3 марта в торговом центре «Марс» произошел неприятный инцидент — жительница Первоуральска Светлана Колесникова стала участницей конфликта на подземной парковке ТЦ. Охранник запретил Свете и ее мужу оставлять автомобиль на территории паркинга.
«Солнышко, ты, может быть, оглохла, но я уже сказал, что здесь машину ставить нельзя»
— В наши торговые центры я езжу крайне редко. Это всегда какое-то раздражение: мало того, что выбор никакой, и всегда возникает проблема — где ты будешь оставлять машину, парковаться, — рассказывает Светлана, — и в очередной раз мои опасения оправдались.
Мест на уличной парковке не оказалось. Соседние дворы тоже были забиты автомобилями. Вариант уехать супруги не рассматривали — для покупки детской игрушки им нужно было посетить один из бутиков именно этого торгового центра.
— Памятуя о том, что летом мы спокойно оставляли машину на подземном паркинге на 10-15 минут, этого нам было достаточно, чтобы быстро совершить покупку, мы заехали на парковку под «Марсом», — продолжает Светлана. — Места были, но нужно отметить, что паркинг с тех пор, как я там была, стал намного меньше. Я попросила супруга решить вопрос с охранником — мы готовы были даже заплатить небольшую сумму за несколько минут стоянки.
Но ситуация, по словам Колесниковой, повернулась в другую сторону.
— Муж обратился с просьбой, объяснил, что нам необходимо в торговый центр на 10-15 минут. Охранник ответил: «Убирай машину». Я осталась в автомобиле, слушаю, чем история закончится. Охранник, по общению — абсолютное быдло, стоял на своем. Я слышу такого рода диалог и понимаю, что оставаться в стороне больше не получится, — вспоминает Света. — Я высунулась и говорю: «Извините, пожалуйста, можно мы поставим здесь машину». Тот отвечает в таком формате: «Солнышко, ты, может быть, оглохла, но я уже сказал, что здесь машину ставить нельзя». Я напомнила, что когда ТЦ «Марс» сдавался в эксплуатацию, обязательным условием был подземный паркинг для посетителей этого торгового центра. Охранник перешел на «ты» и сказал: «Ты не поняла? Убирай машину». Я попросила телефон директора парковки.
По словам Светланы, охранник со своего сотового набрал некоего «Михалыча».
Чтобы понять, кто же, по мнению арендаторов территории паркинга, может там парковаться, мы обратились к Николаю Перевалову. Однако мужчина на контакт не пошел, заявив, что может пообщаться только лично. Без камер и диктофонов. После напоминания о том, что журналисты без диктофона не разговаривают, перешел на повышенные тона и отказался от встречи. Кроме того, в телефонном разговоре Николай Михайлович всячески отрицал свою причастность к ТЦ, ссылаясь на ответственных лиц — администрацию «Марса».
— «Михалыч, ты занят? Тут какая-то ******* хочет с тобой поговорить», — произнес он и дал трубку, — говорит Света. — Уже позже я узнала, что это — Николай Михайлович Перевалов, арендатор парковки. Николай Михайлович не намерен был решать проблему, он намерен был усугубить конфликт, и начал оперировать различными терминами: частная собственность, аренда, зачем-то — сервитут, паспортные и персональные данные, и прочие умные слова, которые он когда-то слышал или читал. Мы продолжили разговор уже на повышенных тонах. У меня развеялись все иллюзии, что мы останемся на этой парковке, но я пыталась выяснить его договорные отношения с руководством ТЦ. У меня возникла претензия, и я пыталась понять, кому ее озвучивать — арендатору парковки или директору «Марса».
Разговор закончил охранник. Как вспоминает Света, он залез в машину семьи, поставил колено на сиденье водителя и сказал: «Отдавай телефон». Светлана с мужем поняли, что дело принимает иной оборот, и уехали с парковки.
Колесникова не остановилась на местечковых разборках с арендаторами. 6 марта Светлана отдала заявление в прокуратуру:
— Я считаю, что вся история с торговыми центрами в нашем городе должна быть приведена в нормальное русло. Один день простоя торгового центра стоит порядка миллиона. Те деньги, которые ТЦ зарабатывают за аренду паркинга, не идут ни в какое сравнение с теми, которые стоит простой. И я хочу, чтобы паркинги были такими, какими они должны быть по проекту. И пусть специально обученные люди придумают решение этой проблемы.
Ни одно авто не паркуют бесплатно
Прояснить статус парковки нам помог директор проектного бюро «Проект-12» Станислав Анфиногенов.
— Торговый центр начали строить в 2007 году — тогда был разработан эскизный проект, согласован. Согласован он был как четырехэтажный с подземным паркингом. Три этажа — торгово-офисные, условно говоря, цоколь — подземный паркинг. Подземный паркинг по проекту предназначен для посетителей торгового центра, — прокомментировал Станислав Вячеславович.
Площадь здания ТЦ «Марс» по грубым подсчетам — 60*60, это 14 тысяч квадратных метров на четыре этажа. -10% на конструкции, остается 12 тысяч. 50% из них — на паркинг и хозбытовые помещения. Паркинг должен иметь площадь 5-6 тысяч квадратных метров. Согласно СНиПам, на такую площадь должно приходиться как минимум 126 парковочных мест.
По факту — 70-80, и те — не на земельном участке торгового центра. Сам торговый центр, согласно кадастровой карте, имеет территорию, ограниченную только зданием.
Согласно разработанному проекту, который прошел госэкспертизу, паркинг был. Комиссия пришла, по зданию прошла, все устроило — назначение соблюдено — дается разрешение на эксплуатацию. Уже после этого часть паркинга перевели под нежилые помещения, тем самым значительно уменьшили его парковочную площадь. Оставшиеся машиноместа теперь сдаются в аренду. Ни одного автомобиля здесь не паркуют бесплатно.
Но законно ли это, как и перевод паркинга под торговые площади? Отвечает Станислав Анфиногенов:
— Если собственник здания переделывает парковку под торговые площади, он должен написать обращение на имя главы. Теоретически, здесь должно было быть также, как проводят перепланировку в обычных квартирах — есть проект перепланировки, заявление, нужно согласование. Как это происходило на самом деле в торговом центре «Марс» — я не знаю.
В наше распоряжение попал план ТЦ от БТИ. Перепланировки на нем нет. А это значит, как отмечают эксперты, что при возможных рисках и чрезвычайных ситуациях, будь то пожар и прочее, могут пострадать люди. Чтобы этого не случилось, необходима повторная экспертиза, которая официально подтвердит безопасность изменения функционального назначения объекта.
А пока — парковка закрыта для посторонних в обход всех норм и правил, людям хамят, посетители теоретически могут пострадать в случае возникновения ЧС, ведь даже пожарные не смогут подъехать к зданию, вокруг которого буквально на каждом метре запаркованы автомобили.
Нужно выяснить законность
Любовь Некрасова, заместитель прокурора Первоуральска:
— К нам поступило заявление о возможных нарушениях со стороны торгового центра «Марс» об отказе в предоставлении предусмотренного проектом места для парковки транспортных средств. Мы назначаем проверку, будем запрашивать документы проектные, которые есть у «Марса», и которыми владеет администрация городского округа Первоуральск, и выяснять законность и соответствие проектной документации тех парковочных мест.
В 2014 году «Городским вестям» ситуацию с парковкой у ТЦ «Марс» комментировал бывший тогда начальником ГИБДД Первоуральска Павел Терещенко:
— Заявления о нарушениях ПДД возле ТЦ «Марс» поступают постоянно. «Марс» — точка преткновения. Понятно, что наряды ГИБДД работают на более напряженных участках. Причина в том, что при строительстве ТЦ «Марс» не было соблюдено правило, что требуется оборудовать стоянку на определенное количество парковочных мест. С ГИБДД этот вопрос не согласовывали. Здесь надо проверять, насколько реальность отличается от того, что заявляли в проекте хозяева центра. Потому что на картинке может быть одно, а в действительности — совсем другое. Видимо, определенные должностные лица не доработали этот вопрос до конца, не сделали так, как это должно быть.