147

Первоуральцам предлагают новый способ управления своими домами

Жильцы 12-этажки на Хромпике поработали с ЖЭКом, ушли в «Дом плюс», столкнулись с ПРП и вновь встали перед выбором… способа управления. Все это — на пороге зимы и отсутствия нормального отопления.

Жители высотки под номером «пять», что на улице Комсомольской, еще недавно сидели без отопления. Это при том, что и горячая вода их не греет — температура в каждой квартире своя, но до кипятка не дотягивает нигде. Есть еще проблемы с электропроводкой, межпанельными швами, а еще лифты работают нерегулярно. Учитывая комплекс накопившихся проблем, жильцы решили сменить управляющую компанию — летом они ушли из ЖЭКа в «Дом плюс». Но и там с их проблемами справиться не смогли — по агентскому договору передали в ПРП. Последние подсуетились и в прямом смысле слова согрели людей, пустив по стоякам тепло. Случилось это радостное событие лишь в 20-х числах октября и то с оговоркой — стояки могут похолодеть в любой момент. Вопрос, как жить дальше, для жителей встал еще острее. Они уверены, что «Дому плюс» их проблемы не нужны, а в ПРП им предлагают лишь заключить договор на оказание жилищных услуг. В ситуации вместе с жителями разбирались «Городские вести».

Ничего путного

— До 1 августа 2013 года нас обслуживала компания ЖЭК, — рассказывает историю высотки Ольга Солуянова. Она и еще несколько человек представляют совет многоквартирного дома №5. — Так они нам услуги оказывали, что мы решили от них отказаться. Тут достаточно вспомнить капремонты 2009 года. Швы межпанельные заделали так, что люди мучаются до сих пор — в квартирах, где швы расколупали и запенили, сейчас при включенном отоплении 14 градусов. Ничего от капремонта мы не получили. Да и в целом ничего путного от ЖЭКа не было. Наоборот, я считаю, что именно эта компания довела дом до патового состояния. 92% жителей высказались за смену управляющей компании, и мы покинули ТСЖ «Прометей», отказались от ЖЭКа и перешли в «Дом плюс».

Предварительно, жильцы изучили рынок, посоветовались со знакомыми, встретились с дирекцией «Дома плюс» — ничего не предвещало беды. Но она нагрянула вместе с холодами.

— Мало того, что нас взять-то взяли, а обслуживать не спешили, к отопительному сезону должной подготовки вообще не велось, — продолжает Ольга Александровна. — Отопление подвели к дому 2 октября. «Дом плюс» включил насос, но он оказался неисправен. Два дня гудел, тепло дошло до нескольких квартир, но вскоре пропало и там. Мы ругались, звонили, написали даже в прокуратуру, и в результате увидели объявление — «с 15 октября дом будет обслуживать ПРП».

Активные жители дома №5 по улице Комсомольской отмечают, что никогда склонности к юридическим знаниям не проявляли, но жизнь заставляет. Они не понимают, кто при непосредственном управлении домом должен отвечать за качество коммунальных услуг. Например, за низкую температуру горячей воды на верхних этажах. На этот и иные вопросы они не видят ответов ни в законе, ни в договоре, который они взяли у компании ПРП для ознакомления.

Активные жители дома №5 по улице Комсомольской отмечают, что никогда склонности к юридическим знаниям не проявляли, но жизнь заставляет. Они не понимают, кто при непосредственном управлении домом должен отвечать за качество коммунальных услуг. Например, за низкую температуру горячей воды на верхних этажах. На этот и иные вопросы они не видят ответов ни в законе, ни в договоре, который они взяли у компании ПРП для ознакомления.

Уже просто страшно

Как выяснилось, «Дом плюс» не отказался от высотки, а лишь заключил агентский договор с компанией ПРП на оказание жилищных услуг, куда входит аварийно-диспетчерское обслуживание, санитарная уборка. Плюс биллинг — выставление счетов за услуги.

— ПРП зашли в подвал, который оказался затоплен, насос не работает, теплообменника нет, отсутствует и элеваторный узел. За 30 тысяч рублей нам установили новый насос, долгожданное тепло пошло. Но как нам объяснили, мы не сможем жить спокойно без того оборудования, которого в подвале нет — стояки могут похолодеть в любой момент. А зима только на подходе, — что делать дальше Ольга Александровна не знает. Растерянными выглядят и другие активистки дома.

Они понимают, что «Дом плюс» от проблем жителей открестился, а ПРП заявляет о готовности взять дом на обслуживание на основе не договора управления, а договора оказания жилищных услуг. К этому управляющую компанию подтолкнуло новое постановление правительства №290: теперь УК должны организовать сбор и начисление платы только за содержание  жилых помещений и жилищные услуги, плату за коммуналку УК взыскивать не должны. Хорошо это или плохо — люди до конца не понимают.

— Доверять кому-то уже просто страшно. Все ведь смотрят честными глазами, обещают. А мы хотим не честных глаз, а честных документов. И чтоб работали, — говорит Наталья Казанцева, перебирая в руках октябрьскую квитанцию, в которой счет за тепло и горячую воду выставлен по полной. Перерасчет — еще одна головная боль для жителей. И к кому с ней бежать в сложившихся обстоятельствах — жильцы также не понимают.

DSC_4853

УК за оплату коммуналки не ответчик

На данный момент ПРП является как бы подрядной организацией «Дома плюс». И пока собственники не примут иного решения, ничего измениться не может. Тем не менее, юрист компании ПРП Марина Шолохова, «исходя из соображений целесообразности», предлагает собственникам 12-этажки пересмотреть форму управления домом. По сути, жильцам предлагается первая из трех возможных по закону форм — непосредственное управление (две другие — управление и ТСЖ).

— Этим летом сильно изменилось жилищное законодательство, — разъясняет Марина Шолохова. — Принят целый ряд нормативных актов, расширяющих и уточняющих обязательства обслуживающих организаций в многоквартирных домах. В частности, разъяснено, что многоквартирные дома имеют право выбрать непосредственный способ управления и заключить договор оказания жилищных услуг с управляющей организацией. Управление домами показало убыточность ведения такой деятельности, и мы приняли решение перейти исключительно на договоры оказания жилищных услуг. В первую очередь, это означает, прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями и, соответственно, отсутствие какой-либо задолженности у жилищной организации перед ресурсниками. Это полная прозрачность расчетов за коммунальные услуги.

Иными словами, правительство узаконило прямые договоры с поставщиками коммунальных ресурсов. По сути, как говорит Марина Рашитовна, это возврат к старой схеме, когда плату за коммунальные услуги собирал сам поставщик ресурса, а жилищно-эксплуатационные компании несли бремя ответственности за содержание и техническое обслуживание общедомового имущества.

— Договор управления многоквартирным домом — это совокупность двух видов услуг: жилищных и коммунальных. Но жизнь показала, что на оказание коммунальных услуг мы никак повлиять не можем, и если отопление в дом не было подано, то мы его ведрами не донесем, — говорит Шолохова. — Мы не хотим получать счета-фактуры от ресурсоснабжающих организаций, а потом из 9,61 рубля (действующий тариф на содержание и ремонт жилого фонда — ред.) выплачивать им в счет дебиторской задолженности населения. Пусть поставщики ресурсов о задолженности заботятся сами.

С перерасчетом же за тепло Марина Шолохова обещает жителям помочь. Но опять же — если жители дадут на это добро и выберут ПРП как жилищную компанию. Будучи агентом «Дома плюс» ПРП в этих вопросах бесправна.

Жильцы дома №5 по Комсомольской будут не единственными, кто встанет перед выбором непосредственного управления домом. Как говорят специалисты, эта форма управления становится актуальной.

Жильцы дома №5 по Комсомольской будут не единственными, кто встанет перед выбором непосредственного управления домом. Как говорят специалисты, эта форма управления становится актуальной.

Договор с замечаниями

31 октября жильцы дома №5 еще раз выслушали позицию ПРП на общем собрании. На руки они получили образец договора, взяли временную паузу, чтобы его изучить. Бездумно принимать новые условия жильцы опасаются.

— Во-первых, это все для нас в новинку. Во-вторых, я считаю, что договор сырой, — говорит Ольга Солуянова. — Мне не понятны границы ответственности жителей и жилищной компании. Есть, например, такой пункт: «в случае выполнения предписания надзорного органа сумма выполненных работ распределяется среди собственников дома». Мы не знаем, что за предписания это могут быть. Или: «жилищная компания может устанавливать штраф в размере месячной платы по договору». Что за штрафы, законно ли это? Много несоответствий и вопросов. И, к сожалению, люди не вникая, уже начинают подписывать. Я же считаю, что договор нужно обсуждать и уточнять. Конечно, нам страшно, во что это все может вылиться.

Опасаются не только жители. Как говорит эксперт «Городских вестей», непосредственное управление становится, увы, актуальным: «Это далеко не идеальная форма управления, есть у нее подводные камни. И собственникам помещений необходимо взвесить все плюсы и минусы. В этой связи, жителям простой совет — не спешить».

«Городские вести» адресовали вопросы, касающиеся нововведений, в управление ЖКХ города. Комментариев ждем в ближайшее время, поэтому тема непосредственного способа управления будет продолжена в ближайших номерах газеты. А жителям высотки пока можно записаться на прием к начальнику УЖКХ Сергею Гайдукову — горожан он принимает по вторникам с 15.00.

Комментарии 0

Внимание! Комментарии на сайте не премодерируются. Правила
Комментируя, вы даете согласие на обработку персональных данных.