Пенсионных дел мастера

22 декабря работники Пенсионного фонда отметят профессиональный праздник.

Всем нам периодически приходится обращаться в Пенсионный фонд. Кто-то оформляет сертификат на материнский капитал, кто-то — пособие на погребение родственника, другим пришло время выйти на пенсию, этот заказывает СНИЛС для ребенка, а тот просто сдает в ПФР отчеты. Но о работе Пенсионного мы знаем очень мало. Накануне Дня пенсионного фонда «Городские вести» решили исправить этот пробел. Работники Первоуральского управления ПФР — герои сегодняшних «Шести историй».


По-человечески понятно

Фото Анны Неволиной

Ольга Ковалёва в свое время работала в органах внутренних дел. Однако десять лет назад она кардинально сменила сферу деятельности и пришла на работу в ПФР.

Сейчас Ольга Витальевна — ведущий специалист-эксперт отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц. Именно она и ее коллеги по отделу определяют, может человек выйти раньше на пенсию или нет, и если может, то на сколько лет, и какую сумму пенсии он будет получать.

— В Первоуральске достаточно представителей профессий, которые выходят на пенсию раньше, — говорит Ольга Ковалёва, — это работники горячих участков ПНТЗ, химического производства «Русского хрома», рентгенлаборанты, палатные медсестры неврологических отделений, сварщики.

В зависимости от того, на сколько профессия считается трудной, ее представители могут уходить на заслуженный отдых раньше на пять, а то и на десять лет.

Самое трудное в работе Ольги Витальевны — объяснить каждому, какие документы следует собрать, чтобы подтвердить льготный стаж. Отдельная история, когда сделать это невозможно — например, предприятие, в котором трудился человек, ликвидировано, документы в архив не сданы, а в трудовой книжке нет толковой записи.

— Когда люди не могут доказать льготный стаж, весь шквал эмоций мы принимаем на себя. Я их по-человечески понимаю, но мы все равно должны действовать по закону, все должно быть подтверждено документами, — делится Ольга Ковалёва, — тут важно понять человека, объяснить. Бывает, что всем отделом успокаиваем. Иногда и нас приходится успокаивать, если какой-нибудь нетрезвый посетитель не стеснялся в выражениях, да еще и ушел, хлопнув дверью. Домой прихожу, близким рассказываю. Они меня утешают. Невозможно не пропускать эти истории через себя.

Избавляться от накала эмоций и негатива Ольге Ковалёвой помогает хобби — изготовление украшений и кукол.


Пенсионный дознаватель

Фото Анны Неволиной

В ПФР Екатерина Султангалиева работает уже пять лет. Сначала ей приходилось иметь дело только с компьютером и безликими отчетами. Но год назад ей предложили перейти в клиентскую службу Пенсионного, и Екатерина согласилась.

Сейчас работа Екатерины Ильдаровны полна общения с самыми разными людьми и подчас напоминает допрос.

— В мои обязанности входит принимать заявления у потенциальных пенсионеров, — рассказывает ведущий специалист-эксперт, — при этом я должна собрать максимальное количество документов, подтверждающих право на пенсию. Но бывает, что  часть их утеряна. Так, сведения из трудовой книжки мы восстанавливаем сами. Расспрашиваем людей — где, когда и кем они работали, и направляем запросы в эти организации. Но не редко люди не помнят ни названий организаций, ни годов работы. Вот тогда и начинаешь собирать информацию буквально по крупицам: где был до армии, когда служил, а после армии где работал, или в декрет первый когда ушли, а где работали, а сколько лет в отпуске по уходу за ребенком сидели — очень много вопросов задавать приходится. И так приятно, когда ответы на запросы приходить начинают, и право на получение пенсии подтверждается. Иногда ведь речь идет о паре недель, чтобы было хотя бы восемь лет стажа. Тогда звонишь людям, сообщаешь, что все в порядке. С людьми работать интереснее, хоть и эмоционально сложнее.


Посчитай, что выгодно

Фото Анны Неволиной

Специалист-эксперт Любовь Мусихина — одна из самых опытных сотрудников Первоуральского управления ПФР. Скоро будет 25 лет, как Любовь Николаевна занимается вопросами начисления пенсий. Ее не пугают ни сложные расчеты, ни внушительная законодательная база, которую ей приходится использовать в работе. Она точно знает, как начисляются пенсии.

Сейчас Любовь Мусихина работает в отделе контроля и проводит экспертизу готовых пенсионных дел, проверяя, имеет ли человек право на пенсию, и верно ли ему рассчитана сумма ежемесячной выплаты.

— Бумажное пенсионное дело — это книжечка, в которой содержатся все документы о стаже и заработной плате каждого, скан-копии всех документов есть в электронном пенсионном деле, — объясняет Любовь Николаевна, — проверяю и бумажное дело, и электронное.

Работа очень кропотливая, требующая большого объема специфических знаний.

— Приходится проверять, в том числе, вручную, какой способ начисления пенсии для каждого конкретного пенсионера выгоднее, потому как в настоящее время одновременно действуют Закон о начислении пенсий от 1956 года и все последующие законы, касающиеся этого вопроса, — поясняет Любовь Мусихина, — надо выбирать, как начислить сумму больше.

Любовь Николаевна — замечательный наставник. Она помогает уже не первому поколению молодых специалистов освоить тайны начисления пенсий.

— Считаю, что у меня очень интересная работа, — делится Любовь Николаевна, — каждое дело не похоже на предыдущее, и в каждом — чья-то судьба.


Пенсионный адреналин

Фото Анны Неволиной

Казалось, что может быть привлекательного в ежедневном перебирании горы бумаг, длинных столбиках цифр, постоянных расчетах, проверках и перепроверках? Но ведущий специалист-эксперт Алёна Лумпова говорит, что именно за это и любит свою работу. С людьми ей общаться приходится мало — только компьютер, только бумаги.

В обязанности Алёны Михайловны входит еще одна проверка правильности постановки на учет «свежих» пенсионеров (то есть тех, кто только получает новый социальный статус). Она еще раз проверяет все содержащиеся в пенсионном деле документы и снова пересчитывает пенсии.

— Мы — всего лишь люди, а компьютеры — всего лишь машины, поэтому, чтобы исключить человеческий и технический факторы, и делаются многоступенчатые проверки, — поясняет Алёна Лумпова, — пересчитывать приходится и на компьютере, и вручную. Бывает, что за машинами ошибки находим.

После того, как Алёна Михайловна проводит окончательную проверку, пенсионер, наконец, начинает получать причитающиеся ему деньги.

Также Алёна Лумпова проверяет, надо ли выплачивать умершим пенсионерам остатки пенсии или, может быть, наоборот — родственникам покойного придется вернуть уже выданную пенсию.

— Ничего сложного в своей работе я уже не вижу. Наверное, потому что работаю здесь всю сознательную жизнь, с 1998 года, — смеется Алёна Михайловна, — сменить место работы никогда не хотелось. Здесь интересно — каждый день что-то новое. Очень адреналинная работа, постоянно кипиш.

И даже дома Алёна Лумпова не изменяет своей усидчивости — занимается рукоделием: квиллингом и изготовлением текстильных игрушек.


Без «Пофигина» — никуда

Фото Анны Неволиной

Руководитель клиентской службы Первоуральского управления ПФР Ирина Пахмутова — старожил Пенсионного. Здесь она работает почти 28 лет. Вероятнее всего, вы знаете ее в лицо — наверняка она ставила вам печать на какой-нибудь справке.

Ирина Васильевна делает так, чтобы клиентская служба Пенсионного работала бесперебойно, а клиенты сидели в очереди не более 15 минут. Еще она решает все сложные вопросы, с которыми не могут справиться специалисты клиентской службы и общается с конфликтными посетителями. Опыт работы, олимпийское спокойствие и непоколебимая вежливость помогают охлаждать пыл самых эмоциональных первоуральцев.

Кроме этого Ирина Пахмутова проверяет все пенсионные дела, которые принимает клиентская служба — и в бумажном варианте, и в электронном. Ну, и подписать все выдаваемые клиентской службой справки и поставить печать — тоже ее задача.

Сложностей в работе Ирины Васильевны хватает. Это и проблемы с неправильно заполненными трудовыми книжками, и пенсионная безграмотность, и наплыв клиентов в период предвыборных кампаний, когда кандидаты на разные посты уверяют, что пенсии насчитаны неверно.

— Людям помогают писать заявления на перерасчет. Они пишут, приходят обозленные, уверенные, что мы их обманываем. Но я не помню, чтобы кому-то по такому заявлению пересчитали пенсию, — говорит Ирина Васильевна, — мы пытаемся людям объяснить по-простому, человеческим языком, почему им начислено именно так. Но не все соглашаются, просят официальный отказ. А мы его по закону пишем юридическим языком, который обычному человеку понять сложно. И, разумеется, люди снова недовольны.

На столе у Ирины Пахмутовой лежит «препарат» «Пофигин». Она говорит, что знакомые привезли. Но его эффективность она пока не проверяла. Зато Ирина Васильевна точно знает — избавляться от негатива ей помогают спорт и внутренний настрой.

— Я человек отходчивый. Стараюсь веселить себя и других, — признается она.


Кадровик-затейник

Фото Анны Неволиной

О работе Пенсионного фонда Елена Соловьева знает практически все. Она исполняла обязанности машинистки, архивариуса, сотрудника отдела назначения и перерасчета пенсий. Сейчас Елена Сергеевна руководит группой по кадрам Первоуральского управления ПФР.

Она проводит собеседования с соискателями, чтобы отобрать лучшего кандидата на свободную должность.

— Я сразу вижу, кому подходит эта работа, а кому — нет, — улыбаясь, говорит Елена Соловьева, — и практически всегда мои прогнозы сбываются.

И увольнениями, само собой, кадровику тоже приходится заниматься.

— Иногда я вижу, что заявление написано в сердцах, сгоряча, — рассказывает она, — бумага, как говорится, все стерпит. Даю ему вылежаться или беседую с человеком, объясняю, что бухгалтер может работать и в школе, и на предприятии, а вот знания сотрудника ПФР могут пригодиться только в другом ПФР, потому что они очень специфичны.

Консультирование специалистов Управления по вопросам трудового законодательства при оформлении пенсии первоуральцам — также задача Елены Соловьевой. И организация ежегодной аттестации сотрудников тоже лежит на ее плечах.

Добровольная обязанность Елены Сергеевны — организация поздравлений сотрудников.

— Мы никогда просто так не дарим подарки. Обязательно с маленьким представлением, с пением переделанных песен или частушек. Я даже переодеться сама могу для этого, — смеется Елена Соловьева, — главная задача — вызвать положительные эмоции, чтобы разбавить трудовую рутину.

Елена Сергеевна, благодаря специфике своей работы, владеет всеми статистическими данными о Первоуральском управлении ПФР. Так, например, здесь трудится 130 человек, у которых имеется 140 детей до 14 лет. Собирает она и разные «интересности». Например, записи из трудовых книжек.

— Забавные записи встречаются, — рассказывает Елена Соловьева, — «Принята уборщицей. Переведена полотером». Вроде бы как повысили. Профессии интересные попадаются: кишечница 3 разряда, к примеру. Оказывается, это человек, который сосиски делает.