Выставки Виталия и Евгения Воловичей откроются в среду, 1 августа, в Первоуральском Инновационном культурном центре. Оба — и дед, и внук — заслужили имя в Свердловской области. Старший — как художник-график, младший — как мастер фотопортрета. Накануне открытия выставки мы побеседовали с Евгением Воловичем и расспросили его, какие работы в коллекции ему особенно дороги и о чем говорит экспозиция «Лица», которая будет представлена в Первоуральске с 1 августа до 2 сентября.
— Открываю ваш сайт. На главной — фото девочек. Ваши работы напоминают картины. Ощущение, что это труд художника. Пробовали ли вы себя в живописи?
— В детстве немного рисовал, но как-то не сложилось. Пробовал себя в ювелирном деле, в камнерезном, в рекламе, да много где. В более прикладном, так сказать. Фотография всегда была интереснее. Тогда, давно, в школе, конечно, сама фотография, которую напечатали (цифры не было) уже была конечным продуктом. Сейчас многое поменялось и само нажатие на кнопку фотоаппарата не завершение работы, а только ее начало. Просто цифровое фото мало интересно, если это не оригинальная съемка на пленку, тут и подход другой. А вообще, хочется чего-то большего. Я себя нашел вот в такой технике, постоянно совершенствуюсь, ищу различные варианты обработки. Пусть это и несколько напоминает картины, но… Мне нравится.
— Как бы вы описали коллекцию «Лица»: какой у нее посыл, о чем она «говорит» зрителю?
— Знаете, очень сложно описать посыл. В данном случае это не какой-то спецпроект рассказывающий о прошедшем событии, мероприятии или жизни людей в далекой деревне, где можно подвести какую-то концепцию. Я вообще не склонен это делать. Просто показываю людей, которые так или иначе попали в кадр моего фотоаппарата. Кто-то приходил ко мне в студию, кого-то я «поймал» в кадр где-то еще.
— Вы снимаете как известных, так и простых людей. Имеет ли значение умение человека позировать камере? В чем секрет удачного портрета?
— Для меня не имеет. В данном случае речь не идет о постановочной фотографии. Если это репортаж — то это фотография момента. Если работа в студии, то она максимально приближена в репортажу, с той разницей, что я не прошу человека позировать, а просто мы разговариваем о каких-то вещах, делах, событиях. И я «ловлю» кадры, эмоции, взгляд… Пытаюсь достать из человека что-то интересное, может быть, характер, может быть, настроение. Хотя, конечно, у меня есть и постановочные фотографии, где я решаю какие-то другие задачи. Но не в данном случае.
— Насколько длительный процесс подготовка фото к выставке (я имею в виду пост-обработку)?
— Пост-обработка никакого отношения к подготовке к выставке не имеет. К выставке готовятся работы, которые уже прошли все стадии и напечатаны. Возможно, что-то можно допечатать, при отборе. А процесс пост-обработки он вообще бесконечный. Может занимать на один кадр и один вечер, и один час, и один месяц. Все зависит от настроения, задумки, от каких-то других ситуаций. А бывает, сделал портрет, открыл через неделю и переделал. А потом через месяц — снова переделал. Нет предела…
— Существуют ли очень фотогеничные и совсем не фотогеничные люди, как вы думаете? Или руке мастера подвластен любой персонаж в кадре?
— Нет нефотогеничных людей. От слова совсем. Ну, только разве что вас трактор по лицу переехал. Вообще, понятие фотогеничности — оно субъективное. Кто-то просто себе не нравится. Кто-то просто видит себя по-другому. Или хочет выглядеть по-другому. И уж точно я вижу людей совсем не так, как они себя. И счастье, если это видение совпадает. Особенно в коммерческой, заказной съемке. Однако в это выставке нет коммерческих портретов. Здесь представлены портреты тех людей, которых я хорошо знаю, люблю и уважаю. Моих друзей и очень хороших знакомых. Поскольку на показ снимков я получил одобрение, значит, они со мной согласны. Я надеюсь.
— На какие ваши работы в ИКЦ вы советуете обратить особенное внимание? Какая работа вам больше других дорога и почему?
— На выставке около 50 работ. Среди них — мои дед, жена, старшая дочка и, как я уже говорил выше, милые моему сердцу люди. Они для меня все вместе и каждый по отдельности важны и мне бы не хотелось выделять кого-то из них. Тут, скорее, зрителю, что-то понравится больше, что-то меньше, а кому-то такие работы совсем не близки. И это нормально.
— Ну и конечно, что такое светопись (на вашем сайте написано, что вас увлекает именно она)? На языке простого смертного, вроде меня?
— Светопись. Фотография. Письмо светом. Рисунок светом. Как хотите. Всё что нас окружает мы видим благодаря свету. Свет — это самая важная составляющая фотографии. Особенно студийной, где есть возможность светом манипулировать, создать объём. Светом можно придать снимку драматизм или наоборот, сделать его радостным. Письмо светом. Самое точное определение.
- Евгений Волович приедет на открытие выставок 1 августа в Инновационный культурный центр. Начало церемонии открытия — в 18.00.