— Продолжая знакомится с дореволюционными предпринимателями России, хочу коротко остановиться на двух выдающихся представителях купечества. Эти два примера могут немного изменить представление об истории нашего государства у тех людей, которые очень смутно себе представляют устройство жизни в прошлом. Уникальность этих двух купцов-предпринимателей заключается в том, что они начинали свой путь, будучи крепостными.
Зачинатель маслобойного дела
Зачинатель маслобойного дела в России был крепостным крестьянином графа Шереметева Даниил Бокарев. В начале 1820-х годов Бокарева за какую-то провинность выслали в южные владения Шереметевых. Там Даниил Семенович на своем огороде засеял маленький участок подсолнечником. В то время подсолнухи считались такой же декоративной культурой, как гвоздики или маки. В конце лета Бокарев срезал шляпки растений и вышелушил их. Смастерил дома приспособление, куда порциями засыпал семечки. При помощи ручного молота он прессовал, а через желобок стекала густая светло-коричневая жидкость. Так был открыт способ получения растительного масла. На следующий год Даниил Бокарев засеял весь свой участок подсолнечником.
Через четыре года купец Папушин с разрешения графа Шереметева и при помощи Бокарева построил первый в мире завод по добыче подсолнечного масла. А еще через год Бокарев уже сам построил такой же завод. Следующие три поколения Бокаревых также занимались производством подсолнечного масла. К 1860 году в Бирюченском уезде, где жили Бокаревы, действовало уже около 160 маслобойных заводов. В год там производилось до 40 000 бочек масла, это свыше 14 000 тонн подсолнечного масла. До этого, в основном употреблялось оливковое масло, которое было под запретом во время поста, но церковь признала подсолнечное масло постным продуктом. Отсюда появилось его второе название — постное масло. Ныне в городе Алексеевка установлен памятник Даниилу Семеновичу Бокареву, зачинателю маслобойного дела в России.
«Добрый дедушка» Гладин
Другой выдающейся купец первой гильдии, строитель крупнейших транспортных проектов середины XIX века — Григорий Васильевич Гладин. Также был из семьи крепостных крестьян, торговал пряниками и калачами.
Гладин поступил десятником на строительство канала герцога Виртембергского, принимал участие в осушке земель немецких колонистов в Санкт-Петербурге и в разведении парка Царского Села.
Десятниками становились только опытные рабочие, отличающиеся знанием дела, сметливостью и хорошим поведением. Должность требовала грамотности, так как приходилось вести табель — счет отработанным дням — и рассчитываться с теми строителями, которые работали на условиях сдельной платы.
Англичане, заведовавшие работой, заметили Гладина. Они и посоветовали ему самому сделаться подрядчиком. Первым подрядом у Гладина стало устройство дока в военной Кронштадской гавани. Позже он берет еще один подряд на расширение и очистку Тверского (Вышерского) канала.
После Гладин строил Белозерский канал от Онежского канала, за эту работу его наградили Золотой медалью на Аннинской ленте.
После Гладин строил часть Варшавской железной дороги, от Санкт-Петербурга до Динабурга, протяженностью в 500 верст. Строил шоссе от Киева до Брест-Литовска протяженностью 560 верст. Строил Нижегородскую железную дорогу, построил в Санкт-Петербурге Литейный и Сампсониевский мосты на Неве.
В 1837 году Григорий Васильевич Гладин выкупил на волю свое семейство, а потом и все свое родное село, в котором жило 150 человек. В строительной фирме Гладина число работников доходило до 30 000 человек. Рабочие его называли «добрый дедушка».