольших парохода — «Стрелок» и «Новик». Таким образом было налажено первое регулярное грузопассажирское судоходное движение на Дальнем Востоке.

 

Яблони и олени

С этого времени Шевелев постоянно живет во Владивостоке, начинает заниматься, в том числе, развитием территории Дальнего Востока. Вошел в состав комиссии по организации во Владивостоке первых мореходных классов, которые создаются и на его деньги. Также организует Михаил Григорьевич первый экспорт Российской пшеницы в Японию. Купив на базаре села Никольское 18 мешков зерна, он отправил их в Нагасаки. Японская фирма, убедившись в качестве продукта, согласилась покупать. Кроме того, Шевелев заложил большой сад русских яблонь, разводил пятнистых оленей, организовал первую рыболовецкую артель на Дальнем Востоке.

Помог Государству урегулировать пограничные споры в Маньчжурии касаемо Китайско-Восточной железной дороги (до 1953 года была российской и советской собственностью). Был одним из учредителей Ревизионной комиссии Общества изучения Амурского края (ныне — региональное отделение Русского Географического Общества). Один из основателей во Владивостоке ремесленного училища, а также Восточного Института. В 1892 году, совместно с Александром Сибиряковым, основал «Амурское общество пароходства и торговли». Общество занималось перевозками людей и грузов по реке Амур.

 

Заказы — железной дороге

Шевелев был одним из нескольких купцов, вложивших средства в поиски и разведку нефти на Сахалине. В 1889 году находят Охинское месторождение. В следующем году, после регистрации и оформления всех документов и доставки всего необходимого оборудования, был пробит ряд шурфов и пробурено восемь мелких скважин. Еще через год нашли новые месторождения.

В 1892 году экспедиция пробурила две первые глубокие скважины глубиной в 96 и 44 метра. Нефти не было, месторождения были признаны бесперспективными. Уже в следующем году было принято решение закрыть предприятие. В этих местах в 1928 году, уже при Советской власти, будет организовано предприятие треста Сахалиннефть, после чего начнется планомерное освоение территории.

Буровая на Сахалине образца конца 19 века.

В 1897 году на Шевелевском пароходстве произошли кораблекрушения — сначала парохода «Владимир», затем — парохода «Стрелка». Михаил Григорьевич спешно приобретает новый пароход «Восток», но это уже не исправит сложное положение. Государство передает заказы на доставку Китайско-Восточной железной дороге. В 1902 году Шевелев закрывает свое пароходство. В 1903 году умирает от болезни.