Сбербанк должен вернуть клиентке деньги, которые с ее счета украли мошенники

Юрист, представлявший интересы потерпевшей, выиграл суд первой инстанции.

У жительницы поселка Новоуткинск с банковской карты списали крупную сумму денег — почти 260 тысяч рублей. В конце апреля 59-летней женщине позвонили неизвестные, представились сотрудниками службы безопасности Сбербанка (звонили они целых 16 раз). Обращались к первоуралочке по имени-отчеству, назвали номер ее карты, никакие коды и иные сведения пенсионерка им не сообщала (по крайней мере, так говорится в материалах дела). Несмотря на это деньги с карты были списаны — их перевели на счет банка «Зенит».

117836-55627
Операцию по снятию денег совершили из другого региона. Мошенники справились за 18 минут. Потерпевшая обратилась в банк, в полицию, к юристу. Фото// orinfo.ru
— Мы составили иск по закону о защите прав потребителей — о некачественном предоставлении услуги. Потому что «Сбербанк» должен нести ответственность за сохранность вверенных ему денег. Если бы деньги похитили из кошелька моей клиентки, то она сама бы за них отвечала. А она предоставила их на хранение банку, — рассказал частнопрактикующий юрист Виктор Ишуков (именно к нему обратилась потерпевшая) журналистам интернет-газеты Shaytanka.ru.

Юрист составил претензию и направил ее в банк. Но деньги первоуралочке не вернули. Банк сослался на то, что на телефон потерпевшей приходили SMS с одноразовыми паролями, введены пароли были верно — поэтому операция одобрена.

Получив отказ в возврате денежных средств, юрист обратился в суд, где предъявил распечатку, предоставленную оператором сотовой связи. Согласно детализации, никаких SMS с паролями клиентка Виктора Ишукова не получала. Также на судебном заседании стороны выяснили, что модель телефона потерпевшей не позволяет получать PUSH-уведомления.

— И тогда представитель банка озвучила третью версию — о том, что моя клиентка озвучила трехзначный СVV-номер карты, который является конфиденциальным. Нам принесли большую стопку документов — условия использования карт. Сказали, что при получении карты женщина с ним ознакомилась. В анкете заявления стоит уже пропечатанная «галочка». Вот приходит человек в банк, говорит, что нужна карта. Ему говорят — подпишись здесь и здесь. Никто эти правила не читает. Судья обратил на это внимание, — рассказывает о ходе заседания Виктор Ишуков. — Судья запрашивал информацию о держателе счета в банке «Зенит». Но банк ответил, что мой доверитель не является его клиентом, поэтому информацию предоставить не могут.

В итоге суд постановил: удовлетворить требования потерпевшей К. частично.

— Суд полагает, что именно ответчик ПАО «Сбербанк России» обязан доказать, что принял все меры для надлежащего исполнения обязательства при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалось по характеру обязательства и условиям оборота, — говорится в решении. — Судом оцениваются те доказательства, которые предоставлены сторонами к моменту рассмотрения дела. Суд полагает, что ответчик, являясь оператором по переводу денежных средств, должен был убедиться, что поручение на списание денежных средств было получено от истца К.

Совершенные операции имели признаки подозрительных операций, совершаемых без согласия клиента, так, суммы операций и их общая направленность явно не соответствовали предыдущему поведению клиента, однотипные списания значительных сумм посредством интернет-посредника могли и должны были вызвать подозрения ответчика, однако ответчик не предпринял необходимых и достаточных мер для обеспечения сохранности вверенных истцом денежных средств, не предоставил суду достоверных доказательств исполнения своих обязательств по договору.

Согласно решению суда, Сбербанк должен выплатить потерпевшей убытки в размере 259 579 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей (первоуралочка просила 15 тысяч) и заплатить штраф за отказ от добровольного удовлетворения требований.

Решение суда в законную силу пока не вступило, Сбербанк рассматривает возможность его обжалования.

После публикации на портале Городскиевести.ру этой новости мы получили официальный комментарий от пресс-службы Сбербанка.

— Сбербанк рассматривает вопрос об обжаловании решения.

При осуществлении операций по переводу денежных средств банком была проведена идентификация клиента.

В материалы дела были представлены доказательства того, что операции были проведены на основании распоряжения клиента с использованием сведений, известных только клиенту.

А потерпевшая К. довольна работой частнопрактикующего юриста и надеется на возврат денег.

Еще по теме

  • Объем краж с банковских счетов россиян достиг почти 1 млрд рублей в год. В Свердловской области наибольшее количество преступлений зафиксировано в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Алапаевске, Асбесте, Верхней Пышме, Ирбите, Краснотурьинске, Полевском, Первоуральске, Серове, Сысерти, Красноуфимске, Качканаре, Новоуральске. По ссылке — простые правила, которые помогут не стать жертвой мошенников.
Присоединяйтесь к «Городским вестям» во «ВКонтакте»! Живое общение, открытая стена, фото, видео и котики!