В Первоуральске откроется выставка «Автомобиль на ладони». Коллекционер из Ревды привезет правительственные машины и камазы!

Читайте большое интервью с Михаилом Кудиновым на портале Городскиевести.ру!

Вот уже почти восемь лет живет в Ревде приехавший из Подмосковья Михаил Кудинов. Здесь он женился, работает водителем во Дворце культуры. Всю жизнь за баранкой, а вот своей машины нет — любит гулять пешком. Обычный, в общем, человек. Но есть у него интересное увлечение. Михаил коллекционирует модели машин в масштабе 1:43. Их у него — больше 600 штук. И одна из комнат дома превращена в выставочный зал.

Михаилу — 57 лет. Бывший москвич в нем угадывается сразу: по говору, хотя он смеется, мол, все давно принимают за уральца, за своего. Высокий, улыбчивый, он радушно встречает нас в коридоре и тут же ведет в комнату. «О!» — удивляюсь кейсам с машинами по правую руку. «Да нет же!» — поворачивает он меня налево. И тут уже дар речи пропадает, потому что на витринах от пола до потолка — сотни машин… Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Стеклянные полки установлены на стаканчики. Креативная дизайнерская идея пришла в голову случайно. Понравилось — выглядит легко. Стекло прочное, выдерживает большой вес. Ведь автомобили — металлические.

Здесь все модели «Жигулей», включая итальянский «Фиат», «Волги», автобусы и ГАЗели, РАФы и ГАЗы, МАЗы и КамАЗы, есть иномарки, еще — немного тракторов и военной техники. Один, красный трактор, беру в руки. Он тяжелый, но матовый, и не верится, что это — металл.

— Пластик коллекционеры не признают, — объясняет мне Михаил.

Первую машинку он купил в 1978 году.

— Мне было 17, я оканчивал школу. Мы поехали в город смотреть кино. В магазине увидел модельку автомобиля «Жигули». Сейчас ее у меня уже нет, ведь сорок лет прошло. Она стоила 2.80, а у меня три рубля было, мама дала на дорогу. Ну и купил. Потом ушел в армию, а у брата родился сын. И мою машинку отдали ему. Я пришел, погоревал. Обидно было…

Прошло семь лет. Появилась своя семья, свой сын. И Михаил подарил ему на день рождения модель УАЗа. И так началась коллекция.

— Покупал я ту модельку в Москве на ВДНХ, на распродаже. Вспомнил о своем увлечении и решил начать свою коллекцию. Потом пошло… Вот этот РАФ, вон тот УАЗик. Вот эта «Чайка». Ну и красная «Волга». Это мои самые старые, первые модели.

Самые ценные модели — машин, которые существуют в реальности. Например, автобус №7, он ходит по маршруту «СУМЗ — автостанция». Номера на нем — реальные, и купил он его по просьбе жены.

— Я номер нашел в интернете, есть специальные базы, — рассказывает коллекционер.

У каждой модели — своя история. Например, вот — бело-голубой грузовичок. Это его машина, на такой он работал шесть лет в Пущино. Возил грузы косметической фирмы. А вот — три ГАЗели, белая и две желтых. На таких работают водители Дворца культуры, и он тоже. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

Собрать полную коллекцию невозможно. Новые модели появляются постоянно. А какие-то перестают выпускать. У него есть модели, выпущенные всего один раз, например «Победа спорт» или ГЛ-1. Или правительственные машины, которые возили генсеков и президентов, среди них — ЗИЛ-115, на котором ездил Ельцин. И даже «Чайка» Валентины Терешковой, которую она подарила секретарю Ярославского горкома.

Жена Ольга (вместе они с 2010 года) — первый помощник. «А куда деваться?» — смеется она.

— Когда Миша первый раз приехал ко мне в Ревду, купил сыну машинку. Уехал, и я увидела в киоске машинку. Пишу ему: покупать? Он: да. Ну и я стала покупать их… 4 декабря 2010 года он приехал насовсем. Спустя три года привез вещи и свою коллекцию. Правда, тогда она была намного меньше, умещалась в две коробки. Где-то полсотни моделей.

Они вместе изучают каталоги на сайтах интернет-магазинов. Выбирают, что нравится. Оценивают стоимость. Не все можно позволить, хотя многое хочется. Средняя цена — одна-три тысячи рублей. А есть и те, которые стоят десять, пятнадцать тысяч. Этот автобус №7 Михаил купил для жены: и даже номер реальный. Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

— Есть такой МАЗ, за рулем которого я запомнил отца. Он приезжал, весь пропахший соляркой, я, маленький, забирался к нему на сиденье, за этот руль… Вот его очень хочу, — говорит Михаил.

Еще супруги покупают журнал «Автолегенды» от «Деагостини», который выходит раз в две недели, и вместе с ним — модели.

А дальше… Самое интересное! Модели поступают черные, голые, и чтобы превратить их в полноценные коллекционные предметы, приходится потрудиться. Он сам клеит наклейки с номерами, фарами (они, крошечные, собраны на специальных листах), красит салон, изобретает, из чего сделать антенну (к одной модели приспособил зубья металлической расчески).

Под витриной — ящик, в котором — рабочие инструменты коллекционера. Клей и кисти, маркеры и листы наклеек, разнообразные штуки, которые затем служат частями машин. Работает с лупой, кропотливо, часами. Зато результат — загляденье!

Фото// Владимир Коцюба-Белых, Ревда-инфо.ру

— Сколько стоит моя коллекция? Это спрашивают все. Еще спрашивают: «А зачем тебе это?». А я не знаю. Просто интересно, просто хочу. Продавать я ее не собираюсь, поэтому цену не назову. Знакомым иногда модели дарю. А это — вам…

Михаил выносит из комнаты кейс с зеленой вазовской «десяткой». И я уношу домой часть его бесценной коллекции.

Кстати, своей машины у него нет. По городу с женой ходят пешком, люди удивляются: водитель — и без колес. А он смеется: «Мне рабочей ГАЗели хватает».

  • Выставка «Автомобиль на ладони» будет работать в Инновационном культурном центре (Ленина, 18Б) с 23 февраля до 12 мая. Вход — 50 рублей, с экскурсией — 100 рублей. Запись на экскурсии и дополнительная информация по телефону 288-76-54 (доб. 121).
  • Михаил сам фотографирует свои модели в мини-студии дома. Смотрите еще больше фото в специальном альбоме на его странице в «Одноклассниках».
«Городские вести. Добрая компания» — пожалуй, самая доброжелательная группа в «Одноклассниках». Присоединяйтесь к нам, чтобы общаться и читать интересные тексты!