«Найдена: жива!». Волонтеры рассказали, как искали пожилую женщину, пропавшую под Первоуральском

Читайте отчет координатора поиска «Лизы Алерт» на портале Городскиевести.ру.

83-летняя Валентина Черникова, жительница поселка Кузино, пропала 13 сентября — ушла за грибами и заблудилась. Пожилая женщина сама позвонила в службу спасения и сообщила, что потеряла ориентиры. На поиски пенсионерки ушло четыре дня. Валентину Черникову искали полицейские, сотрудники МЧС, охотники и волонтеры поискового отряда «Лиза Алерт». Координатор поиска Олеся Чернышева подробно описала, как это было.

Почитайте, как ищут людей.

bi9fDD731E0

13 сентября

Пятница, 13-е, с утра работаем на поиске дедушки в Сагре, я после своей задачи нахожусь в штабе. Время к ночи, приходит заявка на бабушку, 83 года. ЛНС (лес на связи), другой район. Есть прозвон потеряшки, первая информация, где зашла, что проходила, где заплутала.

Честно, в моих планах не было ехать куда-то еще, так как изначально поехала обычным поисковиком только на день, без теплой одежды кроме флиски (на улице +20 градусов было днем) и без сменной одежды, весь перекус был съеден уже давно. Но просьба ребят поехать, плюс понимание того, что у нас есть только ночь, чтобы успеть найти и вывести ба из леса, пока ей не высадили телефон, играет свою роль в моем решении. Выезжаем из Сагры двумя экипажами, четыре человека (Омуль, Заноза, Волчара, Паша) и + одного человека (Ларгус) захватываем по дороге.

В Кузино на точке сбора нас встречает экипаж полиции. Спрашивает, реально ли мы будем искать ночью, получив утвердительный ответ, показывают нам дорогу и забрасывают на место, где потеряшка слышала СГУ. Вместе с полицией находится сын, который рассказывает все, что было сделано и все, что говорила Валентина по телефону.

Дорога настолько убитая, что наш внедорожник остается на дороге, не доезжая до точки. Далее часть людей пешком, часть на уазике полиции добирается до места. В этот момент в моей голове происходит оценка действительности и выбор дальнейших действий.

CzFX0_cphYI
Олеся Чернышева координировала действия тех, кто искал Валентину Черникову. Фото// Лиза Алерт

14 сентября

Время в районе 4.30 утра 14-го числа, на местности только мы, скоро начнут все просыпаться и продолжат высаживать телефон Валентине, узнавая, как у нее дела, а это очень плохо. Все это время мы с Инком, специалистом ЛНС, на связи. Он с ней разговаривал, и всю информацию, какая была у него, передавал нам. Идет полный обмен информацией, ему удобней и проще анализировать информацию у компьютера, видеть то, что мы не можем увидеть с земли. А нам проще оценить по факту, что есть.

Принимаю решение звонить ей, пока она на связи. Потеряшка трубку не берет, скорее всего, спит. Включаем сирену, перезваниваем, берет трубку, говорит, что слышит сирену очень хорошо, задаю четкие вопросы и даю рекомендации, чтобы оставалась на месте, так как в лесу еще темно.

jS72Xbe4uBE
Пожилую женщину искали и днем, и ночью. Фото// Лиза Алерт

Спасибо отцу Олегу и его обучению по направлению ЛНС, которое мне дало понимание важности и необходимости выяснять важные и нужные моменты, а не высаживать просто так телефон. Прямо от машины работаем на отклик и снова уточняем, слышит она или нет, говорит, что слышит, это нас радует, как позже оказалось — зря.

Две «лисы» («лисами» называют пешие отряды поисковиков — прим.ред.) уходят в лес работать на отклик, я остаюсь на месте вместе с полицией. В районе 5.30 начинается рассвет, включаем сирену и снова созваниваемся с потеряшкой. Она четко говорит, что рассвет справа, сирена прямо. Меняю «лисам» направление.

С «лисами» в реальном режиме проверяю состояние леса и проходимость звука. В итоге понимаю, что слишком много факторов, которые искажают звук (отклик ребят я слышала за 1 километр 200 метров, а они сирену только за 40!!! метров, а вторая «лиса», которая находилась метрах в 30 от них, слышала сирену постоянно).

Рельеф, просеки, заболоченные места, речки, буреломы — все играло против нас. К сожалению, в районе семи утра телефон стал недоступен. Все, что у нас осталось от последнего разговора, — это то, что сирену она перестала слышать, солнце справа, позади слышно железную дорогу, ну и огромный валежник, через который ей тяжело идти, но она пытается идти на звук сирены, все пересохло в горле, говорить тяжело. Также к нашему приезду уже было известно, что костер развести не смогла, спички промокли. К девяти утра троим из нас надо возвращаться домой, всем на работу.

Доходим до нашей машины пешком, полиция еще осталась «сиренить» дальше. Ребята уезжают, мы с Ларгусом приезжаем к школе (далее место штаба) и остаемся. В городе идет активная работа инфоргов.

Хулиганка и Винсента выслушивают все мои хотелки и пожелания, размещают пост о сборе и сообщают, что я уже координатор данного поиска. Я сообщаю, что нужны очень подготовленные внедорожники, уазики на заброску людей, иначе возможность работы групп будет под вопросом.

От точки выхода ее в лес и места, где в итоге организовали штаб до точки, где стояла СГУ примерно девять километров по этой убитой лесовозной дороге, других путей добраться нет совсем. Пока никого нет, планируем немного поспать, но через полчаса уже начинается активная деятельность ЕДДС, полиции и других служб, сон как рукой снимает. У нас есть немного времени найти местный магазин, берем себе перекус и снова в штаб.

Приезжает экипаж СОГ МБУ ПГСС (Первоуральская городская служба спасения — прим. ред.). Их машина, по нашим убеждениям, должна проехать туда, выдаю задачу, ребята уезжают, но их всего два человека. Я мечтаю о ребятах из РПСО (региональный поисково-спасательный отряд — прим. ред.), но их нет. Потихоньку начинают подъезжать наши ребята. Первые четыре «лисы» плюс две собаки отправляются на задачи.

9gobMpEFgR8
На поиски пенсионерки волонтеры брали с собой собак. Фото// Лиза Алерт

Судя по картам, которые имеем, лес просто испещрен просеками, которые надо отработать в первую очередь, линейные ориентиры надо пройти от и до. Но на деле оказалось, что просеки все заросли, вокруг ветровалы, буреломы, и ничего подходящего нашему ожиданию нет.

Работаем исходя из того, что есть. Уточняю у местных самую свежую информацию о состоянии леса, просеках, лесных дорогах и т.д. Местным ребятам на квадроциклах ставлю задачи исходя из того, что они сами рассказывают про местность. Другого выбора у меня нет. Подъезжающим нашим экипажам выдаю задачи и отправляю. Работа по поиску продолжается.

В итоге к вечеру на месте работают 23 поисковика «Лизы Алерт», местные жители, родные, экипаж СОГ МБУ ПГСС. В ночь остаются работать только наши «лисы».

15 сентября

К утру 15-го числа они выходят и уезжают домой, нас остается три человека, и чуть-чуть времени на сон. Как и вчера, это оказалось полчаса сна. Многие, кто в городе, гонят меня домой, да я и сама понимаю, что усталость и несколько дней без сна дают о себе знать, но, к сожалению, смены пока нет. Продолжаем работать.

В этот день, как окажется позже, начинается та совместная работа служб и поисковых отрядов, о которой мы всегда мечтаем на поисках. Снова первым приезжает экипаж СОГ МБУ ПГСС, также получает задачу и уезжает на выполнение. Все четко и продуктивно, ребята молодцы. С другой стороны работает ПСО «Сокол». Далее мое настроение улучшается, когда я вижу машину РПСО, да еще и с прицепом, в котором квадрик.

Пока ребята готовятся, ввожу их в курс дела, объясняю, ставлю задачу, но не ту, которую хотелось бы, так как, к моему большому сожалению, их машина не проедет к месту, а забросить их некому. Но лес большой, закрывать надо и другие возможные участки, так как мы понимаем, что наша ба может перемещаться по лесу очень бодро. Два года назад она потерялась и за сутки прошла более 15–20 километров по этому же лесу.

Далее выезжает один наш экипаж из очень опытных ребят — на место СГУ и далее по направлению. И вместе с ними забрасываем на задачу группу из местных вместе с сыном Валентины, в ту же сторону. На помощь мне приезжает Заноза, и опять моему счастью нет предела, до этого мне хватало времени только скидывать треки в ноутбук, до обработки и выкладывания их в онлайн речи вообще не могло быть.

Далее приезжают сотрудники 10-го ОФПС (отряд федеральной противопожарной службы — прим. ред.) по Свердловской области подполковник внутренней службы  Константин Михайлович Куклин и прапорщик внутренней службы Дмитрий Владимирович Татарченков . С этого момента все резко меняется в лучшую сторону. После того как они задали один простой вопрос, что нам надо и чем они могут помочь, и получили на него мой развернутый ответ, наша работа закипела с новой силой.

Нам тут же выделяют школу под штаб без ограниченного доступа по времени, как было до этого. У нас появляется уазик полиции для заброски людей. К вечеру к нам приезжает автобус с сотрудниками полиции, так как я говорила, что людей мало. На утро оставляем вопрос с запросом квадрокоптера, так как погода не для полетов. И еще многое другое решается за эти сутки. Все это нам в разы облегчило жизнь. Но, к сожалению, возможно, самого важного и единственного никто не мог решить — как нам получить геолокацию.

BPHykmGveVc
Под штаб волонтерам выделили местную школу. Поисковики практически не спали (полчаса — не в счет). Фото// Лиза Алерт

Наши ребята приезжали, уезжали, шла смена «лис» в лесу. К вечеру РПСО и СОГ МБУ ПГСС снимаются до следующего утра. Мы продолжаем искать.

Конец третьего дня поисков, на улице дождь, ливень и очень холодно ночью, дневные температуры тоже резко падают. Многие уже сомневаются, что стоит работать на отклик, но я продолжаю ставить эти задачи, местами вместе с прочесом. Ночью, когда появляется свободное время, по WhatsApp передаю в РПСО все треки, чтобы они подумали, как лучше и плодотворнее сработать завтра. Взаимное сотрудничество с ними на всех поисках приводило к успеху.

16 сентября

К сожалению, к утру 16-го числа положительного результата так и не было. Настал понедельник, всем надо на работу. Уезжают все, школу освобождаем ее законным владельцам, детям, ведь им надо учиться. Я в теории могу остаться, но понимаю, что толку от меня уже почти нет, мозг тупит, силы на исходе, лучше отдохнуть и вернуться. Принимаем решение сниматься всем. Мы уезжаем. С утра от нас выезжает автономно один экипаж. За это время мне удается поспать только час, но и его хватило чуть-чуть, чтобы мозг начал работать. В этот день, как оказалось позже, все больше служб стягивали на место поисково-спасательных работ.

Чем могла, помогала удаленно, передавала всю информацию, которой владела за время проведения ПСР. К вечеру выезжает еще один автономный экипаж. Совместно со службами планирую массовый выезд на следующее утро, когда на месте будут максимально все: и службы, и поисковики, и местные. Тогда сможем забросить всех и охватить большой кусок леса от точки СГУ.

Опытных СПГ не хватало во все дни, новенькие ребята внимательно слушали задачи, по ходу обучались и выходили на задачи, отрабатывали все качественно. Да, им это давалось тяжело физически и где-то морально, но они большие молодцы. Надеюсь, что все отдохнут и будет наутро больше народу.

В 18.00 на моем телефоне входящий звонок от сына потеряшки. Беру трубку, и там радостный голос сообщает, что нашли, жива, все хорошо. Слезы радости начинают бежать и из моих глаз. Мы верили и надеялись, что ба все выдержит — так и произошло. Сообщаю всем, с кем сотрудничали на этом поиске. Эмоции переполняют. Это была очень радостная новость для всех. Но впереди еще были несколько часов эвакуации из леса: охотники, которые нашли ба, наши ребята, которые перехватили дальше и везли на машине ба до скорой, скорая помощь, которая выполнила свою работу свыше их правил, — и подъехали максимально близко к месту, и дождались.

Найдена. Жива.

«Городские вести. Добрая компания» — пожалуй, самая доброжелательная группа в «Одноклассниках». Присоединяйтесь к нам, чтобы общаться и читать интересные тексты!