Музеям хотят посоветовать скрыть от детей откровенные картины и скульптуры

pics.ru
pics.ru

При этом речь идет не столько о категоричном запрете, сколько о рекомендации. Мера еще официально не принята, а  направлена на нравственное совершенствование россиян. Ее инициаторы — эксперты Роскомнадзора — до конца 2015 года предложили разработать «методику по экспонированию произведений искусства с учетом возрастной маркировки». При этом не ясно, по каким критериям «приличные» произведения искусства будут отделять от «неприличных». После того, как в прессу просочилась информация об инициативе Роскомнадзора — а произошло это 10 февраля — ведомство выступило с опровержением. Там уверяют, что документ, который сейчас готовят, неверно трактуют и выставляют в заведомо негативном свете.

Речь идет о приложении к Концепции информационной безопасности детей, разработанной научным сообществом при поддержке Роскомнадзора. На создание документа экспертов натолкнул закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который не запрещает оборот информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества. Однако «Известия» отмечают, что в документе, изданном Роскомнадзором, уже есть пункт об издании объемной монографии «Осторожно! Искусство!» И факт, что искусство могут признать опасным, тут же вызвал негодование.

— Опасными для детей могут быть античеловечные произведения. К опасным может быть отнесена и порнография. Однако такие вещи, как правило, из понятия «искусство» выпадают, — размышляет Ирина Антонова, президент ГМИИ имени Пушкина в интервью «Известиям». — У нас в итальянском дворике посетителей встречает знаменитая скульптура Микеланджело — это обнаженная пятиметровая статуя Давида. Ее нельзя показывать? Есть также залы античного искусства, их много, и, как правило, это обнаженная натура. Древние греки почитали обнаженное тело.

gazeta.ru
gazeta.ru

На сайте Роскомнадзора вскоре появилось сообщение, в котором поясняется, что документ, вызвавший критику, не носит нормативного характера: «Его цель — выработка стратегического научно-обоснованного подхода к проблеме защиты детей от негативной информации, распространяемой в медиасреде. Концепцию следует воспринимать как масштабное научно-аналитическое исследование психологических, культурологических и юридических вопросов, связанных с влиянием современных медиа на формирование личности детей и подростков. Поскольку Концепция находится в стадии общественного обсуждения и доработки, никакие конкретные предложения авторов документа не включались в планы работы органов государственной власти. Официальные решения не принимались».

Как бы то ни было, инициатива прозвучала, и ее активно начали обсуждать. Высказались на сей счет и представители медиасреды Первоуральска.

Могут довести до абсурда

Игорь Цалер
Игорь Цалер

Игорь Цалер, журналист:

— Современное искусство нередко бывает шокирующим, не предназначенным для детей. Так что какие­то меры принимать, наверное, можно. Другой вопрос, что в наших условиях рекомендация Роскомнадзора может быть неверно истолкована и доведена до абсурда. Может дойти до того, что начнут прятать от детей признанные шедевры с обнаженной натурой из страха «как бы чего не вышло». А там и любые произведения, в которых кому­нибудь покажется что­то непристойное, от Давида работы Микеланджело до красоток Кустодиева. На месте надзорных органов я бы обратил внимание на тот контент, который показывается по телевидению без всяких запретов и ограничений. В интернете ребенок (и даже взрослый!) тоже может нарваться на шокирующие вещи. Думаю, существуют проблемы гораздо более важные, чем условная «обнаженка» на выставке современного искусства.

Это чье-то воспаленное воображение

Алиса Прудникова
Алиса Прудникова

Алиса Прудникова, куратор проекта ДНК в Первоуральске:

— Не могу серьезно разговаривать на эту тему. Часто на высоком уровне появляются идеи, не поддающиеся какой-то логике. Это кромешный бред, придуманный чьим-то воспаленным воображением. Сложно это комментировать, и мне кажется, что это повод для интернет-троллинга, и не более того. Я уверена, что такая инициатива не пройдет, потому что здравых людей в стране, я надеюсь, больше. Вообще, это опасно — вторгаться в музей с подобными рекомендациями, где главное — сохранение ценностей и экспертная оценка. Я сама училась в художественной школе, рисовала обнаженного Аполлона в шесть лет, и мою психику это никак не повредило и не обратило меня в поклонницу порнографии. Надеюсь, все у нас будет хорошо.

Цензура — тупиковый путь

Ольга Маглиева
Ольга Маглиева

Ольга Маглиева, преподаватель детской художественной школы:

— Я уверена, что детей надо не ограждать от искусства, а приобщать к нему, объясняя разницу между тем, что есть искусство, а что выходит за его рамки и уже превращается… в тот же «Дом­2». На истории искусств наши преподаватели первым делом объясняют детям разницу между голым человеком и обнаженной натурой. Детям нужно прививать вкус, умение любоваться красотой тела. То, что создано природой, достойно этого. У нас нет, конечно, обнаженки: мы ее не рисуем, не лепим. Но если мы читаем Лермонтова «Русалка» и он описывает, какая она красивая обнаженная, то мы не рисуем ее в маечке. Дети учатся видеть красоту.

Мне не совсем понятно, что именно все же хотят рекомендовать и каковы критерии неприличного. Недавно в интернете наткнулась на информацию о музее под открытом небом (не помню, в какой стране именно): «скульптуры» голых людей, которые неприкрыто совокупляются. Все посетители с ними фотографируются, гуляют дети. Это называется современным искусством, и мне лично кажется это грустным. Оградить от такого можно не только детей, но и взрослых. Запретить пошлость на сайтах, в кино — я тоже «за». Но не греческих богов прикрывать…

Вспоминается монолог Хазанова, когда лавровый листочек пытались прикрепить Аполлону. Цензура была в средние века. Так промывали художникам мозги, что они сами несли на костер свои работы. Но ни к чему хорошему цензура не приводит. Это тупиковый путь.

Я считаю, что грань между пошлостью и искусством не тонкая, и искушенному зрителю объяснять этого не надо. В искусстве все достаточно целомудренно, красиво, оно пробуждает чувства, позитивные эмоции. И когда оно переходит в разряд пошлости, в разряд китча — это видно. Выпячиваются уже низменные страсти, появляется похоть.

Детям это нужно разъяснять. Можно проводить эстетический ликбез уже в школе, лет с десяти, рассказывать ребятам, что есть красиво, что есть пошло. Мы живем в эпоху китча, но наша задача состоит в том, чтобы уметь фильтровать.