Вероятно, что такое отряд «Каравелла», знают все. Ну, а для тех, кто не в курсе, скажем, что отряд был создан писателем Владиславом Крапивиным в 1961 году в Екатеринбурге. Он руководил им 30 лет. Сейчас командором «Каравеллы» является жена сына писателя Лариса Крапивина. Юные воспитанники отряда занимаются журналистикой, снимают фильмы, осваивают морское дело, вместе с инструкторами строят яхты, ходят под парусом, фехтуют и учатся быть настоящими людьми.
Подарок к юбилею
В новом доме «Каравелла» нуждалась давно. Прежнее, на улице Мира, с трудом вмещало крапивинцев. Однако выделять новое помещение администрация Екатеринбурга не торопилась. Но в 2016-м, в год 55-летия отряда, было принято решение о выделении «Каравелле» двухэтажного особняка Петровых на улице Февральской революции. Этот дом — объект культурного наследия. Он построен в 1910-х годах прошлого века.
У здания — богатейшая история: помимо того, что это — один из лучших сохранившихся образцов стиля модерн, в 1918 году в нем помещался штаб Красной армии. Считается, что из подвалов дома ведут потайные ходы. Так что особняк Петровых овеян тайнами, а что может быть лучше для ребят, которые бредят приключениями.
Вплоть до начала 2018 года в здании шел масштабный ремонт с заменой окон, пола, межэтажного перекрытия. В январе «Каравелла» начала переезжать, заботливо упакованные в многочисленные коробки вещи перекочевали с Мира на Февральской революции. В отряде стартовали Дни благоустройства: ребята и их родители расставляли мебель, протирали окна, двери, раскладывали и расставляли вещи.
Руководствуясь сильнейшим интересом и уважением к деятельности «Каравеллы» и любовью к творчеству Владислава Крапивина, «Городские вести» напросились на новоселье.
Настоящий барабанщик
Несмотря на то, что официальное открытие нового дома «Каравеллы» запланировано на 28 февраля, нас пригласили в гости раньше. Поэтому «Городским вестям» одним из первых удалось увидеть, как преобразилось здание после ремонта.
Серое двухэтажное строение затерялось между многоэтажными, зеркально-бетонными новостройками. В центре города, но будто бы в другом пространстве и времени. Заходят в дом пока с черного хода, парадный оформлен не до конца.
Неловко топчемся с фотографом у дверей. Мимо с деловым видом снуют ребята, кто-то — в форме отряда, кто-то — в джинсах и футболках, практически каждый держит в руках тряпку или швабру — послепереездная уборка еще не до конца закончена.
Долго объяснять, кто мы такие, не приходится. Кажется, все в курсе, что в отряд приедут провинциальные журналисты. Это радует и говорит о необыкновенной щепетильности и обязательности командора «Каравеллы» — в суете она не забыла про наш визит.
Экскурсию по «Каравелле» нам проводит командир отряда барабанщиков Никита Смирнов. Он словно сошел со страниц крапивинских книг — улыбчивый, с задорным взглядом и непослушными волосами — идеальный барабанщик, который может повести за собой отряд на любые подвиги.
— Это — нижняя палуба, — начинает свой рассказ Никита, — здесь — самое теплое и уютное место. Это кают-компания. Здесь можно попить чай до или после занятий.
В кают-компании чувствуется море: на чашках — штурвалы, на стенах — картины с парусниками, на полках — глобусы и модели кораблей, даже на заварочном чайнике — карта.
— Это холл, — продолжает экскурсию Никита.
В холле установлена мачта, лежат корабельные якоря и стоит штурвал. Говорят, его лично спас с «приговоренного» к разборке парусника Владислав Крапивин и привез в Екатеринбург.
Но это не точно. Однако пусть это будет частью сказочно-морской реальности, создаваемой «Каравеллой».
Здесь же, в холле, укреплена эмблема отряда с девизом Tamborileros, adelante! (что по-испански означает «Барабанщики, вперед!») и корабельная рында, призывающая членов «Каравеллы» на построение.
Знаковая картина
Пожалуй, самое просторное помещение нижней палубы — зал со сценой. Здесь будут проходить построения отряда, новогодние представления.
Рядом со сценой — кладовка, в которой предполагается хранить декорации и костюмы.
Одну из стен зала полностью занимает растяжка с репродукцией картины уральского художника Евгения Пинаева, друга Владислава Крапивина.
На полотне — маленький барабанщик, стоящий рядом с мужчиной на причале у бушующего моря.
Оригинал картины много лет назад художник написал на стене помещения на улице Мира прямо по штукатурке. Для отряда это изображение — знаковое, оставить «Каравеллу» без него нельзя.
Рядом с залом — раздевалка для фехтовальщиков и коморка-оружейная. К сожалению, оружия в ней пока нет — еще не распаковано.
Дальше по светлому коридору идем в стапельную. Это — мастерская, где ребята под руководством своих наставников будут делать и ремонтировать яхты. Да, самые настоящие яхты, на которых «каравельцы» ходят под парусом.
Мастерскую по просьбе руководства отряда оборудовали воротами, чтобы беспрепятственно заносить и выносить яхты из помещения.
Рядом со стапельной — класс теоретической подготовки.
Еще одно помещение нижней палубы — кладовка для инвентаря, тряпок, швабр, ведер. Само собой, ребята уже прозвали ее каморкой Гарри Поттера (если бы у героя Джоан Роулинг была такая комната, он был бы гораздо счастливее, ибо в коморке «Каравеллы» есть даже окно).
Класс-музей
Лестница, ведущая на верхнюю палубу, то есть на второй этаж, действительно похожа на корабельную.
Здесь располагаются комната для преподавателей («Это, как учительская, только лучше,» — пояснил Никита Смирнов), медкабинет, из которого вниз, прямо на улицу, ведет наикрутейшая (в прямом смысле) лестница.
Новоселы предполагают, что когда-то ею пользовалась прислуга, потому что господа ни за что бы не стали подниматься по лестнице под углом чуть не 50°.
Еще на верхней палубе есть штурманский класс.
Члены отряда здесь знакомятся с морским делом, учатся завязывать морские узлы и крепить снасти, для этого есть специальные тренажеры, ставить паруса на моделях яхт. А все прочие могут ходить по классу, как по музею.
Настоящий действующий корабельный прожектор, компАс в нактоузе (это такая металлическая штука, которая предохраняет компас), якоря, модели парусников, фонарь с корабля, штурвалы, корабельные канаты, Андреевский флаг, раковины и кораллы… Уходить не хочется, здесь пахнет морем и приключениями.
Еще одно помещение — кино-фото-видеолаборатория. Времена, когда в «Каравелле» снимали фильмы и фото на пленку, давно миновали. Сейчас вся съемка и монтаж, как и диктует время, цифровые. Но весь пленочный архив заботливо хранится, а старенький фотоаппарат «Зенит» ждет покупки пленки.
Пресс-центр занимает сразу несколько небольших помещений. Кроме столов и компьютеров, здесь стоит большущий шкаф — это «дом» для стенгазет отряда, которые, как и много-много лет назад, делают на ватманах. Выпускает пресс-центр издания с более современным видом, но стенгазета — это традиция.
А еще здесь же установлены высоченные стеллажи: на них — подборка книг про море и путешествия. Каждый член отряда может взять книгу почитать после того, как сделана отметка, кто ее берет.
Самое ценное
Знаменная комната тоже напоминает музей. Здесь хранятся особо почитаемые в «Каравелле» вещи. Это — знамена отряда, знаки отличия (шевроны, аксельбанты, галстуки, погоны…), барабаны.
Высокие барабаны с рисунками на боках так и тянут прикоснуться к себе. Но нельзя. Нас предупреждают, что прикасаться к барабанам имеют право только барабанщики. Как ни велик соблазн, барабаны не трогаем, хоть и есть возможность. Все-таки правила есть правила. А в помещении отряда почему-то хочется соблюдать дисциплину.
Еще одна (для меня — главная – авт.) достопримечательность знаменной — личные вещи Владислава Крапивина. Никита поясняет, что они — подарок Владислава Петровича. Стол, за которым написано множество произведений, лампа, огромное количество сувениров, а еще — книги. Много книг Крапивина, в том числе, переведенных на иностранные языки.
Также на верхней палубе располагается кабинет командора отряда «Каравелла» Ларисы Крапивиной.
На столе — карта, в шкафах — кубки и морские сувениры (здесь даже есть линейка, украшенная мелкими ракушками), в углу — рапира. Уютно, лаконично, по-командорски.
В холле в две швабры моют пол, потому что палуба на корабле должна быть отдраена до блеска. Оберегая труд юных свердловчан, нам с фотографом приходится разуться. Три пары бахил на каждой ноге не спасают от жутко-грязных следов, оставляемых нашей обувью.
Дети из книг
Антураж «Каравеллы» завораживает и восхищает. Но штурвалы и модели парусников — это не самое главное. Самое главное — это атмосфера. Здесь у детей и взрослых какие-то особенные глаза и выражение лиц. Они все какие-то крапивинские. В отряде все пронизано морским ветром и запахом летних, заросших травой маленьких улочек, прячущихся в тени тополей. Каждого мальчишку или девчонку можно запросто «встроить» в одно из произведений Крапивина. Вот — Владик Орешкин, видящий в небе возвращающийся клипер «Кречетъ», вот — Уикториа — подруга Джонни Воробьева, а это — один из героев «Дети синего фламинго» — Галь.
И кажется, что все они умеют прыгать с грани на грань Великого кристалла и, конечно, они всегда готовы прийти на помощь в беде, а слова «честь», «смелость», «рыцарство», «отвага» — для них не просто набор букв.
— Здесь совсем не так, как в школе, — говорит Никита Смирнов, — совсем другая атмосфера. Если в классе, я только про свой класс говорю, каждый норовит подставить другого, чтобы показать себя перед учителем как можно лучше, здесь — все друзья, все друг другу помогают.
Командор «Каравеллы» Лариса Крапивина убеждена, что все это происходит потому, что детей здесь воспринимают равными взрослым, не делая различий между обеспеченными и не очень.
А еще, наверное, все то, что делают ребята в «Каравелле» — фехтуют, ходят под парусом — делает их по-мушкетерски смелыми и открытыми. Самыми крапивинскими: справедливыми, отважными, честными, ответственными, задорными, готовыми к приключениям.