3000 рублей за воду: пожилой первоуралец получил квитанцию с «космической» суммой. Что делать?

Разбираемся вместе с опытным юристом.

Житель дома №2/2 по улице Прокатчиков Валентин Попов получил квитанцию за воду, сумма в которой превышена в десять раз. Вместо трех кубов использованной по факту холодной воды в квитанции стоит 30. Узнав, что за январь ему надо заплатить больше 3000 рублей, мужчина сильно удивился. За разъяснениями первоуралец обратился в городской филиал компании «ЭнергосбыТ Плюс». Там ошибку признали. Но сказали, что оплатить квитанцию все равно нужно — а потом счета будут приходить с отрицательными суммами.

photo_2020-03-02_14-13-36
— Мне уже далеко за семьдесят, — возмущается Валентин Попов. — Я, может, вообще не доживу до того, как использую всю воду, которую оплатил. Фото// Алла Карпович, Городскиевести.ру
— Вообще при выставлении счетов «ЭнергосбыТ Плюс» допускает ошибки практически каждый месяц, — жалуется Валентин Попов. — Но вот этот раз они переплюнули сами себя: соседке насчитали 40 кубов холодной воды, мне — 30. С ошибочными счетами я обратился к руководителю отдела, предоставил ему данные из управляющей компании. В «Энергосбыте» мне сказали, что сделают перерасчет — но квитанцию я все равно обязан оплатить. И деньги мне никто не вернет — просто каждый месяц будут высчитывать потребленные кубы воды. А я живу один — это перерасчет будет в течение года!

Чтобы получить эту информацию, пенсионеру пришлось выстоять огромную очередь в первоуральском филиале «ЭнергосбыТ Плюс» — перед Валентином Петровичем стоял 121 человек. Решение проблемы, предложенное специалистами компании, первоуральца не устроило.

За советом мы обратились к практикующему юристу. Вот что пояснила по поводу этой ситуации Ксения Лумпова.

—В первую очередь хочу обратить внимание потребителей на то, что исполнителем услуги по холодному водоснабжению является ППМУП «Водоканал» (это указано и в самой квитанции), а АО «ЭнергосбыТ Плюс» — расчетный центр, агент по начислению платы. И даже если ошибка в квитанции допущена по вине расчетного центра, потребителю необходимо взаимодействовать с исполнителем услуги — с ППМУП «Водоканал». Именно ППМУП «Водоканал», как исполнитель коммунальной услуги, обязан обеспечить выставление потребителю корректных платежных документов (квитанций) с правильными начислениями.

В качестве наказания для исполнителя услуги (то есть для ППМУП «Водоканал») за некорректные начисления платы предусмотрен штраф, тогда как на расчетный центр (АО «ЭнергосбыТ Плюс») такой штраф не распространяется.

В соответствии с п.155 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

То есть исполнитель (ППМУП «Водоканал») обязан уплатить потребителю штраф в размере 50% от суммы, на которую превышаются правильные начисления.

Для этого потребителю необходимо направить письменное заявление о выплате штрафа, в котором указать: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, место жительства (регистрации), паспортные данные, индивидуальный номер налогоплательщика (при наличии).

Исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления, предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, и принять одно из следующих решений:

  • о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);
  • об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

В случае, если исполнитель установит нарушение порядка расчета платы, то исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения заявителя путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу, а при наличии у потребителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности — путем снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объеме. <span class="su-quote-cite"> <strong>Председатель Комиссии по правовым вопросам реформирования ЖКХ и тарифному регулированию СРО «Ассоциация юристов России» Ксения Лумпова</strong></span>

Сами первоуральцы, получившие завышенные суммы в квитанциях, настроены решительно — они планируют обратиться в Госжилинспекцию и написать коллективную жалобу в прокуратуру.

Еще по теме

Присоединяйтесь к «Городским вестям» во «ВКонтакте»! Живое общение, открытая стена, фото, видео и котики!