120

В первоуральском Народном доме научат веселиться без алкоголя

Батареи в Народном доме не греют. И дело не в халатности коммунальщиков, просто и батарей-то никаких здесь нет. Огромный двухэтажный дом отапливается печами. Возле круглой «голландки» стоят два длинных составленных в ряд стола, вокруг них — лавки, накрытые тканью. На столе — чай, печенье, хлеб, сахар. Так бывает каждую субботу, когда в Народном доме собираются веселые люди. Они пляшут (так принято говорить), играют и поют — именно так, как когда-то это делали наши предки.

Кадриль — любимый танец молодежи из Народного дома

Кадриль — любимый танец молодежи из Народного дома

Дом, в котором не пьют

Муниципальная организация Народный дом живет в двухэтажном доме №65 по ул. Ленина вот уже 21 год. Памятник архитектуры «Городская усадьба Х1Х века» — так называется место их обитания. А места для обитания тут вполне хватает всем: взрослым, детям, музыкантам, певцам, плясунам… Их никто не считает, людей всегда много, всегда появляются новые. В доме — шум-гам, детский хохот, визг, скрипят стулья, звенят чайные чашки, хлопают двери. В помещении прохладно, но вновь пришедшие скидывают курточки, шапки, берут в руки инструменты — на гармони и балалайке играет каждый второй. Если не первый. Этакая большая, дружная семья, подобно тем, какие жили на Руси в огромных избах-пятистенках: и не каждый помнил, кому каким родственником приходится.

— Не сохранилось документов, в которых было бы написано, когда построено это здание, — говорит директор Народного дома Сергей Саблин. — Основному срубу примерно 200 лет. Но не факт, что дом был выстроен именно здесь. Может быть, его и вовсе откуда-то привезли. Документально его история ведется с начала прошлого века. Тогда Дом купили Мошаровы, глава семейства Иван работал… «Ой, а кто это с горочки спускается?»

Нашу беседу прерывает телефонный звонок. Мобильник Сергея Саблина исполняет залихватскую мелодию, переливы гармони сменяет густой мужской вокал. Спрашиваю: «У вас у всех такая музыка на телефонах?». «Почти», — говорят.

В общем, Иван Мошаров работал лесничим. Он купил этот дом и поселил здесь своих сыновей Александра и Дмитрия. Затем дом много раз переходил из рук в руки. Последними владельцами этого здания были наследники Мошаровых и семья Симаковых. В 1987 году ему присвоено звание «Памятник архитектуры».

Здание действительно старое: облупившиеся двери, оконные рамы, половицы. Много вещей, старых и часто ненужных, как это бывает в деревенских домах. Не покидает чувство, что мы в том Первоуральске, каким он был в свои первые сто лет.

Раньше организация «Народный дом» называлась клубом микрорайона №8. Его в усадьбе организовали участники клуба трезвости «Кристалл». Традиции этого клуба продолжаются до сих пор: алкоголь в этих стенах запрещен.

— Все у нас трезвые, поют и пляшут без допинга, — говорит Сергей Саблин. — Зачем нам пить, если и без этого весело? У нас тут часто складываются семьи, люди приводят сюда своих детей.

Василий Саблин поет, пляшет и играет на балалайке с самого детства

Василий Саблин поет, пляшет и играет на балалайке с самого детства

Аутентичная «Воля»

Сергей Васильевич говорит правду. Его собственные дети тоже проводят время здесь. Старший, Василий, поет и пляшет с самого детства. Он как ребенок кулис, у которого изначально нет выбора: либо кино, либо театр. Василию Саблину 16 лет. Говорит, если призовут в армию, отмазываться не будет. Пойдет служить в специальную казачью часть. Сейчас Вася — казачонок, что значит «сын казака». Многие мужчины, работающие здесь  или просто приходящие в Народный дом, вступают в казачество.

Еще в 90-х здесь в Народном доме проходил казачий сход. Тогда и зародилась крепкая дружба между радетелями русских традиций и казаками. Сейчас в здании Народного дома базируется хутор «Васильевский» Первоуральской казачьей станицы, который занимается казачьей культурой. Организации во всем помогают друг другу. Дмитрий Захаров, атаман хутора «Васильевский», тоже часто появляется здесь. У него окладистая борода, военная выправка. Как и Сергей Саблин, он поет в казачьем ансамбле «Воля».

«Воля» — это особенный коллектив. Поет аутентично, так, как этому учили бабушки в селах. В конце ноября участники «Воли» и молодежного ансамбля (ребята называют себя «Приволье» (то есть, при «Воле») ездили в Санкт-Петербург. Там проходил V Российский фестиваль казачьих традиций «Слава казачья». Порядка десяти коллективов со всей страны приехали в Санкт-Петербург, чтобы поделиться опытом — каждый ведет работу по возрождению традиций. Приезжали в основном из казачьих районов — с Северного Кавказа, из Ставропольского края, Кабардино-Балкарии, Дагестана, с Дона. Из казачьих станиц приезжали бабушки, давали мастер-класс по правильному этническому пению.
Василий Саблин об этнических концертах.

— Нас пригласили, чтобы мы провели мастер-класс по уральским кадрилям, — говорит Сергей Саблин. — В России большая потребность проводить вечорки, какие проводим мы. Но мало кто знает, как это делать правильно.

В этом направлении наши казаки — впереди планеты всей. В Москве вечорки проходят пять лет, у нас — уже двадцать. «Эта атмосфера на раз-два заражает молодежь. Ведь в национальной культуре есть все, так же, как и в современной! Прежде всего — это живое человеческое общение», — объясняет он.

— Наши вечорки — это альтернатива дискотеке «Голливуд», — улыбается Дмитрий Захаров. — Здесь тоже танцуют, только без алкоголя, наркотиков и под чутким присмотром взрослых.

Правильные колядки

С 19 по 20 декабря на базе Народного дома пройдет семинар «Традиции празднования Рождества. Вечорочные танцы, игры, кадрили». Провести такую учебу попросила Екатеринбургская епархия.

— В Рождество мы собираемся, делимся на две команды и идем колядовать, — рассказывает Сергей Саблин. — Обычно ходим в Шайтанку, любим там бывать. И принимают там хорошо, и люди проще. В многоэтажках колядовать не так приятно, многие люди уже забыли, что под Рождество принято стучать в соседские дома и петь обрядовые песни. С тем, что наколядовали, приходим сюда. Пьем чай с частью съестного, а остальное оставляем на вечорку.

В космос на лодке

Рождественская вечорка имеет свою особенную структуру. Сначала — вертепное представление, кукольный спектакль на тему Рождества. Затем — пляски и песни. А еще молодежь показывает народные русские драмы — есть такой особый вид народного творчества. Существуют основные сюжеты, которые не изменяются с годами. Самая простая — это народная героико-романтическая драма «Лодка». По сюжету, шайка разбойников плывет по реке Волге, пристает к различным берегам, переживает приключения, и все это только для того, чтобы женить своего атамана.

В Народном доме складываются семьи, а затем приходят сюда с детьми

В Народном доме складываются семьи, а затем приходят сюда с детьми

— Чем хороша народная драма — она не запрещает импровизацию, — рассказывает казачий атаман Дмитрий Захаров. — Однажды, разыгрывая «Лодку», мы даже в космос слетали за невестой для атамана. Когда мы играем драму, зрителей у нас нет, все актеры. Ты сидишь на лавочке, тебя тут же могут вытащить, оп — и ты уже принимаешь участие в представлении.

Рождественская вечорка в Народном доме обычно проходит с 7 вечера до полуночи. В праздники в ней принимают участие до ста человек. Мероприятия бесплатные, приходят все желающие, единственное требование — чтобы были трезвыми. Пьяного вежливо, но все-таки попросят покинуть праздник. Национальность тоже не имеет значения — главное интерес.

Наверное, Народный дом — это все-таки клуб, поскольку по документам входит в городскую централизованную клубную систему и подчиняется Управлению культуры. Но по внутреннему ощущению людей, которые еженедельно здесь собираются, это — не клуб, это — семья.

Народный дом — это не клуб, это — семья

Народный дом — это не клуб, это — семья

Возрождение традиций

Муниципальная организация «Народный дом» входит в централизованную клубную систему и подчиняется Управлению культуры. «Пожалуй, главное, чем занимается «Народный дом», это возрождение русских культурных традиций. Это если приблизительно. Потому что в культуру входит многое: это и костюмы, и застолье, и пляски, и обряды. В этом году мы сыграли пять свадеб, одна из них была обрядовой, в русских традициях», — говорит директор Народного дома Сергей Саблин.

Комментарии 1

Внимание! Комментарии на сайте не премодерируются. Правила
Комментируя, вы даете согласие на обработку персональных данных.