Дна не видно

Первоуральцы недовольны качеством воды и отказываются за нее платить.

С начала июля жители Первоуральска заметили: вода в кране стала непригодной не только для питья, но и для приготовления пищи, и даже мытья.

— Набираешь воду в ванную до уровня в 10 см — всё, дна ванны не видно. Вода цвета колы, настолько темная, — сетует первоуралец Евгений Заводов. — И даже перед тем, как пропустить воду через домашний фильтр-кувшин, ее приходится отстаивать несколько дней.

Фото Анны Неволиной

Евгений отмечает: вода и раньше была грязной, но не до такой степени.

Почему из кранов первоуральцев бежит черная жижа?

Ситуацией с водой недоволен не только Евгений: в редакцию «Городских вестей» часто поступают звонки от жителей из разных концов города — с улиц Трубников, Ленина, Ватутина, проспекта Космонавтов. Некоторые люди настолько возмущены качеством воды, что просто отказываются за нее платить.

Фото Анны Неволиной

В эфире телеканала «Евразия» ситуацию прояснил директор городского «Водоканала» Юрий Калина.

По словам Юрия Ивановича, вода в город подается из двух источников: из Верхне-Шайтанского водохранилища (20-22 тысячи кубов в сутки) и Нижнесергинских скважин (порядка 28 тысяч кубов). Вода из Нижних Серег соответствует всем требованиям санитарных норм, ее только хлорируют и дезинфицируют ультрафиолетом. Вода из Верхнего пруда — открытого источника — качеством ниже, более мутная, поэтому подается в сети через насосно-фильтровальную станцию. Проблема в том, что на станции в сутки фильтруют только 8 тысяч м3 из 20-22 тысяч м3.

— Остальная вода проходит отстаивание и очистку, обеззараживается хлором, но фильтрации не проходит, — отметил Юрий Калина.

Фото Анны Неволиной

Но и в прошлые годы работала та же насосно-фильтровальная станция. Почему именно летом 2017-го вода стала темнее и хуже?

— В этом году не было бурного паводка, поэтому весеннего ухудшения качества воды удалось избежать, — говорит Юрий Калина. — Но дожди, которые начались в июне и продолжились до середины июля, принесли грязь из рек в пруд, и вода не успевает отстаиваться. Кроме того, мы вынуждены производить сброс, что тоже не способствует отстаиванию.

Выход есть — по словам Юрия Ивановича, администрацией города и руководством «Водоканала» запланирована модернизация насосно-фильтровальной станции с доведением ее мощности до 36000 м3 в сутки.

Фото Анны Неволиной

— Работы будут производиться постепенно. Разобьем на этапы, первый будет реализован к паводку следующего года, — отметил Калина.

По прогнозам директора «Водоканала», уже к 2018-му году будет введен дополнительный блок фильтрации на 6000 м3, после — еще три блока на 30 000 кубов в общем. Это позволит обеспечить всю воду из Верхнего пруда стопроцентной фильтрацией.

Как получить перерасчет за воду и куда обращаться?

На этот вопрос ответила эксперт в сфере ЖКХ Ксения Лумпова:

Ксения Лумпова Фото из архива редакции

— В первую очередь, обращаю внимание на принципиальный момент: исполнителем коммунальной услуги «холодное водоснабжение» для потребителя является управляющая компания (ТСЖ). Ни администрация города, ни «Водоканал» (который является поставщиком ресурса — ресурсоснабжающей организацией для управляющей компании) с потребителем в договорных правоотношениях не состоят и обеспечивать поставку качественного ресурса в квартиру не обязаны.

Это значит, что привлечь к ответственности за некачественную воду, подаваемую в квартиру, потребитель не сможет ни администрацию, ни управление ЖКХ, ни «Водоканал». А потому упор нужно делать на защиту своих прав в рамках правового поля и «бороться» именно с исполнителем услуги — управляющей компанией.

Фото Екатерины Каладжиди

Лицензирование УК в мае 2015 года значительно упростило задачу для потребителей в борьбе с управляющими компаниями. Если раньше максимальный штраф для УК составлял до 40 000 рублей, то сейчас — от 250 000 рублей, а по некоторым административным правонарушениям — и до 1 000 000 рублей.

Но, поскольку для нас не самоцель наказать управляющую компанию деньгами (потому как штрафы управляющая компания заплатит из денег, которые собраны с жителей на содержание и ремонт жилфонда), нам нужно заставить управляющую компанию работать.

Первый вариант

В первую очередь, необходимо подать заявку в управляющую компанию и потребовать провести у вас замеры качества воды. Требуйте у управляющей компании копию акта замеров. Именно данный акт является основанием для перерасчета размера платы по данной услуге.

Фото Екатерины Каладжиди

В случае, если в течение суток представитель управляющей компании в вашей квартире не появился, вы можете обратиться с письменным заявлением в адрес Роспотребнадзора, который по вашему обращению проведет проверку, в том числе — сделает анализ воды в квартире. По результатам проверки, в случае, если доводы подтвердятся, в отношении управляющей организации как юридического лица, и директора управляющей компании как должностного лица может быть составлен протокол об административном правонарушении по ст.6.5 КоАП РФ. Штраф для управляющей компании составляет от 20 000 до 30 000 рублей.

Также, помимо административного наказания, управляющей компании будет выдано предписание с требованием обеспечить вам подачу качественной воды. За неисполнение предписания также может быть назначен штраф.

Образец заявления в Роспотребнадзор:

Второй вариант

Обратиться в адрес Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области. В данном случае процедура точно такая же, как проверка Роспотребнадзора, но штраф уже будет назначаться по ст.14.1.3. КоАП РФ и может составить от 250 000 рублей до 300 000 рублей.

Образец заявления в департамент:

Никаких иных мер (суды, жалобы в прокуратуру и иные надзорные органы) предпринимать не нужно. Во-первых, это серьезные моральные и финансовые затраты. Во-вторых, ничего, кроме того же обязания управляющей компании подать вам качественный ресурс, получить вы не сможете.