Руководители предприятий обсудили идею введения сити-менеджмента

В пятницу, 18 января, состоялось заседание Совета директоров Первоуральска. На мероприятии присутствовали руководители всех крупнейших предприятий города. В частности, были представители ЧТПЗ, «Уралтрубпрома», «Русского хрома 1915», «Горэлектросети», «Рудоуправления», СХПК «Первоуральский», «Битимский» и другие.

kucher
Владимир Кучерюк

Мероприятие было закрытым для прессы. Со слов участников, организаторами заседания стали заместитель директора ПНТЗ по связям с общественностью Эдуард Коридоров, заместитель председателя Совета директоров Первоуральска Владимир Кучерюк и управляющий западным управленческим округом Виталий Вольф. Цель — обсудить возможность введения поста сити-менеджера в Первоуральске. И, по некоторым версиям, добиться того, чтобы накануне общественных слушаний Совет директоров принял единое обращение в поддержку сити-менеджера. Однако мнения директоров разошлись.

В интервью газете «Первоуральская правда» Владимир Кучерюк сообщил:

— Обсуждали мы общую ситуацию в городе, вопрос введения поста сити-менеджера и связанные с этим публичные слушания. Планирует ли кто-то отправить на слушания своих представителей и т.п. Никакой протокольной записи не вели. Это был просто обмен мнениями. Мы выслушали друг друга и разошлись. Никакой итоговой резолюции не принимали. Сообщения о том, что Совет директоров, якобы, принял решение не поддерживать идею введения поста сити-менеджера, не соответствует действительности.

Мы обзвонили несколько участников данного заседания. Все как один в голос заявляют — организаторы агитировали за введение поста сити-менеджера в Первоуральске. Приводились примеры из других городов, а также аргументы против главы Первоуральска Юрия Переверзева. Тем не менее, остальные участники заседания высказались единогласно против введения новой системы управления.

Мы позвонили Владимиру Кучерюку в надежде услышать комментарий по поводу состоявшегося заседания Совета, предстоящих общественных слушаний и возможном введении поста сити-менеджера. Услышав, о чем мы хотим поговорить, он заявил:

— На эту тему я ни до, ни после общественных слушаний общаться не хочу и не буду.

Правда, Владимир Данилович нашему изданию уже один раз давал интервью по поводу возможности введения поста сити-менеджера. Дело было в июле 2010 года. Именно тогда начали сгущаться тучи над бывшим градоначальником Максимом Федоровым. Вопрос об изменении структуры власти муссировался долго. Именно мнение Владимира Кучерюка, как политика со стажем и тогдашнего председателя комитета по бюджету, финансам и налогам гордумы, мы решили узнать в первую очередь. Отрывки из интервью, опубликованного в «Городских вестях» № 30 от 29 июля 2010 года, мы предлагаем вашему вниманию.

 «Экспериментировать в Первоуральске опасно»

— Владимир Данилович, разговоры о том, что Первоуральск нуждается в кардинальной смене системы управления идут уже на самых различных уровнях — от правительства области до медийного пространства.

— Эта дискуссия возникла не на пустом месте. Она заложена в 131 федеральном законе, где пропагандируются две модели муниципального управления. Насколько я знаю, уже более двух десятков городов нашей области имеют такую систему управления. Далеко ходить не надо — Ревда. Насколько успешно или неуспешно там работает данная система — оценивать жителям или руководству области. Я же придерживаюсь такой точки зрения: в городах дотационных, которые живут на то, что получают из бюджетов других уровней, сити­-менеджер должен быть однозначно. Там за государевыми деньгами нужен строгий догляд. А вот что делать с городами­-«донорами» — здесь есть необходимость серьезной, вдумчивой работы городской элиты.

— Вы хотите сказать, что в Первоуральске экспериментировать не имеет смысла?

— На такой крупной территории как Первоуральска пробовать и экспериментировать вообще опасно. Я был и остаюсь сторонником совершенствования системы управления. Прежде всего, нужно задать себе вопрос — ситуация, в которой мы находимся, уровень жизни в Первоуральске нас устраивает? Таких катаклизмов, как нет годами воды или тепла, мы захлебнулись нечистотами или близки к эпидемии — у нас нет. Но поскольку мы живем рядом с мегаполисом, то имеем возможность сравнивать.

… Сейчас многие видят панацею в том, что придет какой-­то нормальный руководить, например, с Новотрубного завода, и все нам тут отладит. Я вас уверяю — этого не будет. Потому что бюджетирование крупной компании и бюджетирование муниципального образования — две разные вещи. В бизнесе есть доходы, которые нужно умно распределить. В муниципалитете этого делать нельзя: если написано «на медицину», а потратил «на зарплату», обвинят в нецелевом использовании бюджетных средств.

… Давайте мы, как в шахматах, будем смотреть на три хода вперед. Сняли мэра. У меня возникает вопрос — кто войдет в конкурсную комиссию, которая будет выбирать сити-­менеджера? Сколько там будет депутатов, и будут ли они вообще? Вот выберем модель, по которой живет Серов — все депутаты избираются, потом из их числа выбирается глава городского округа. Мне трудно с моим опытом сказать, что лучше: пока кажется, что 150 тысяч избирателей сложнее облапошить, чем 28 депутатов. Мы должны выстроить такую модель, которая не будет зависеть от фамилий и персоналий. Она должна работать и через 10 лет.

— На что нужно будет обратить внимание в первую очередь?

— Муниципальное образование — это многоуровневая система управления. Чтобы ее разделить на две ветви, надо очень грамотно, умно, рационально делегировать полномочия. Если два человека — глава и сити-­менеджер — не найдут взаимопонимания, то нам будет еще хуже. Потому что глава городского округа — это, получается, «свадебный генерал». Мы, как депутаты, будем долбать только сити-­менеджера. Прошло три месяца, ничего не получилось, не убедительно он нам это все рассказал и доказал, мы его снимаем. И кто остается? Снова конкурсная комиссия?