Как обучают уральских снайперов (фото)

В минувшую пятницу, 25 января, на полигоне под Хомутовкой снайперы внутренних войск оттачивали навыки устранения цели с большого расстояния. Помимо стрельб, были снайперские дуэли, сборка-­разборка на время и оттачивание маскировки. По старой доброй традиции дали пострелять и журналистам.

Эти шесть снайперов войск МВД ведут огонь по мишеням, удаленным на 300 метров. Невооруженный глаз едва различит шесть маленьких зеленых точек, но в прицел они могут разглядеть даже кругляшок внутри цифры девять.
Эти шесть снайперов войск МВД ведут огонь по мишеням, удаленным на 300 метров. Невооруженный глаз едва различит шесть маленьких зеленых точек, но в прицел они могут разглядеть даже кругляшок внутри цифры девять.

 Прежде,чем начать

Знакомство с обучением снайперов началось с учебного класса. Кабинет с тремя рядами парт по восемь мест в каждом полностью заполнен молодыми стрелками. На столах перед учащимися лежит настоящая боевая винтовка СВД, а так же запасные части и инструменты для ее обслуживания. Видеопроектор высвечивает компоновочную схему винтовки, а рядом на доске объяснены принципы обращения с оптическим прицелом.

— СВД предназначена для уничтожения командного состава противника, снайперов, расчетов огневых средств, выведения из строя техники и ведения огня по малозаметным удаленным целям, — диктует строгий голос преподавателя. — Прицельная дальность с оптическим прицелом — 1300 метров, с открытым — 1200 метров. Дальность убойного действия пули 3800 метров. Емкость магазина — 10 патронов. Начальная скорость пули — 830 м/с.

В классе тишина, слышен только звук пишущих ручек. Бойцы старательно конспектируют полученные знания. В это время этажом ниже молодые солдаты собирают и разбирают на время свои винтовки. Солдаты поделены на две смены: в первой более опытные, во второй — новички. Все они четко выполняют команды своего инструктора. Всякий раз, когда винтовка оказывалась в руках бойцов из первой смены, мы могли наблюдать четко отлаженные движения, выполняемые со спокойствием, достойным истинного снайпера. Новички же наоборот, суетились и делали много резких движений, что сказывалось на их результатах.

— Я уже два года служу по контракту, — рассказал нам снайпер второго разряда Александр Кухарев из первой смены. — Все, что я умею, я постиг не сразу. Для этого нужны постоянные тренировки. Когда я становился снайпером, я понимал, что иду на ответственную работу — служить людям и защищать закон. Поэтому и отношение к службе у меня соответствующее.

 Глаз да глаз

Затем делегация журналистов переместилась в пульт наблюдения за стрельбами. К пульту ведет отдельная лестница, подсвеченная по краям двумя рядами светодиодов. Она похожа на трап частного самолета, на котором прибыли рок­-звезды из далекой страны. Смотрится живенько на фоне строгого монотонного интерьера прочих помещений.

— Наш пульт оснащен цифровыми системами видеозаписи, — поясняет замначальника учебного центра Михаил Решнов. — Записи мы можем перенести на флешку и просмотреть выполнение упражнений на большом экране, где мы сможем внимательно разглядеть все детали. Так же отсюда мы управляем 22­-мя мишенными установками, на которые, в зависимости от задач, устанавливаются три типа мишеней: головная, грудная и ростовая.

Каждая мишень появляется на два показа по 15 секунд, с интервалом между показами три секунды. Четверти минуты должно хватить для того, чтобы снайпер поразил цель. Эти алгоритмы не постоянны, за их соблюдением и изменением следят два оператора пульта.

 Практика боя

Пришло время выбраться из уютного здания на холодный заснеженный полигон, где учащиеся демонстрировали на практике все то, о чем до этого мы могли только слышать из рассказов сопровождающих нас военных.

Мы отправились на стрельбище, где нас уже ждали шесть снайперов. Их задача — поразить мишени с дистанции 300 метров. По команде они заняли позиции, прильнули к винтовкам и начали вести огонь по целям. Стреляные гильзы разлетались в разные стороны. Мы все немного испугались, когда одна из них угодила в объектив камеры стоящего рядом оператора местного телеканала. Пожалуй, он подошел ближе, чем ему стоило. Гильзу подобрал человек в камуфляже.

— Вот в такую гильзу с 300 метров может попасть почти каждый наш снайпер, — говорит начальник учебного центра Александр Костин. — Мы так и делаем: втыкаем ее в пенек (он как раз в 300 метрах, — прим. автора) и стреляем по ней. Конечно, новички на такое не способны, но это — не проблема для снайпера.

После стрельбы мы отправились смотреть на еще одно упражнение — снайперскую дуэль.

— Обычно в реальных условиях при снайперской дуэли стрелки стоят по разные стороны баррикад, и победа означает жизнь, — рассказывает старший помощник начальника отделения боевой подготовки майор Марат Куров. — В нашем случае — это парное состязание двух снайперов. Сначала они будут отжиматься, каждый сделает кувырок, возьмет свою винтовку и отправится на рубеж. Победит тот, чей выстрел окажется первым и попадет в цель, конечно же.

Через две минуты мы пронаблюдали в точности то, что нам и обещал майор Куров. На все про все у бойцов ушло меньше, чем полминуты. Не смотря на то, что был победитель и проигравший, командиры остались довольны обоими результатами.

 «Я вижу 12 целей»

После демонстрации способностей по поражению целей, военные приготовили небольшое задание и журналистам. Традиционная забава — распознать на местности замаскировавшегося снайпера. Нас подвели к следующему полигону, на котором четырьмя красными флажками была помечена территория, в которой мы должны обнаружить снайпера.

— Если не обнаружите, не будет вам горячего чая, — шутит сотрудник пресс-­службы Максим Рассадин. Чаю как раз хотелось после двухчасовой работы на улице.

Кое-­кто заметил две подозрительные точки. Лично я так ничего и не заметил бы.

— Делайте ставки, — шутит майор Куров и связывается со снайпером по рации. Он просит посчитать всех присутствующих.

— Я вижу 12 целей, — последовал ответ снайпера. Эта фраза всех повеселила, а кому­-то, может, и пощекотала нервы. Когда через оптический прицел боевой винтовки тебя разглядывает профессионал, которого ты даже не видишь, можно и занервничать.

Затем снайпер показался нам. Его местонахождение отгадали только двое из 12 человек. И это с учетом того, что нам указали небольшой участок, где нужно искать. Однако условие выполнено. Чай был за нами.

[nggallery id=177]