Внутриквартальные сети должны чинить УК, а люди в квартиры с плесенью не переезжали

О каких еще неожиданностях мы узнали в ходе визита в Первоуральск секретаря Общественной палаты области.

На прошлой неделе наш город посетил секретарь Общественной палаты Свердловской области Сергей Полыганов. Его приезд несколько взбудоражил местных чиновников, поскольку план работы не был согласован с ними заранее. О том, зачем в Первоуральск приехал общественник областного уровня, в администрации узнали только в день визита.

 

Черная вода

Рабочая поездка Сергея Полыганова по городу началась с совещания у главы города Валерия Хорева. Именно там определились с планом визита.

Для начала Сергей Полыганов в сопровождении представителей первоуральского отдела Роспотребнадзора, управляющей компании «Дом Плюс», местной общественной палаты отправился в один из домов на улице Емлина. 14 жителей дома пожаловались на качество воды в общественную палату.

— Роль общественников — будоражить администрацию, достучаться до администрации, объяснить, что какая-то проблема беспокоит большое количество людей. Это первое. Второе — мы следим за тем, чтобы выделенные на решение проблемы средства были целенаправленно и качественно потрачены. В конечном итоге — чтобы люди были довольны.Сергей Полыганов, секретарь Общественной палаты Свердловской области

— В рамках партийного проекта «Школа грамотного потребителя» мы проводим контрольные мероприятия. В данном случае — оценку состояния питьевого водоснабжения жителей муниципалитетов области. Мы знаем, что в Первоуральске существует проблема с водой. Наша задача, объединившись с профессионалами, сделать так, чтобы жители города пили чистую и качественную воду, — пояснил Сергей Полыганов.

— Вода черная из обоих кранов течет, — пожаловался встреченный делегацией возле дома Александр Разумный, — утром по полчаса приходится воду пропускать, чтобы она нормального цвета побежала. А у всех счетчики. Но без этого — ни умыться, ни чаю вскипятить. Раньше, когда у нас вода была из Нижних Серег, такой проблемы не было.

Александр Разумный. Фото Екатерины Каладжиди

Сергей Полыганов поднялся в квартиру, хозяйка которой согласилась пустить не только сотрудника Роспотребнадзора с лабораторным оборудованием для забора воды, которое на деле оказалось пластиковой магазинской корзинкой старого образца и двумя бутылками, но и других визитеров.

Зулгафья Хакамиева Фото Екатерины Каладжиди

— Утром дышать в квартире нельзя от воды, — возмущается Зулгафья Хакамиева, держа в руках банку с водой, — вы ее понюхайте! И это она уже постояла. У сына после умывания на щеках раздражение. Раньше вода была хорошая, прямо голубая.

 

Во всем виновата УК?

Пока представитель Роспотребнадзора наливал в бутылочку воду, секретарь областной общественной палаты в подъезде громко возмущался установленными на три квартиры шкафами и металлическими дверями, отделяющими закуток от лестничной площадки.

— Это нарушение противопожарной безопасности, — бушевал Сергей Полыганов, обвиняя представителей УК «Дом Плюс», обслуживающей дом, в безответственности, — как люди отсюда будут выходить, если что случится?

Заместитель директора по производству УК «Дом Плюс» Оксана Мясникова (справа). Фото Екатерины Каладжиди

Заместитель директора по производству УК «Дом Плюс» Оксана Мясникова объясняла, что техник-смотритель регулярно обходит дома, после чего жителям выдаются предписания убрать установленные без решения общего собрания конструкции, однако этого практически никто не делает.

В это же время Зулгафья Хакамиева громогласно возмущалась из-за тарифов на коммунальные услуги:

— А цены-то бешеные. Это уму непостижимо!

Возмутило гостя из области и отсутствие доступной среды для инвалидов в подъезде.

— У вас в доме живет человек с ограниченными возможностями здоровья (в квартире, где делался забор воды, действительно проживает человек с ОВЗ – прим.). Как вы считаете, человек с одной ногой по этой лестнице спустится? Здесь даже перил нет. Не стыдно УК? Как УК обеспечила доступную среду на входе в подъезд? Это кто должен делать? Я сообщу в департамент строительного и жилищного надзора, — пообещал Сергей Полыганов.

При этом замечания руководства УК «Дом Плюс» о том, что проводить работы без обращения гражданина они не могут, приняты не были. Однако, как отмечает эксперт по ЖКХ, юрист Ксения Лумпова, УК обязана обеспечить доступность пользования помещениями, входящим в состав общего имущества собственников в многоквартирном доме. Но поскольку управляющая компания выполняет работы за счет средств жителей и не имеет права расходовать данные средства как ей захочется, необходимо соответствующее обращение в управляющую компанию от гражданина, нуждающегося в обеспечении доступности.

 

Чьи трубы?

Пока Роспотребнадзор брал пробы воды на вводе в дом, руководитель первоуральского отделения ведомства  Иван Хованов прокомментировал ситуацию СМИ:

—  За десять месяцев текущего года в Роспотребнадзор поступило 37 обращений с жалобами на качество воды. Это чуть больше, чем в прошлом году. Пик ухудшения качества воды приходится на июнь-июль месяц. Мы проверяем и «Водоканал», и управляющие компании, накладываем штрафные санкции и на тех, и на других, выдаем предписания.

Иван Хованов. Фото Екатерины Каладжиди

Иван Борисович подчеркнул, что на ухудшение качества воды влияет и ее источник, и износ сетей, в частности — внутриквартальных, которые, по мнению Хованова, должны приводить в порядок УК.

Этому утверждению тут же воспротивилась главный инженер УК «Дом Плюс» Надежда Яковлева. Она отметила, что по договору с «Водоканалом» управляшка несет ответственность за трубы с момента их вхождения в подвал дома.

— Это в вашей управляющей компании есть такие договоры. Но есть же другие УК, — весомо произнес Иван Хованов.

Но у юристов, специализирующихся на вопросах ЖКХ, несколько иное мнение:

— В соответствии с требованиями Постановления правительства №491, граница балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности УК — стена дома либо прибор учета. Мне неизвестны в нашем городе УК, которые приняли на себя бремя содержания чужих сетей, — говорит Ксения Лумпова.

Владимир Кириллов (справа). Фото Екатерины Каладжиди

А председатель общественной палаты Первоуральска Владимир Кириллов и вовсе предложил решать проблему с грязной питьевой водой самостоятельно:

— А ведь управляющая компания может поставить фильтры на вводе в дом. Если бы я жил здесь, я бы собрал жителей этого дома и сказал: «Ребята, стоимость фильтра такая-то, одновременно мы не сможем поставить. Но давайте постепенно решим и будем собирать деньги».

И действительно: спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

 

Всем спасибо

Далее общественный контроль отправился во двор дома №19 по проспекту Космонавтов, который минувшим летом кардинально изменился.

Фото Екатерины Каладжиди

Вместо пустыря, заросшего травой и кустами, здесь появились детская площадка, парковки, скамеечки, фонари и даже площадка с мусорными баками обрела новое «лицо». Обо всем этом заместитель главы города по ЖКХ Артур Гузаиров с гордостью рассказал Сергею Полыганову. Отметив, что это — не единственный в Первоуральске двор, который преобразился в рамках проекта «Комфортная городская среда». Уточнил Артур Салаватович и то, что помимо дворов администрация обновляет набережную Нижне-Шайтанского пруда и лестничные марши.

Фото Екатерины Каладжиди

Осмотр двора на Космонавтов прошел в идиллической обстановке. Всем все нравилось. Благодарные жители, гуляющие с детьми на площадке, не скупились на слова восторга, цепи качелей были обернуты пластиком ради безопасности ребятишек, сиденья — не металлические.

— Не так важно мое мнение, мне важно мнение людей. Я услышал слова благодарности, что может быть лучше, — подчеркнул Сергей Полыганов.

 

Нормально живем

Следующий пункт визита — дома в микрорайоне Хромпик, подлежащие расселению. Это два деревянных дома барачного типа, построенные в конце 20-х годов пошлого века.

Общественник отмечает удручающее состояние подъезда — паутину на потолке и окнах, шатающиеся перила, путаницу проводов. Хотя, скорее всего, эти проблемы возникли не из-за возраста строения, а из-за того, что ни жители, ни УК не следят за домом должным образом.

Беседа одной из жительниц дома и Сергея Полыганова проходит несколько странно.

— Это ужасно, мне вас жалко, — говорит общественник, обводя взглядом подъезд.

Но женщина вовсе не ждет сочувствия и к перспективе переезда в новый дом относится без энтузиазма. Сочувствие по поводу холода из-за щелей в стенах так же безосновательно — женщина говорит, что в их доме всегда тепло. Но тем не менее признается, что жить в старом доме сложно, но конкретных проблем, кроме неровных стен и поставленной собственными силами душевой кабины, не называет.

— Если бы был ремонт, то нормально мы тут живем, — призналась Галина Евгеньевна. — Свою новую квартиру я уже видела. Мне не нравится ни планировка, ни район. Я бы сказала, что новое жилье — не хорошее, так, на троечку.

Галину Евгеньевну старый дом устраивает больше, чем новый. Фото Екатерины Каладжиди

 

Подарок от государства

Чтобы оценить жилье, построенное для переселенцев на Кирова, 3, Сергей Полыганов  с многочисленными сопровождающими едет туда. На Динасе делегацию уже ждут представители Управления капитального строительства администрации Первоуральска, компании-подрядчика.

Дабы оценка нового строения была объективной, общественник привез вместе с собой эксперта — генерального директора группы компаний «КОМОС» Михаила Лаховского. Эксперт отметил, что новый дом, в котором еще не живут люди (он расположен рядом со злополучным Кирова, 3) построен с учетом современных энергоэффективных технологий: на входных дверях — доводчики, на тепло — счетчики, окна пластиковые, на батареях — регуляторы, а разводка тепла — горизонтальная (то есть каждый житель может отрегулировать температуру батарей под себя, экономя при этом).

—  Если не позволяет бюджет, можно вообще перекрыть батареи, — отметил Сергей Полыганов.

Еще один плюс нового здания — идеально ровные наливные полы. О том, что в доме в ходе строительства обвалилась часть перекрытия, не было сказано ни слова.

В дом Кирова, 3, где жители жалуются не только на плохую планировку, но и плесень на стенах, проверяющий тоже отправляется, поддавшись на уговоры журналистов и мечтая выяснить, была ли плесень в квартирах, в которые уже заехали люди, поскольку чиновники администрации утверждали, что пятна черной плесени обнаружены только в тех квартирах, которые еще не заселены. Именно в такую квартиру и отправляется делегация.

Сергей Полыганов побеседовал с жительницей дома, в чьей квартире нет плесени.

А вот пойти к мужчине, у которого на стенах были черные пятна и отвалившиеся обои, когда он уже переехал в новое жилье, не получается — общественники и чиновники отправляются на обед.

— Новые квартиры — это серьезный подарок от государства людям, которые по физическим, умственным, каким-то еще параметрам не смогли реализовать себя в этой жизни, может быть, поэтому они полностью не осознают, — рассуждает Сергей Полыганов, стоя возле нового дома для переселенцев.

Вопрос журналиста Андрея Казина о том, все-таки новые квартиры — это подарок, или обязанность, которую взяло на себя государство, вызывает у областного общественника бурю эмоций. Он уверен, что ни одна страна не бывает так щедра по отношению к своим жителям, давая возможность владеть квартирами, попутно содержа их, и дома в целом. Краткий диалог велся на повышенных тонах. В конце концов Андрея Алексеевича «обвинили» в том, что он в свое время получил квартиру бесплатно.

— Я плачу налоги, чтобы вы получили бесплатно жилье, — заключил Сергей Полыганов.

Спор, само собой, окончился ничем.

После обеда в администрации города, общественники вместе с чиновниками и коммунальщиками обсудили проблемы с водой и запуском тепла в Первоуральске.