«Всегда необходимо помнить — никто и никогда не предложит вам по собственной инициативе никакие блага»

Как не попасться на уловки телефонных мошенников? — разбираемся вместе с практикующим психологом.

В Первоуральске орудуют телефонные мошенники. Чаще всего их жертвами становятся люди пожилого возраста. Злоумышленники звонят пенсионерам и под разными предлогами пытаются выманить крупные денежные суммы. Нередко у них это получается. Так недавно мошенники обманули четырех жителей Первоуральска — каждый из потерпевших отдал злоумышленникам от 150 до 177 тысяч рублей.

Разбираемся вместе с практикующим психологом Мариной Быковой, как распознать аферистов и вовремя прекратить с ними разговор.

bykova
Стаж клинического психолога Марины Быковой — больше 17 лет. Фото// страница Марины Быковой во «ВКонтакте»

Марина Быкова рассказывает, что обычно мошенники работают по определенной схеме: завладев базой данных, где имеется информация о пользователях, выискивают среди них тех, кто подвержен гипнозу. К гипнабельным людям относятся молодые впечатлительные женщины, люди, страдающие алкоголизмом и поражениями центральной нервной системы, а также люди пожилого возраста — пенсионеры. Как правило, проще всего распознать последних — достаточно взглянуть на дату рождения. В большинстве случаев, именно к ним и поступают подобные звонки.

— Пенсионеры слабо слышат. Очень волнуются, если им говорят, что с их деньгами или банковским счетом что-то не в порядке: они лишь недавно научились пользоваться этими системами и не знают всех нюансов их работы, — говорит психолог Марина Быкова. — Люди пожилого возраста воспитаны совершенно в иное время, когда визиты почтальона, работника ЖЭКа или другого управляющего органа были нормой. Тогда нельзя было не пустить такого сотрудника или отказать ему в выдаче какого-либо документа.

Мошенники любят пользоваться доверчивостью пенсионеров. Они используют поддельные удостоверения, когда приходят домой к пожилым людям. А по телефону могут сказать не только название организации, но и ее юридический адрес. В таких случаях нужно знать, что сотрудники звонят с многоканальных номеров (8-800), а не с мобильных (8-9**). И всегда необходимо помнить: никто и никогда не предложит вам по собственной инициативе никакие блага! Бонусы, денежные средства, чудо-вещи или лекарства, способные исцелить от всех болезней, — к сожалению, сказка.

— Я сама столкнулась с телефонными мошенниками, — рассказывает нам психолог. — Смогла защитить от них свою маму. Вовремя зашла, как говорится. Она металась по квартире, уже успела выдать злоумышленнику реквизиты банковской карты и три цифры с оборотной стороны. Я забрала у нее трубку, там мужчина с кавказским акцентом. Я потребовала его ФИО, должность, телефон начальства и прочее. Уточнила, на каком основании звонит и что ему нужно. Он замялся, потом обозвал меня и трубку кинул. Кое-как объяснила маме, что нельзя давать никаких данных. Мошенник предлагал ей активировать какие-то бонусы.

Если вам поступил подобный звонок, нельзя слепо верить собеседнику и выдавать ему личную информацию: ни паспортные данные, ни коды из СМС, ни реквизиты банковских карт. Лучше немедленно закончить разговор и обратиться в организацию самостоятельно: позвонить по официальному номеру, указанному на оборотной стороне карты, либо обратиться в отделение банка лично.

— Мошенники разработали целую схему внушения, — рассуждает Марина Быкова. — Они часто используют императивный (не допускающий выбора, требующий безусловного исполнения — прим. ред.) тон. Разговаривают властно, отдают приказы, при этом говорят быстро, часто давят на сроки: «У вас осталось полчаса, потом деньги пропадут!». Торопят, не оставляют времени на раздумья, требуют незамедлительных действий. Давят на страх, убеждая, что будет хуже. Спешить не нужно. Сбросьте звонок и обратитесь в организацию напрямую, чтобы уточнить, есть ли у них сотрудник, позвонивший вам, и правду ли он вам говорил. Вообще, если присутствуют хоть малейшие сомнения, сразу положите трубку.

Следует помнить, что сотрудники банка никогда не требуют сообщить CVC/CVV-код — три цифры с оборотной стороны карты, как и коды из СМС-сообщений. Как правило, они могут лишь уточнить у вас общую информацию: пользовались ли вы картой в последнее время, вы ли совершали ту или иную операцию. Во всех остальных случаях сотрудники просят вас явиться в отделение банка лично.

Еще по теме

  • В Первоуральске орудуют не только телефонные мошенники. 2 апреля с пенсионерки «сняли порчу» за 230 тысяч рублей — пожилая женщина вынесла мошеннице деньги в носке на улицу.
«Городские вести. Добрая компания» — пожалуй, самая доброжелательная группа в «Одноклассниках». Присоединяйтесь к нам, чтобы общаться и читать интересные тексты!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *